Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 мая 2017 г. N 282-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Сети и Сервис" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на строительство объектов "Распределительный газопровод низкого давления для газоснабжения жилых домов в поселках Пашнино-1, Пашнино-2 Лазурненского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области", "Подводящий газопровод высокого давления для газоснабжения индивидуальных жилых домов в поселках Пашнино-1, Пашнино-2 Красноармейского муниципального района Челябинской области" (извещение N 0169300024817000074) в присутствии:
- руководителя Управления строительства и инженерной инфраструктуры Администрации Красноармейского муниципального района (далее - заказчик), действующего на основании Распоряжения Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области от 31.05.2016 N 26 л/с;
- представителей заказчика, действующих на основании доверенностей от 27.04.2017, от 17.05.2017;
- представителя ООО "Сети и Сервис" (далее - заявитель, Общество), действующего на основании доверенности от 18.05.2017,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 15.05.2017 поступила жалоба ООО "Сети и Сервис" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на строительство объектов "Распределительный газопровод низкого давления для газоснабжения жилых домов в поселках Пашнино-1, Пашнино-2 Лазурненского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области", "Подводящий газопровод высокого давления для газоснабжения индивидуальных жилых домов в поселках Пашнино-1, Пашнино-2 Красноармейского муниципального района Челябинской области", объявленного заказчиком путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 28.04.2017 извещения об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 35 577 994,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 15.05.2017 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в составе аукционной документации не в полном объеме размещена проектная документация, в соответствии с которой подрядчику необходимо будет осуществлять строительство газопроводов.
Представители Управления строительства и инженерной инфраструктуры Администрации Красноармейского муниципального района с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
Разработка проекта на строительство рассматриваемых газопроводов осуществлялась гражданами, а не Управлением строительства и инженерной инфраструктуры Администрации Красноармейского муниципального района. Заказчиком в составе аукционной документации размещена вся проектная документация, переданная проектировщиком Управлению.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Исходя из содержания части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного Закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать указанному Закону.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Проектная документация определяет объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса РФ и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 года N 87 (далее - Положение).
Так, в соответствии с частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, частью II Положения в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:
- пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
- схема планировочной организации земельного участка, которая выполнена в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка;
- архитектурные решения;
- конструктивные и объемно-планировочные решения;
- сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
- проект организации строительства объектов капитального строительства;
- проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
- перечень мероприятий по охране окружающей среды;
- перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов);
- требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;
- смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов;
- перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого дома, об объеме и о составе указанных работ (в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции многоквартирного дома);
- иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Предметом настоящей закупки является строительство объектов "Распределительный газопровод низкого давления для газоснабжения жилых домов в поселках Пашнино-1, Пашнино-2 Лазурненского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области", "Подводящий газопровод высокого давления для газоснабжения индивидуальных жилых домов в поселках Пашнино-1, Пашнино-2 Красноармейского муниципального района Челябинской области".
Исходя из содержания пункта 2.1 проекта контракта подрядчик обязан выполнить работы по строительству указанных объектов в соответствии с проектно-сметной документацией, являющейся неотъемлемой частью контракта.
Вместе с тем, как пояснено заявителем и не оспаривается представителями заказчика, в составе аукционной документации размещен только один раздел проектной документации, а именно сметная документация на строительство рассматриваемых объектов.
Заказчиком в единой информационной системе размещены положительные заключения государственной экспертизы по рассматриваемым объектам, в которых содержится перечень разделов проектной документации, предусмотренных частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, частью II Положения.
Вместе с тем, указанные разделы проектной документации не размещены в единой информационной системе в составе документации о закупке.
Отсутствие проектной документации в полном объеме в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru означает, что заказчик не установил требования к условиям и объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, что лишает участника закупки возможности обоснованно сформировать свое предложение. Данные выводы подтверждены Письмом ФАС России от 09.03.2016 N АЦ/14427/16.
Таким образом, отсутствие проектной документации в полном объеме в составе документации о закупке свидетельствует о неопределенности условий контракта и, следовательно, о необъективности описания объекта закупки, что влечет нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представителем ООО "Сети и Сервис" заявлен довод, в соответствии с которым заказчиком неправомерно объединены в один лот работы по строительству распределительного газопровода низкого давления для газоснабжения жилых домов в поселках Пашнино-1, Пашнино-2 Лазурненского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области и подводящего газопровода высокого давления для газоснабжения индивидуальных жилых домов в поселках Пашнино-1, Пашнино-2 Красноармейского муниципального района Челябинской области. По мнению заявителя, указанные объекты не взаимосвязаны между собой; такое формирование лота может привести к ограничению количества участников закупки.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов в случае закупок работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов работ, услуг, технологически и функционально не связанных с работами, услугами, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Исходя из содержания части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, заявителем не представлены документы, свидетельствующие о наличии в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции, предусмотренных статьей 17 Закона о защите конкуренции.
Более того, как пояснено представителями заказчика и не оспаривается заявителем, газопроводы территориально расположены в одном муниципальном образовании Челябинской области; распределительный газопровод низкого давления имеет точку присоединения с подводящим газопроводом высокого давления, т. е. они взаимосвязаны.
Также в соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 16.05.2017 на участие в настоящем аукционе поступило четырнадцать заявок. По результатам рассмотрения заявок участники допущены аукционной комиссией к участию торгах.
С учетом изложенного, довод заявителя об ограничении заказчиком конкуренции не доказан.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения.
1. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Исходя из содержания части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, указанная информация должна быть отражена в документации об аукционе.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 (далее - Постановление) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года. В указанный перечень входит выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по строительству объектов "Распределительный газопровод низкого давления для газоснабжения жилых домов в поселках Пашнино-1, Пашнино-2 Лазурненского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области", "Подводящий газопровод высокого давления для газоснабжения индивидуальных жилых домов в поселках Пашнино-1, Пашнино-2 Красноармейского муниципального района Челябинской области".
Заказчиком в извещении о проведении аукциона в столбце "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" указано следующее: "Установлены на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 г. N 1457".
Аналогичная информация содержится в пункте 27 Информационной карты о проведении электронного аукциона.
Вместе с тем, заказчиком в извещении, аукционной документации не конкретизировано, какие именно условия, запреты и ограничения установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 г. N 1457 в отношении работ, выполняемых иностранными лицами. Указанное обстоятельство не соответствует пункту 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 указанного Закона дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям с учетом специфики объекта закупки, в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 63, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 1 Постановления указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Постановлению.
При этом как следует из буквального толкования данного положения Постановления, дополнительные требования устанавливаются при проведении аукциона как открытым, так и закрытым способом.
В Приложении 1 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
При этом дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки указанному дополнительному требованию, являются копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В пункте 42 Информационной карты о проведении электронного аукциона заказчиком в соответствии с Постановлением установлены дополнительные требования к участникам аукциона, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
* Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
В подпункте 10 пункта 49 Информационной карты о проведении электронного аукциона заказчиком предусмотрено требование о предоставлении участниками в составе заявки документов, подтверждающих соответствие обозначенным в пункте 42 Информационной карты о проведении электронного аукциона дополнительным требованиям:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Фактически указанная в подпункте 10 пункта 49 Информационной карты о проведении электронного аукциона информация о документах, предоставляемых участниками в составе заявки в подтверждение соответствия дополнительным требованиям, не соответствует предусмотренным Постановлением требованиям. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
3. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участнику о соответствии его требованиям, предусмотренным согласно законодательству Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Исходя из содержания части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение, в том числе документы, подтверждающие соответствие его требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению и документации об аукционе объектом закупки является выполнение работ по строительству объектов "Распределительный газопровод низкого давления для газоснабжения жилых домов в поселках Пашнино-1, Пашнино-2 Лазурненского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области", "Подводящий газопровод высокого давления для газоснабжения индивидуальных жилых домов в поселках Пашнино-1, Пашнино-2 Красноармейского муниципального района Челябинской области".
Как следует из части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Таким образом, условием допуска к участию в аукционе в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства с указанием конкретного вида работ по организации строительства в соответствии с Перечнем.
В извещении о проведении аукциона, пункте 45 Информационной карты аукционной документации установлено, что участник аукциона должен иметь действующее свидетельство, выданное участнику размещения заказа саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 года N 624, по осуществлению участником размещения заказа организации работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.6. Объекты газоснабжения
или
19. Устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных
19.1. Укладка газопроводов с рабочим давлением до 0,005 МПа включительно
19.2. Укладка газопроводов с рабочим давлением от 0,005 МПа до 0,3 МПа включительно
19.3. Укладка газопроводов с рабочим давлением от 0,3 МПа до 1,2 МПа включительно (для природного газа), до 1,6 МПа включительно (для сжиженного углеводородного газа)
19.4. Установка сборников конденсата гидрозатворов и компенсаторов на газопроводах
19.5. Монтаж и демонтаж газорегуляторных пунктов и установок
19.7. Ввод газопровода в здания и сооружения
19.9. Врезка под давлением в действующие газопроводы, отключение и заглушка под давлением действующих газопроводов
19.10. Очистка полости и испытание газопроводов.
Аналогичная информация содержится в пункте 49 Информационной карты аукционной документации "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также перечень документов, которые должны быть представлены участниками".
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства о допуске к отдельным видам работ, что противоречит части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.
Более того, указанное требование к участникам аукциона установлено заказчиком в извещении, аукционной документации в качестве ограничения участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), что не соответствует пункту 1 части 1, части 5 статьи 31, пункту 4 статьи 42, пункту 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком в документации об аукционе предусмотрено требование о предоставлении участниками в составе заявки декларации о соответствии пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 данного Закона, не является документом, подтверждающим соответствие участника требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 49 Информационной карты аукционной документации установлено требование о предоставлении участниками в составе заявки в качестве документа, подтверждающего соответствие требованиям по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, декларации о соответствии участника требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, заказчиком в аукционной документации не в полном объеме отражены требования, соответствие которым должен продекларировать участник закупки в составе заявки.
4.1. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 49 Информационной карты аукционной документации установлено требование о предоставлении участниками в составе заявки декларации о непринадлежности к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также к организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Так, Законом о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" не предусмотрена обязанность участников предоставлять в составе заявки декларацию о непринадлежности к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также к организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.
5. В нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в аукционной документации не указана информация о порядке предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
6. В нарушение части 4 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 52 Информационной карты аукционной документации, пункте 5.4 проекта контракта не указаны требования к гарантийному сроку на результат выполненных работ, что не позволяет определить условия исполнения контракта.
7. В проекте контракта не отражена указанная в пункте 18 Информационной карты аукционной документации информация о том, что цена контракта включает в себя стоимость работ и сформирована с учетом всех расходов, в том числе расходов на страхование, уплату налогов и других обязательных платежей. Указанное обстоятельство свидетельствует о наличии противоречий в аукционной документации и проекте контракта и, соответственно, о необъективности описания условий контракта, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
8. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в аукционной документации, проекте контракта отсутствует обязательное условие о порядке и сроках оплаты выполненных подрядчиком работ.
9. В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Согласно частям 1, 3 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 7.1 проекта контракта заказчиком в качестве обеспечения исполнения контракта предусмотрена банковская гарантия.
В пункте 10.1 проекта контракта прописано, что настоящий контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе подписанного муниципальным заказчиком контракта и действует до 31.12.2017 года, а в части взаиморасчетов до полного исполнения обязательств сторонами.
Таким образом, заказчиком в пункте 10.1. проекта контракта установлен двойной срок действия контракта. При этом указание на факт полного исполнения сторонами обязательств по контракту не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку указанное событие не носит признаков неизбежности наступления (работы могут быть не выполнены подрядчиком, акты не подписаны). Указанное обстоятельство не позволяет использовать предусмотренную частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, а также пунктом 7.1 проекта контракта банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта. Данный факт свидетельствует о нарушении заказчиком части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
10. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в пунктах 4.3.4, 4.3.10 проекта контракта не конкретизированы технические регламенты, СниПы, в соответствии с которыми подрядчик должен установить информационные щиты и временное освещение в период выполнения работ, а также не конкретизировано, каким именно СНиПам, ГОСТам должно соответствовать качество применяемых подрядчиком строительных материалов, изделий и конструкций.
11. В соответствии с пунктом 2.1 проекта контракта предметом контракта является выполнение работ по строительству объектов "Распределительный газопровод низкого давления для газоснабжения жилых домов в поселках Пашнино-1, Пашнино-2 Лазурненского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области", "Подводящий газопровод высокого давления для газоснабжения индивидуальных жилых домов в поселках Пашнино-1, Пашнино-2 Красноармейского муниципального района Челябинской области".
В пункте 5.6 проекта контракта заказчиком указана ссылка на акт о приемке выполненных работ (КС-2), который удостоверяет факт сдачи подрядчиком результата работ и приемку их заказчиком.
Вместе с тем, в проекте контракта не отражена информация о справке о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), которая заполняется на основании данных формы N КС-2; об акте приемки законченного строительством объекта, применяемом как документ приемки законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности при его полной готовности в соответствии с утвержденным проектом, договором подряда (контрактом); об акте о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению). Указанное обстоятельство свидетельствует о неопределенности условий контракта и, соответственно, о необъективности описания объекта закупки, что влечет нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Сети и Сервис" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на строительство объектов "Распределительный газопровод низкого давления для газоснабжения жилых домов в поселках Пашнино-1, Пашнино-2 Лазурненского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области", "Подводящий газопровод высокого давления для газоснабжения индивидуальных жилых домов в поселках Пашнино-1, Пашнино-2 Красноармейского муниципального района Челябинской области" (извещение N 0169300024817000074) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1, части 4 статьи 33, части 13 статьи 34, пункта 4 статьи 42, пунктов 6, 7 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2, 11 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 1, пунктов 2, 6 части 5 статьи 66, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, уполномоченному органу, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии К.А. Долгополова
Е.В. Кулезнева
Администрация Красноармейского
муниципального района Челябинской области
456660, Челябинская область,
Красноармейский р-н., с. Миасское,
ул. Пионера, 39
Управление строительства и инженерной
инфраструктуры Администрации
Красноармейского муниципального района
456660, Челябинская область,
Красноармейский р-н, с. Миасское,
ул. Центральная, 1
ЗАО "Сбербанк-АСТ"
119180, г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 23
ООО "Сети и Сервис"
456404, Челябинская обл., Чебаркульский р-н, п. Тимирязевский, ул. Уральская, д. 5
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе по делу N 282-ж/2017
19 мая 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
на основании решения Челябинского УФАС России от 19.05.2017, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Сети и Сервис" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на строительство объектов "Распределительный газопровод низкого давления для газоснабжения жилых домов в поселках Пашнино-1, Пашнино-2 Лазурненского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области", "Подводящий газопровод высокого давления для газоснабжения индивидуальных жилых домов в поселках Пашнино-1, Пашнино-2 Красноармейского муниципального района Челябинской области" (извещение N0169300024817000074) (далее - аукцион), в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Управлению строительства и инженерной инфраструктуры Администрации Красноармейского муниципального района со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) и/или получения заказчиком предписания не заключать контракт по итогам аукциона, проведенного с нарушением законодательства о контрактной системе, до полного исполнения предписания.
2. Аукционной комиссии в срок до 02.06.2017 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, и передать указанное решение Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области для размещения в единой информационной системе.
3. Управлению строительства и инженерной инфраструктуры Администрации Красноармейского муниципального района в срок до 02.06.2017 внести изменения в документацию об аукционе с учетом положений законодательства о контрактной системе и с учетом решения Челябинского УФАС России N 282-ж/2017 от 19.05.2017, в том числе:
- разместить в единой информационной системе в составе аукционной документации проектную документацию по объектам в полном объеме;
- указать конкретные условия, запреты и ограничения, установленные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 г. N 1457 в отношении работ, выполняемых иностранными лицами;
- указать в аукционной документации информацию о документах, предоставляемых участниками в подтверждение соответствия дополнительным требованиям, согласно требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99;
- исключить из извещения о проведении аукциона, аукционной документации требование о предоставлении в составе второй части заявки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к отдельным видам работ (за исключением пункта 33.6 Объекты газоснабжения);
- исключить из аукционной документации требование о предоставлении участниками в составе заявки декларации о соответствии пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
- исключить из аукционной документации требование о предоставлении участниками в составе заявки декларации о непринадлежности к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также к организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики;
- указать в аукционной документации информацию о порядке предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе;
- указать в аукционной документации конкретный гарантийный срок на результат выполненных работ;
- указать в проекте контракта информацию о том, что цена контракта включает в себя стоимость работ и сформирована с учетом всех расходов, в том числе расходов на страхование, уплату налогов и других обязательных платежей;
- установить в аукционной документации, проекте контракта обязательное условие о порядке и сроках оплаты выполненных подрядчиком работ;
- указать в аукционной документации информацию о сроке действия контракта, позволяющем определить срок действия банковской гарантии;
- установить в проекте контракта конкретный перечень технических регламентов, СниПов, в соответствии с которыми подрядчик должен установить информационные щиты и временное освещение в период выполнения работ, а также конкретный перечень СНиПов, ГОСТов, которым должно соответствовать качество применяемых подрядчиком строительных материалов, изделий и конструкций;
- указать в проекте контракта информацию о справке о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), акте приемки законченного строительством объекта, акте о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), как документах, необходимых для приемки выполненных подрядчиком работ;
- продлить срок подачи заявок на участие в аукционе не менее чем на 15 дней с момента размещения в единой информационной системе документации с внесенными изменениями;
- передать документацию с внесенными изменениями Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области для размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru;
- после исполнения пунктов 1, 3 настоящего предписания продолжить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области:
4.1. в срок до 07.06.2017 разместить решение, указанное в пункте 2 настоящего предписания, в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и направить его оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ";
4.2. в срок до 07.06.2017 разместить аукционную документацию с изменениями, указанными в пункте 3 настоящего предписания, в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru.
5. ЗАО "Сбербанк-АСТ":
с 24.05.2017 обеспечить Управлению строительства и инженерной инфраструктуры Администрации Красноармейского муниципального района, аукционной комиссии, Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области возможность исполнения данного предписания.
6. Управлению строительства и инженерной инфраструктуры Администрации Красноармейского муниципального района в подтверждение исполнения предписания в срок до 16.06.2017 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: сведения о незаключении контракта по итогам аукциона согласно пункту 1 настоящего предписания (в случае заключения контракта представить надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями), решения об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, документацию с внесенными изменениями (информацию предоставить на электронном носителе (например, диск) для приобщения к материалам дела).
7. Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области в подтверждение исполнения предписания в срок до 16.06.2017 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: документы, подтверждающие размещение документации с внесенными изменениями, решения об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона в единой информационной системе (информацию предоставить на электронном носителе (например, диск) для приобщения к материалам дела).
8. ЗАО "Сбербанк-АСТ" в подтверждение исполнения предписания в срок до 16.06.2017 представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 5 настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии К.А. Долгополова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 мая 2017 г. N 282-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2017