Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 мая 2017 г. N 277-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу САО "ВСК" на действия заказчика при проведении открытого конкурса N 0369100004817000016 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасных объектах ФГУ ЭВ Челябинской области (далее - конкурс), в присутствии:
- представителей ФГУ ЭВ Челябинской области (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей от 20.09.2016 N б/н, от 10.11.2016 N б/н;
- представителя САО "ВСК" (далее - заявитель, участник закупки), действующего на основании доверенности от 27.01.2017 N 74АА3367164;
- представителей АО "СОГАЗ", действующих на основании доверенностей от 15.08.2016, от 21.04.2017 N Ф40-12/17,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила 11.05.2017 жалоба САО "ВСК" на действия заказчика при проведении рассматриваемого конкурса, объявленного заказчиком путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 26.04.2017 извещения о проведении конкурса и конкурсной документации.
Начальная (максимальная) цена контракта - 30 972 000 рублей 00 копеек.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 16.05.2017 09:00.
На момент рассмотрения жалоб государственный контракт по объекту рассматриваемой закупки не заключен.
Согласно доводам жалобы САО "ВСК" заказчиком по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" неправомерно установлен показатель N 3 о наличии филиалов в месте расположения Заказчика, что, по мнению заявителя, подтверждается Письмом Министерства экономического развития РФ от 18.07.2016 N Д28и-1909.
Кроме того, в форме N 4 (Анкета участника открытого конкурса) требуется подпись, в том числе главного бухгалтера организации, однако главные бухгалтеры практически всех страховых компаний, работающих на территории Челябинской области, территориально находятся в городе Москве, что приводит к невозможности подписания ими данной формы и своевременной подачи заявки.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения по доводам жалобы (исх. от 16.05.2017 N 348/КС), а также пояснили, что действия заказчика соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Указание в конкурсной документации показателя N 3 Наличие филиалов в месте расположения Заказчика (в том числе возможность приема документов от "Страхователя" по урегулированию убытков и иных документов (г. Челябинск) (оцениваются официально зарегистрированные филиалы на территории г. Челябинска) по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, не ограничивает количество участников закупки.
Кроме того, все потенциальные участники закупки, принимавшие участие в Конкурсе имеют филиалы в месте расположения заказчика.
Также представители заказчика пояснили, что в соответствии с пунктом 2.6.6 Инструкции участникам конкурса по подготовке документов, содержанию и порядка подачи заявок на участие в открытом конкурсе (далее - Инструкция) в документации приведены примерные образцы форм и документов для заполнения участниками открытого конкурса в составе Заявки. Учитывая изложенное, заказчик не требует от участников закупки предоставлять сведения исключительно по форме, установленной в конкурсной документации.
Представители АО "СОГАЗ" представили письменные пояснения (исх. от 17.05.2017 N СГф-40/09-08/01-б/н), поддержали позицию заказчика и указали, что требования конкурсной документации не сокращают количество участников закупки.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе определено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки заявок, ПП РФ N 1085).
Пунктом 4 Правил оценки заявок предусмотрено, что в целях соблюдения Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил;
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Правил оценки заявок).
Согласно пункту 27 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Разделом IV Информационной карты определены критерии оценки заявок на участие в конкурсе: Цена договора - 60 %, Квалификация участника закупки - 40 %, разделом V Информационной карты установлен порядок оценки заявок на участие в конкурсе.
Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" являются:
- показатель 1: Рейтинг надежности страховой компании;
- показатель 2: Наличие сертификата, подтверждающего соответствие Системы Менеджмента Качества страховой организации применительно к страхованию и перестрахованию требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001-2015) или действующего сертификата на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2011 (ISO 9001-2011);
- показатель 3: Наличие филиалов в месте расположения Заказчика (в том числе возможность приема документов от "Страхователя" по урегулированию убытков и иных документов (г. Челябинск) (оцениваются официально зарегистрированные филиалы на территории г. Челябинска);
- показатель 4: Обеспечение закрепления персонального менеджера "Страховщика" за "Страхователем" для решения всех возникающих вопросов по исполнению договоров страхования;
- показатель 5: - Наличие бесплатной круглосуточной диспетчерской службы и предоставление консультаций специалистов при наступлении страхового случая.
Для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки Заказчик в документации о закупке устанавливает количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки.
Таким образом, заказчиком установлен показатель, выраженный в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, а именно в наличии филиалов в месте расположения Заказчика (в том числе возможность приема документов от "Страхователя" по урегулированию убытков и иных документов (г. Челябинск) (оцениваются официально зарегистрированные филиалы на территории г. Челябинска), что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
При этом, установленное в конкурсной документации требование к составу заявки участника открытого конкурса содержит правовую возможность, а не обязанность по предоставлению документов, подтверждающих его квалификацию.
Отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки, не соответствующей требованиям Закона, что соответствует пункту 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Таким образом, установленные Заказчиком критерии и порядок оценки заявок не противоречат положениям пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что Письмо Министерства экономического развития РФ от 18.07.2016 N Д28и-1909 (далее - Письмо Минэкономразвития РФ) содержит сведения относительно аукционной документации, а соответственно в данном случае информации в отношении критериев оценки по конкурсной документации Письмо Минэкономразвития РФ сведений не содержит.
2. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
В силу пункта 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в состав заявки должно входить предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Таким образом, предложение участника конкурса должно быть установлено заказчиком и содержать однозначные и конкретные условия, позволяющие участнику закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в конкурсе.
Согласно части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Указанные положения также содержатся в конкурсной документации, а именно пункте 2.6.4 Инструкции.
В форме N 4 (Анкета участника открытого конкурса) содержится указание на необходимость подписи, в том числе главного бухгалтера организации, однако Закон о контрактной системе не содержит требований об обязательном подписании заявки иными лицами, в том числе главным бухгалтером.
Из содержания пункта 2.6.6 Инструкции следует, что в документации приведены примерные образцы форм и документов для заполнения участниками открытого конкурса в составе Заявки. Подпись главного бухгалтера не является обязательным требованием заказчика, отсутствие подписи главного бухгалтера не влечет за собой отклонение заявки участника закупки, о чем указано в пункте 2.6.4 Инструкции.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации.
Указание заказчиком в форме N 4 (Анкета участника открытого конкурса) о подписании анкеты участника открытого конкурса главным бухгалтером могло ввести в заблуждение участников закупки относительно необходимости такой подписи, что не соответствует положениям пункта 4 части 1 статьи 50, части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы САО "ВСК" на действия заказчика при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасных объектах ФГУ ЭВ Челябинской области (извещение N 0369100004817000016) обоснованными в части указания заказчиком в форме N 4 (Анкета участника открытого конкурса) на необходимость подписания анкеты участника открытого конкурса главным бухгалтером, в остальной части необоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 4 части 1 статьи 50, части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии И.О. Кокшарова
А.А. Васянина
Федеральное государственное бюджетное учреждение по эксплуатации водохранилищ Челябинской области
(ФГУ ЭВ Челябинской области)
454084, г. Челябинск, ул. Калинина, 13а
Страховое акционерное общество "ВСК" (САО "ВСК")
121552, г. Москва, ул. Островная, д. 4
454008, г. Челябинск, Свердловский пр-т, 30-Б
АО "СОГАЗ"
454006, г. Челябинск, ул. Российская,
д. 110
Конкурсной комиссии по конкурсу (извещение N 0369100004817000016)
ПРЕДПИСАНИЕ N 277-ж/2017
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о контрактной системе
17 мая 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
на основании решения Челябинского УФАС России от 17.05.2017, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы САО "ВСК" на действия заказчика при проведении открытого конкурса N 0369100004817000016 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасных объектах ФГУ ЭВ Челябинской области (далее - конкурс, закупка), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ФГУ ЭВ Челябинской области: со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) и/или получения заказчиком предписания не заключать контракт по итогам Конкурса.
2. Конкурсной комиссии:
2.1. в срок до 23.05.2017 произвести рассмотрение и оценку заявок участников закупки в соответствии с решением N 277-ж/2017 от 17.05.2017 и требованиями законодательства о контрактной системе, а именно в форме N 4 (Анкета участника открытого конкурса) без учета подписи главного бухгалтера организации;
2.2. в срок до 24.05.2017 передать протокол, оформленный по итогам исполнения пункта 2.1 настоящего предписания, в ФГУ ЭВ Челябинской области для размещения в единой информационной системе.
3. ФГУ ЭВ Челябинской области:
3.1 в срок до 24.05.2017 разместить протокол и решение, оформленные по итогам исполнения пункта 2.1 настоящего предписания в единой информационной системе;
3.2 продолжить процедуру определения исполнителя, направленную на заключение контракта, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
4. ФГУ ЭВ Челябинской области в подтверждение исполнения предписания в срок до 2.05.2017 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: протокол, составленный по итогам исполнения пункта 2.1 настоящего предписания, документы, подтверждающие размещение указанного протокола в единой информационной системе.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель Комиссии: Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии: И.О. Кокшарова
А.А. Васянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 мая 2017 г. N 277-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2017