Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19 мая 2017 г. N ЭА-829/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Юла" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России" при проведении ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России" электронного аукциона: "Приобретение систем VRF для корпуса клуба-столовой в филиале "Ясная поляна " (извещение N 0318100058617000117) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушениям Закона о контрактной системе. Заказчиком по п. 1-5, 7, 8, 10 установлены различные единицы измерения, не соответствующие требуемому показателю "Вес"; по п. 11-14, 20, 27, 29,30 установлены требование к показателю, определяемому по результатам испытаний; также по п. 12, 13 установлено соответствие недействующему ГОСТу; по ряду позиций фраза "эквивалент" использована к определениям, не являющимися товарными знаками, что нарушает ст. 33 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Аукционная документация отвечает требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России" проводился электронный аукцион:"Приобретение систем VRF для корпуса клуба-столовой в филиале "Ясная поляна " (извещение N 0318100058617000117).
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 244 570 ,00 рублей.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).
Согласно п.п. 1), 2) ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
По п. 1, 10 Заказчиком установлен показатель "Вес" указан с единицей измерения "тонн), по п. 2-5 показатель "Вес" указан с единицей измерения "кг", а по п. 7,8 установлен показатель "Масса" с единицей измерения "г".
Представители Заказчика обоснование необходимости использования различных единиц измерения в отношении одного и того же показателя не представили. Также Комиссией установлено, что единица измерения значения показателя не соответствует наименованию величины, используемой Заказчиком.
Единицы физических величин на территории Российской Федерации регламентированы ГОСТ 8.417-81 ГСИ, который содержит классификацию основных единиц международной системы измерений.
Так, согласно п. 2.1 ГОСТ (Таблица 1, Таблица 4):
Величина |
Единица |
||||
Наименование |
Размерность |
Наименование |
Обозначение |
Определение |
|
международное |
русское |
||||
Длина |
L |
метр |
m |
м |
Метр есть длина пути, проходимого светом в вакууме за интервал времени 1/299792458 S [ XVII ГКМВ (1983 г.), Резолюция 1]. |
Масса |
М |
килограмм |
kg |
кг |
Килограмм есть единица массы, равная массе международного прототипа килограмма [ I ГКМВ (1889 г.) и III ГКМВ (1901 г)]
|
Величина |
Единица |
||||
Наименование |
Размерность |
Наименование |
Обозначение |
Выражение через основные и дополнительные, единицы СИ |
|
международное |
русское |
||||
Частота |
Т-1 |
герц |
Hz |
Гц |
s -1 |
Сила, вес |
LMT -2 |
ньютон |
N |
Н |
m Ч kg Ч s-2
|
Таким образом, вес- это сила, с которой объект воздействует на опору и измеряется в "ньютонах", при этом необходимый Заказчику показатель по определению является "массой" тела и измеряется в килограммах. Требования Заказчика не соответствуют п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
По п. 11 "Фреон" Заказчиком установлен показатель "Озоноразрушающий потенциал должен быть не более 0".
Показатель озоноразрушающего потенциала вещества показывает способность химических соединений летучих веществ влиять на состояние стратосферы, измеряется в условных единицах и зависит от вида хладогента или фреона, а также характеристик оборудования. При этом определить требуемый показатель на этапе подачи первой части заявки на участие в аукционе на поставку товара, не представляется возможным. Требования Заказчика противоречат п. 2) ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Аналогичные нарушения допущены Заказчиком по п. 13, 14, 20, 29, 30.
По п. 12, 13 Заказчиком установлено соответствие ГОСТ 14254-96, который отменен с 01.03.2017, взамен введен ГОСТ 14254-2015. Аукционная документация Заказчика размещена 17 апреля 2017 года, то есть после отмены ГОСТ 14254-96. Таким образом, требования Заказчика противоречат п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Аналогичное нарушение допущено Заказчиком по п. 27.
По п. 14 Заказчиком установлено "Диаметр сверла должен быть не более 8 мм", требуемый показатель относится к процессу выполнения работ и не может требоваться на этапе подачи заявки от участника закупки, который еще не определен исполнителем выполняемых работ.
По п. 12 Заказчиком установлено "Труба должна быть изготовлена из полиэтилена низкого давления или эквивалент".
Исходя из требований п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент". Таким образом, описание объекта закупки может содержать слово "или эквивалент" в случае использования Заказчиком товарных знаков. По п. 12 Заказчиком установлена техническая характеристика товара, не относящаяся к патентному праву, использование в данном случае фразы "или эквивалент" вводит в заблуждение участников закупки и противоречит ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юла" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России" нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе .
3. Заказчику - ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России" (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N408
по делу NЭА-829/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
19 мая 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Юла" на действия заказчика - ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России" при проведении ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России" электронного аукциона: "Приобретение систем VRF для корпуса клуба-столовой в филиале "Ясная поляна " (извещение N 0318100058617000117) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), руководствуясь ч.15, ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, предписывает:
1. Заказчику- ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России" устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной, путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0318100058617000117).
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Уведомить участников, подавших заявки, об отмене протоколов и аннулировании аукциона в электронной форме. Отменить протокол проведения электронного аукциона (при наличии). Возвратить обеспечение заявок на участие в аукционе.
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 15.06.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19 мая 2017 г. N ЭА-829/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2017