Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 мая 2017 г. N ЭА-790/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Континент" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района при проведении электронного аукциона: "Ремонт ул. Вольной от ПК0+00 (ул. Красноармейская) до ПК 16+34, от ПК 16+67 до ПК 18+48 в г. Усть-Лабинске" (извещение N 0118300006917000029) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заявитель указывает, что заказчиком при описании объекта закупки установлены нестандартные и избыточные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района проводился электронный аукцион: "Ремонт ул. Вольной от ПК0+00 (ул. Красноармейская) до ПК 16+34, от ПК 16+67 до ПК 18+48 в г. Усть-Лабинске" (извещение N 0118300006917000029).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 214 094,00 рублей.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В приложении 1 к разделу 2 Описание объекта закупки "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" установлены следующие требования:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак* (при наличии) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
|
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Смесь гравийно-песчаная |
|
Смесь гравийно-песчаная (макс. фр. 40 мм) по ГОСТ 25607-2009 для устройства слоев оснований |
|
Минимальная марка гравия по дробимости в цилиндре: |
800 |
|||
Содержание глины в комках, % по массе: |
не более 0,5 |
|||
Марка гравия по морозостойкости: |
не ниже F50 |
|||
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне и гравии, % по массе: |
не более 35 |
|||
Зерновой состав готовых смесей: полный остаток, % по массе, на ситах с размерами отверстий, мм: |
|
|||
80 |
0 |
|||
40 |
0-10 |
|||
20 |
25-60 |
|||
10 |
45-80 |
|||
5 |
57-85 |
|||
2,5 |
67-88 |
|||
0,63 |
80-95 |
|||
0,16 |
90-97 |
|||
0,05 |
95-100 |
|||
2 |
Смесьгорячая асфальтобетонная дорожная. |
|
Мелкозернистая плотная горячая асфальтобетонная смесь и асфальтобетон тип Б марки II по ГОСТ 9128-2013 |
|
Температура асфальтобетонной смеси в зависимости от показателя битумов (61-90) при глубине проникания иглы, 0,1 мм: при температуре 25°С:, при отгрузке, °С |
от 145 до 155 |
|||
Зерновой состав минеральной части для непрерывного зернового состава; размер зерен, мм, в пределах диапазона не более, в % по массе: |
|
|||
20 |
90-100 |
|||
15 |
80-100 |
|||
10 |
70-100 |
|||
5 |
50-60 |
|||
2,5 |
38-48 |
|||
1,25 |
28-37 |
|||
0,63 |
20-28 |
|||
0,315 |
14-22 |
|||
0,16 |
10-16 |
|||
0,071 |
6-12 |
|||
Пористость минеральной части асфальтобетонов из горячих смесей плотных типов Б, в %, в пределах диапазона, не более: |
от 14 до 19 |
|||
3 |
Битум |
|
Битум по ГОСТ 22245-90 |
|
Марка |
БНД 90/130 или БНД 60/90 |
|||
Глубина проникновения иглы , 0,1 мм: |
|
|||
при 25°С |
61-130 |
|||
при 0°С, не менее |
20 |
|||
Температура самовоспламенения, не менее, °С |
368 |
|||
Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже |
43 |
|||
Растяжимость при 25°С, см, не менее |
55 |
|||
Растяжимость при 0°С, см, не менее |
3,5 |
|||
Температура хрупкости, °С, не выше |
-15 |
|||
Температура вспышки, °С, не ниже |
220 |
|||
Изменение температуры размягчения после прогрева , °С, не более |
5 |
|||
4 |
Смесь песчано-гравийная |
|
Смесь песчано-гравийная (природная) по ГОСТ 23735-2014 |
|
Наибольшая крупность зерен гравия в природной смеси должна быть, мм: |
до 70 |
|||
Содержание пылевидных и глинистых частиц в природной песчано-гравийной смеси, % по массе: |
не более 5 |
|||
Содержание глины в комках, % по массе: |
не более 1 |
|||
Содержание зерен гравия должно быть (%) по массе: |
от 10 до 90 |
Согласно п.3.2.7 ГОСТ 25607-2009 Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне и гравии не должно превышать 35%.
При этом, в соответствии с п. 4.5 ГОСТ 25607-2009 при периодических испытаниях определяют:
- содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, коэффициент фильтрации - один раз в 10 сут.
В п.3.2.3 ГОСТ 25607-2009 установлено: Содержание глины в комках от общего количества пылевидных и глинистых частиц в готовых смесях должно быть не более, % по массе:
20 - для оснований;
10 - для покрытия.
Согласно п.4.4 ГОСТ 25607-2009 приемочный контроль на предприятии-изготовителе проводят ежесуточно путем испытания объединенной пробы щебня или готовой смеси, отобранной в соответствии с ГОСТ 8269.0 с каждой технологической линии.
При приемочном контроле определяют:
- зерновой состав;
- содержание пылевидных и глинистых частиц;
- содержание глины в комках;
- содержание дробленых зерен в щебне из гравия.
Аналогичные требования к значениям параметров товаров (материалов), которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства установлены заказчиком также по п.2,3,4 приложения 1 к разделу 2 Описание объекта закупки "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" аукционной документации.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Требование к указанию участником закупки в составе заявок показателей товаров, определяемых по результатам испытаний, нарушает требования ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Континент" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 мая 2017 г. N ЭА-790/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2017