Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 4 мая 2017 г. N 646-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
<_>,
при участии представителей:
- заказчика Управления Судебного департамента в Челябинской области - <_>;
- в отсутствие представителей заявителя ООО "Перспектива", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения заявления,
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (443099, г. Самара, ул. Куйбышева, 79, 64) о нарушении заказчиком в лице Управления Судебного департамента в Челябинской области (454006, г. Челябинск, ул. Труда, 34), его комиссией при проведении электронного аукциона на комплексный капитальный ремонт в здании Ленинского районного суда г.Магнитогорска (извещение N 0169100000617000124) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба от ООО "Перспектива" (вх. N 01-7414 от 28.04.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Управления Судебного департамента в Челябинской области, его комиссией при проведении электронного аукциона на комплексный капитальный ремонт в здании Ленинского районного суда г. Магнитогорска (извещение N 0169100000617000124) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что описание объекта закупки составлено заказчиком с нарушением Закона о контрактной системе, в аукционной документации отсутствует порядок предоставления разъяснений положений документации, а также, что заказчиком нарушены положения действующего законодательства в части установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг. Просил признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами заявителя не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
13 апреля 2017 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0169100000617000124 и аукционная документация на комплексный капитальный ремонт в здании Ленинского районного суда г. Магнитогорска.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 92 610 600, 00 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (долее по тексту - Закон об энергосбережении) государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона об энергосбережении требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить первоочередные требования в составе указанных правил.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пп. "е" п. 7 Правил к первоочередным требованиям энергетической эффективности для ламп электрических, работающих от электрической сети переменного тока напряжением 220 В относятся:
- наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности;
- запрет на приобретение двухцокольных люминесцентных ламп диаметром 26 - 38 мм с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи менее 80 с цоколем G13;
- запрет на приобретение дуговых ртутных люминесцентных ламп;
- запрет на приобретение ламп люминесцентных со встроенным пускорегулирующим аппаратом (компактных люминесцентных ламп), за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света.
А также в соответствии с ч. 8 ст. 10 Закона об энергосбережении с 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается закупка электрических ламп накаливания для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
В Приложении N 2 к аукционной документации N 0169100000617000124 заказчиком установлен перечень материалов, используемых при выполнении работ.
Проанализировав перечень материалов, используемых при выполнении работ, Комиссия Свердловского УФАС России не установила наличие товаров, нарушающих требования энергетической эффективности товаров при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Доказательств обратного Комиссии Свердловского УФАС России представлено не было.
В данной части жалоба ООО "Перспектива" необоснованна.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, не соответствуют положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения и документы:
- согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе;
- конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара в отношении перечня материалов, используемых при выполнении работ (Приложение N2 Перечень материалов).
Проведя анализ положений Приложения N 2 к аукционной документации Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в Приложении N 2 к аукционной документации заказчиком установлен перечень материалов, необходимых для производства работ, и их технические характеристики и показатели, в том числе характеристики химического состава и (или) компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, испытания товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что характеристики химического состава и (или) компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, испытания товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, установленные в Приложении N 2 к аукционной документации, являются излишними и нарушающими требования п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Выявленное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данной части жалоба ООО "Перспектива" обоснованна.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пунктом 17 раздела I аукционной документации установлен порядок разъяснения положений документации об электронном аукционе и внесение в нее изменений.
Вместе с тем, в нарушение п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в аукционной документации заказчиком не установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Выявленное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данной части жалоба ООО "Перспектива" обоснованна.
В соответствии с п. 1 раздела 2 "Техническое задание" аукционной документации установлена краткая техническая характеристика объекта: выполнить общестроительные работы по комплексному капитальному ремонту помещений, объем работ (Приложение N1 "Локальный сметный расчет").
Комиссией Свердловского УФАС России также установлено, что в Приложении N1 к аукционной документации заказчиком предоставлен локальный сметный расчет, позволяющий определить объем выполняемых работ на комплексный капитальный ремонт в здании Ленинского районного суда г. Магнитогорска и их стоимость.
Таким образом, довод заявителя о невозможности определения объема работ не состоятелен.
В ходе внеплановой проверки Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно п. 1 ст. 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в соответствии с извещением N 0169100000617000124:
Дата и время начала подачи заявок - 13.04.2017 13:01
Дата и время окончания подачи заявок - 28.04.2017 09:00.
Пунктом 19 раздела I аукционной документации установлены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - до 09-00 (время местное) "28" апреля 2017 г.
Таким образом, срок для подачи заявок, установленный заказчиком, составляет 14 дней.
На основании вышеизложенного, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что в нарушение ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе заказчиком сокращен срок подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Выявленное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Перспектива" признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Управления Судебного департамента в Челябинской области признать нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 63, п. 1, п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Управления Судебного департамента в Челябинской области выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2, ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица заказчика, утвердившего аукционную документацию N 0169100000617000124, с документами, удостоверяющими личность, и документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий, объяснением по факту выявленного нарушения на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж ____________ 2017 г. в ______.
6. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица заказчика, ответственного за установление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0169100000617000124, с документами, удостоверяющими личность, и документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий, объяснением по факту выявленного нарушения на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж ____________ 2017 г. в ______.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ 646-З
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
04.05.2017 г. г. Екатеринбург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
<_>,
на основании решения N 646-З от 04.05.2017 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Управления Судебного департамента в Челябинской области в срок до 19.06.2017 года устранить нарушения Закона о контрактной системе, допущенные при проведении электронного аукциона (извещение N 0169100000617000124), путем отмены всех составленных в ходе проведения закупки протоколов, внесения изменений в аукционную документацию и извещение N 0169100000617000124 в части устранения нарушений, установленных решением N 646-З от 04.05.2017 г., продления срока подачи заявок, и завершить процедуру проведения закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение п. 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Управления Судебного департамента в Челябинской области в срок до 26.06.2017 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, а также по факсу: (343) 377-00-84 или по адресу электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 4 мая 2017 г. N 646-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2017