резолютивная часть решения объявлена 17.05.2017 г.
в полном объеме решение изготовлено 22.05.2017 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителя заявителя Общество с ограниченной ответственностью "Специализированная организация "ГОСЗАКУПКИ" (далее - Заявитель, ООО "СО "Госзакупки") - по доверенности от 2017 г.; представителя заказчика - Муниципальное унитарное предприятие "Каббалккоммунэнерго" ( далее - Заказчик) ,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0504600000717000012 "Поставка запчастей для автотранспортной техники", руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "СО "Госзакупки" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка запчастей для автотранспортной техники".
Из жалобы следует, заказчиком при проведении электронного аукциона N0504600000717000012 "Поставка запчастей для автотранспортной техники" допущены нарушения Закона о контрактной системе.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев доводы заявителя, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
02.05.2017 17:25 ч. на официальном сайте РФ http://www.zakupki.gov.ru (http://www. info@sberbank-ast.rusberbank-ast.ru) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного N0504600000717000012 "Поставка запчастей для автотранспортной техники". Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 800 000.00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 02.05.2017 17:25 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 10.05.2017 16:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 12.05.2017 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 15.05.2017 г.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 14.04.2017 г. на участие в электронном аукционе было подано 19 (девятнадцать) заявок. В последствии 16 (шестнадцать) заявок, в том числе заявка заявителя, на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе отклонены от участия в аукционе.
В ходе проведения электронного аукциона ценовые предложения подавали 2 участника аукциона. Минимальное предложение о цене контракта составило 2 954 871.95 рублей.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33. Закона о контрактной системе: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заказчиком в разделе 3 "Техническая часть" документации об электронном аукционе не указаны максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду указывается информация о требованиях, предъявляемых к участникам аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию о требованиях предъявляемых к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Федеральным законом от 28.12.2016 N489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившим в законную силу 09.01.2017 года, дополнена статья 31 Закона о контрактной системе пунктами 7, 7.1, в частности: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; 7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данные требования носят императивный характер и заказчики обязаны устанавливать соответствующие требования к участкам закупки при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). В извещении о проведении аукциона указанные требования заказчиком не установлены, но вместе с тем, в документации об аукционе (пункт 13. Требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 документации об аукционе) требования части 1 статьи 31 предусмотрены в действующей редакции.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В информационной карте документации об электронном аукционе (пункт 30 Условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами) заказчиком установлено требование, что участники закупки не должны находится под юрисдикцией Турецкой Республики, а также не должны контролироваться гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением Правительства РФ N1457 от 29.12.2015 г.
Постановлением Правительства РФ N1457 от 29.12.2015 г. утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г. В утвержденный перечень Постановлением Правительства РФ N1457 от 29.12.2015 г. входит:
1. Строительство зданий, строительство инженерных сооружений и работы строительные специализированные, коды ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2);
2. Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа, код ОКВЭД 71 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2);
3. Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, код ОКВЭД 79 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2);
4. Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, код ОКВЭД 55.1 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2);
5. Выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
6. Обработка древесины.
Предметом государственного контракта является "Поставка запчастей для автотранспортной техники", следовательно, нормы Постановления Правительства РФ N1457 от 29.12.2015 г. не распространяются на электронный аукцион "N0504600000717000012 " Поставка запчастей для автотранспортной техники" и расценивается как дополнительное требование к участникам закупки, не предусмотренное законодательством о контрактной системе.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
В нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в пункте 26 информационной карты документации об электронном аукционе не установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Пунктом 5 часть 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено что в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация о преимуществе, предоставляемом заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.
В извещении и документации об электронном аукционе установлено о предоставлении преимущества, учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 649 (ред. от 04.02.2016) "О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта" и Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341 (ред. от 28.07.2016) "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта" (вместе с "Правилами предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта")
Согласно коду общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) предметом закупки являются запасные части, для автотранспортной техники с кодом по ОКПД2 29.32.30.390 что не подпадает под предоставление преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов.
Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Согласно п. 2.4 проекта контракта оплата товара осуществляется по факту поставки на основании счета-фактуры, товарно-транспортных накладных, в течение 30 дней с момента подписания Заказчиком документов о приемке. но не позже срока окончания контракта, при условии выполнения Поставщиком своих обязательств по данному контракту.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системы в пункте 7.4 части 7 проекта государственного контракта установлен размер штрафа - 2% от цены государственного контракта, тогда как в соответствии с пунктом "а" части 5 постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - ПП от 25.11.2013 N1063) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде - 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 7.7 части 7 проекта государственного контракта предусмотрен размер штрафа - 5% цены государственного контракта. Однако, на основании пункта "а" части 4 ПП от 25.11.2013 N1063 за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде - 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей. Следовательно, при формировании и утверждении документации об аукционе допущены нарушения Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 106 Закона о контрактной системе, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Специализированная организация "ГОСЗАКУПКИ" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика, части 3 статьи 7, части 8 статьи 30, пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, частей 5, 7, 8 статьи 34, пункт 5, 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе..
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 17 мая 2017 г. N 05-107/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2017