Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 мая 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу Толочко Я.С. (далее - Заявитель) на действия администрации Коржовского сельского поселения Ленинградского района при проведении электронного аукциона: "Ремонт дороги ул. Заречной от ул. Степной до дома N 33 в х. Коржи" (извещение N 0318300001417000001) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе Толочко Я.С. указывает, что Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки товаров, значения показателей которых определяются по результатам испытаний; в извещении об осуществлении закупки и в аукционной документации указана противоречивая информация о сроке выполнения работ; в Извещении отсутствуют требования п.3-10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Представителями Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласны и считают, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Коржовского сельского поселения Ленинградского района проводился электронный аукцион: "Ремонт дороги ул. Заречной от ул. Степной до дома N 33 в х. Коржи" (извещение N 0318300001417000001).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 065 900,00 рублей.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп.б) п.3) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в Приложении N 3 к техническому заданию "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" аукционной документации установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие):
| ||||
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак (при наличии), Наименование страны происхождения товара (материала) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, предложенные победителем) |
|
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Битум |
|
Битум по ГОСТ 22245-90 для приготовления асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2013 |
|
Марка |
БНД 60/90 |
|||
2 |
Крупнозернистая пористая горячая асфальтобетонная смесь марки II |
|
Крупнозернистая пористая горячая асфальтобетонная смесь марки II по ГОСТ 9128-2013 для нижних слоев покрытий и оснований |
|
Температура смеси при отгрузке, °С, в пределах диапазона |
145-155 |
|||
3 |
Мелкозернистая плотная горячая асфальтобетонная смесь и асфальтобетон тип Б марки II |
|
Мелкозернистая плотная горячая асфальтобетонная смесь и асфальтобетон тип Б марки II для верхних слоев покрытия по ГОСТ 9128-2013 |
|
Температура смеси при отгрузке, °С, в пределах диапазона |
145-155 |
|||
4 |
Щебень |
|
Щебень по ГОСТ 8267-93 для приготовления асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2013 |
|
Содержание дробленых зерен по массе , %, не менее |
80 |
|||
Содержание зерен слабых пород по массе, %, не более |
10 |
|||
Содержание пылевидных и глинистых частиц,% по массе, не более |
1 |
|||
Марка щебня по морозостойкости |
Не ниже F50 |
|||
5 |
Песок |
|
Песок из отсевов дробления по ГОСТ 31424-2010 для приготовления асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2013 |
|
Содержание глинистых частиц методом набухания по массе, %, не более |
0,5 |
|||
6 |
Минеральный порошок |
|
Минеральный порошок активированный по ГОСТ Р 52129-2003 из карбонатных пород для приготовления асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2013 |
|
Марка порошка |
МП-1 |
|||
7 |
Смесь гравийно-песчаная |
|
Смесь гравийно-песчаная С5 по ГОСТ 25607-2009 для устройства слоев оснований |
|
Содержание глинистых и пылевидных частиц, % по массе, не более |
5 |
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Установленные Заказчиком требования к товарам затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Таким образом, в Приложения N 3 к техническому заданию "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" аукционной документации, Заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, что является нарушением п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п.2) ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Пунктом 1) части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона для закупки N0318300001417000001 в разделе "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" указано "Другая периодичность".
При этом, в п.6 Раздела 1 "Информационная карта" аукционной документации Заказчиком определено: Срок поставки товара, завершения работ/график оказания услуг "Срок выполнения работ: в течение 15 календарных дней с момента заключения муниципального контракта".
Аналогичный срок выполнения работ установлен Заказчиком в п.3 Приложения к краткому описанию объекта закупки "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" аукционной документации, а также в п.4.1. Раздела 10 "Проект контракта".
Из пояснений представителей Уполномоченного органа и Заказчика следует, что при формировании извещения в строке "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" возможность внесения данных отсутствует, строка заполняется автоматически из данных плана-графика, в котором при заполнении предоставляется выбор: "один раз в год", "один раз в неделю", "один раз в квартал" и т.д. либо "Другая периодичность" для заполнения сроков отличных от предложенных. При формировании плана-графика введен срок: "Другая периодичность" "Планируемый срок (сроки отдельных этапов) поставки (выполнения работ, оказания услуг 2-4 квартал 2017 г.)", (скриншот прилагается). Кроме того, информация о сроках завершения работ указана в информационной карте и в проекте контракта в составе документации электронного аукциона, что исключает разночтения. Однако срок выполнения работ Извещение не содержит.
Таким образом, Заказчиком нарушены нормы ч.3 ст.7, п.2) ст.42 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.2) ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе информация, об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В п.36 Раздела 1 "Информационная карта" документации электронного аукциона" указано: "требования к участникам электронного аукциона в соответствии с пунктами 3-10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе - установлены". Указанное требование дублируется в п.47 документации электронного аукциона.
В Извещении Заказчиком установлено:
Преимущества и требования к участникам | |
Преимущества |
Не установлены |
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) Дополнительная информация к требованию отсутствует 2 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) Дополнительная информация к требованию отсутствует |
Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ) |
не установлено |
Таким образом, Извещение не соответствует ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Толочко Я.С. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Коржовского сельского поселения Ленинградского района нарушение ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.33; п.2) ст.42; п.1), п.2) ч.1 ст.64; ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации Коржовского сельского поселения Ленинградского района (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 429
по делу N ЭА-869/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
22 мая 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу Толочко Я.С. на действия администрации Коржовского сельского поселения Ленинградского района при проведении электронного аукциона: "Ремонт дороги ул. Заречной от ул. Степной до дома N 33 в х. Коржи" (извещение N 0318300001417000001) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, на основании своего решения от 22.05.2017 года по делу N ЭА-869/2017, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - администрации Коржовского сельского поселения Ленинградского района (аукционной комиссии) устранить нарушение ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.33; п.2) ст.42; п.1), п.2) ч.1 ст.64; ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЭА-869/2017 от 22.05.2017 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 31.06.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 мая 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2017