Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 мая 2017 г. N 270
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Ремстройтепло-сервис" (далее - Заявитель, Общество) на действия аукционных комиссий при проведении электронных аукционов на выполнение работ по капитальному ремонту индивидуального теплового пункта с автоматизацией узлов управления тепловой энергии и горячей воды в здании, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Горького, 54, 54А, 56 в целях осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов коммунального хозяйства и систем инженерной инфраструктуры (извещения N 0369200012317000003, 0369200012317000002, 0369200012317000001) (далее - Аукционы) в присутствии:
- представителя ГБОУ ВО "ЮурГИИ им. П.И. Чайковского" (далее - Заказчик), действующего на основании доверенности N ОПО-2017/05/16 от 16.05.2017;
- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности доверенности N ОПО-2017/05/15 от 15.05.2017;
- представителя Заявителя, действующего на основании доверенности N 55 от 16.05.2017,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 10.05.2017 поступили жалобы ООО "Ремстройтепло-сервис" на действия аукционных комиссий при проведении электронных аукционов на выполнение работ по капитальному ремонту индивидуального теплового пункта с автоматизацией узлов управления тепловой энергии и горячей воды в здании, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Горького, 54, 54А, 56 в целях осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов коммунального хозяйства и систем инженерной инфраструктуры (извещения N 0369200012317000003, 0369200012317000002, 0369200012317000001), объявленных Заказчиком путем размещения в Единой информационной системе 17.04.2017 и 18.04.2017 извещений о проведении Аукционов на сайте www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону (извещение N0369200012317000001) - 639 682 рубля 00 копеек.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону (извещение N0369200012317000002) - 691 223 рубля 00 копеек.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону (извещение N0369200012317000001) - 661 658 рублей 00 копеек.
По состоянию на 18.05.2017 контракты по результатам Аукционов не заключены, заключение контрактов приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалоб по существу.
Согласно доводам, изложенным в жалобах, Заявитель полагает, что по всем конкурентным процедурам аукционная комиссия при рассмотрении вторых частей заявок неправомерно отклонила заявки ООО "Ремстройтепло-сервис".
В обоснование своих доводов общество указывает, что в декларациях, представленных обществом в составе заявок, содержатся сведения о том, что ООО "Ремстройтепло-сервис" соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктами 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заявитель также обратил внимание комиссии на то, что в документациях не содержатся сведения о том, каким образом участники должны продекларировать соответствие требованиям, установленным в пункте 1 статьи 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в связи с чем декларация заполнена Обществом в свободной форме, где Заявитель указал, что соответствует требованиям, установленным в пунктах 1-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами, изложенными в жалобах, не согласились и пояснили, что аукционные комиссии правомерно отклонили заявки Общества, поскольку в декларациях не раскрыты положения, предусмотренные пунктами 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в связи с чем комиссия посчитала, что участник не подтвердил свое соответствие установленным требованиям.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В силу пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как видно из аукционных документаций, Заказчиком в пункте 15 установлены единые требования к участникам закупки. Участники закупки должны соответствовать, в том числе следующим требованиям:
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
Пунктом 21 Документаций определены требования к содержанию составу заявки. Заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию соответствия участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7, 7.1, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколам подведения итогов от 05.05.2017 заявки ООО "Ремстройтепло-сервис" признаны не соответствующей требованиям, установленным документациями об аукционах в электронной форме, поскольку заявки не содержали декларации о соответствии требованиям, установленным пунктом 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как видно из представленных материалов дела, в составе заявок ООО "Ремстройтепло-сервис" представлены декларации о соответствии участника требованиям, установленным пунктами 1 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом, далее общество раскрывает содержание указанных пунктов. Вместе с тем, при раскрытии названных пунктов не указано, что Общество не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также не указаны сведения о том, что у участника закупки (физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица) отсутствует судимость за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации
Комиссия антимонопольного органа обращает внимание заказчика на то, что требование к форме декларации, которую обязательно должны заполнять участники при подаче заявки, не может быть установлено в документации об аукционе. Но, поскольку декларированием по сути является любая форма заявления, аукционной комиссией должна учитываться любая информация, представленная участником закупки в составе заявки, как в форме отдельного документа, так и путем указания на соответствие установленным требованиям посредством функционала оператора электронной площадки при подаче заявки.
Таким образом, ООО "Ремстройтепло-сервис", указав в декларациях информацию о том, что участник закупки соответствует требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, тем самым подтвердил, что участник соответствует требованиям, установленным пунктами 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, аукционные комиссии неправомерно отклонили заявки ООО "Ремстройтепло-сервис" при рассмотрении вторых частей заявок, что привело к нарушению части 1, пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, проведя внеплановую проверку, выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N1457 утвержден "Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г." (далее - Перечень), пункт 5 которого включает выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, законодательством о контрактной системе установлен запрет о том, что организации, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организации, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не могут выполнять работы и оказывать услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, сведения об указанном запрете не содержатся в извещениях об аукционах, что является нарушением пункта 7 части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать
- согласие, предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
или
согласие, предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Как видно из пункта 21 аукционных документаций, Заказчик установил требование о том, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
"1. согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме,
2. согласие на использование товара, в отношении которого в документации электронного аукциона содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара
либо
указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара."
Исходя из содержания аукционных документаций, не представляется возможным установить, что должны содержать первые части заявок на участие в аукционах:
- только согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме;
либо
- только согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме и согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), наименование страны происхождения товара;
либо
- только согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме, и конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Как пояснил представитель Заказчика на заседании комиссии, в составе заявок необходимо представить согласие на выполнение работ и конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, наименование страны происхождения товара.
Таким образом, Заказчик не установил однозначные требования к содержанию первых частей заявок, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64, подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Антимонопольный орган также отмечает, что указанное нарушение привело к тому, что часть заявок на участие в электронных аукционах отклонена аукционными комиссиями, поскольку некоторые участники представили в составе заявок только согласие на участие в аукционах.
Так, например, по аукциону N 0369200012317000003 по итогам рассмотрения первых частей заявок отклонен участник N 1, заявка которого содержала только согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме.
По аукциону N 0369200012317000001 заявка N 1 также отклонена по указанному основанию.
По аукциону N 0369200012317000002 отклонен участник N 2, поскольку заявка содержала только согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме.
В таком случае неправомерные действия Заказчика повлияли на действия аукционных комиссий, которые рассматривали первые части заявок в соответствии с документациями и вынуждены были отказать указанным участникам в допуске к участию в аукционах.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
3.1.Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, обозначения, терминологию, касающуюся технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, которые предусмотрены техническими регламентами и документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.
Таким образом, из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части предоставления исполнителем документов, подтверждающих качество и безопасность товара, возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе, в том числе проекте контракта, исчерпывающий перечень таких документов, предусмотренных действующим законодательством.
Как видно из пункта 5 раздела II документаций, Заказчик установил требование, согласно которому технология и методы производства работ должны осуществляться в полном соответствии с Техническим заданием, стандартами, строительными нормами и правилами и иными действующими на территории Российской Федерации нормативно-правовыми актами.
Вместе с тем, исходя из положений документации не представляется возможным установить, какие стандарты, строительные нормы и правила, иные действующие на территории Российской Федерации нормативно-правовые акты должны быть соблюдены Подрядчиками при выполнении работ, что не обеспечивает объективного характера описания объектов закупок и условий исполнения контрактов в нарушение пункта 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.2. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (далее - Постановление N 982) утверждены единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
При этом, следует отметить, что требовать от участников закупки сертификаты на материалы, которые не подлежат обязательной сертификации, недопустимо.
В пункте 5 раздела II аукционных документаций установлено условие о том, что все применяемые Подрядчиком материалы и оборудование, используемые при выполнении работ должны быть сертифицированы и разрешены к применению на территории Российской Федерации.
Исходя из указанной формулировки невозможно установить, на какие конкретно материалы участники закупок при исполнении контрактов обязаны представить сертификаты, подтверждающие качество материалов, используемых при выполнении работ.
Таким образом, Заказчиком нарушены положения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку указанная информация не позволяет определить перечень документов, которые необходимо представить Заказчику на этапе приемки товара, что может привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению контрактов.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалоб ООО "Ремстройтепло-сервис" на действия аукционных комиссий при проведении электронных аукционов на выполнение работ по капитальному ремонту индивидуального теплового пункта с автоматизацией узлов управления тепловой энергии и горячей воды в здании, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Горького, 54, 54А, 56 в целях осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов коммунального хозяйства и систем инженерной инфраструктуры (извещения N 0369200012317000003, 0369200012317000002, 0369200012317000001) обоснованными.
2. Признать в действия аукционных комиссий нарушение части 1, пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пунктов 7 части 6 статьи 63, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционным комиссиям, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А.Козлова |
Члены комиссии |
Е.Б. Черенкова |
|
А.Ф. Яныбаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 мая 2017 г. N 270
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2017