Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 мая 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ИП Быковой О.В. (далее - Заявитель) на действия администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района при проведении электронного аукциона: "Текущий ремонт нежилых помещений (2-й и 3-й этажи), расположенных по адресу: г. Темрюк, ул. Карла Маркса, дом N 151, помещения 2 и 3 " (извещение N0118300011417000071) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует отказ в допуске к участию в электронном аукционе.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласен. Считает, что заявка отклонена правомерно.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района проводился электронный аукцион: "Текущий ремонт нежилых помещений (2-й и 3-й этажи), расположенных по адресу: г. Темрюк, ул. Карла Маркса, дом N 151, помещения 2 и 3 " (извещение N0118300011417000071). Начальная (максимальная) цена контракта - 4 879 783 ,00 рублей.
Согласно протоколу N0118300011417000071-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.05.2017 г. ИП Быковой О.В. (заявка N 1) отказано в допуске по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 4 ст. 67 N44-ФЗ - несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 N44-ФЗ, требованиям документации об электронном аукционе, а именно : По позиции 7 заказчиком установлено требование: Параметр шероховатости Не должен превышать 1600 поверхности пиломатериалов Rmmax, мкм (для сорта 4) Параметр шероховатости Не должен превышать 1250 поверхности пиломатериалов Rmmax, мкм (для сорта 3). В инструкции Раздел 8 указано "Также участнику следует учесть, что если какой-либо показатель не применим для определенного типа товара, предлагаемого участником, он должен отразить в заявке, что данный показатель не применим (не нормируется)", так же в инструкции сказано "Изменение наименований показателей и наименований товаров не допускается" Таким образом участник нарушил требование инструкции. Убрав наименование показатели и не выполнив требование "Также участнику следует учесть, что если какой-либо показатель не применим для определенного типа товара, предлагаемого участником, он должен отразить в заявке, что данный показатель не применим (не нормируется)".
В соответствии с п.3) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
По п. 7 Заказчиком установлено:
Согласно разделу 8 "Инструкция по заполнению заявки" предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, позволяющие идентифицировать объект закупки, в том числе при приемке товара. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящей инструкцией или непосредственно описанием объекта закупки. Предложение участника должно позволять идентифицировать каждую товарную позицию при описании объекта закупки, в отношении показателя которой подается предложение. Если в описании одновременно при перечислении показателей встречается запятая и точка запятой, то считать, что участник должен выбрать между группами показателей (однородные показатели перечисленные при помощи "," считаются группой показателей). В случае, если характеристики указаны в словесной конструкции "Х, У" считать, что все характеристики являются требуемыми Заказчиком.
В первой части заявки участником было указано:
По п. 7 показатели сорта древесины указаны в словесной конструкции "Х,У", то есть все характеристики являются требуемыми Заказчику, что и было предложено участником закупки в первой части заявки.
Таким образом, заявка участника отклонена необоснованно, действия комиссии противоречат ч. 1, 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.п. 1), 2) ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
По результатам внеплановой проверки Комиссией установлены следующие нарушения.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Заказчиком по п. 4,5 установлены следующие показатели:
Согласно п. 5.5 ГОСТ 28013-98 подвижность и среднюю плотность растворной смеси в каждой партии контролируют не реже одного раза в смену у изготовителя после выгрузки смеси из смесителя.
Влажность сухих растворных смесей контролируют в каждой партии.
Прочность раствора определяют в каждой партии смеси.
Нормируемые технологические показатели качества растворных смесей, предусмотренных в договоре на поставку (среднюю плотность, температуру, расслаиваемость, водоудерживающую способность), и морозостойкость раствора контролируют в сроки по согласованию с потребителем, но не реже одного раза в 6 мес, а также при изменении качества исходных материалов, состава раствора и технологии его приготовления.
Таким образом, показатели, установленные Заказчиком определяются по результатам испытаний. Такие показатели, как норма по подвижности, водоудерживающая способность, расслаиваемость определяются исключительно изготовителем растворной смеси и подлежат внутреннему контролю. Участником закупки может быть любое лицо, при этом обязанности участия исключительно производителей товаров, а не лиц, выполняющих работы, законодательством не предусмотрена. Лицо, которое впоследствии будет выполнять работы, фактически будет потребителем, закупающим растворные смеси. ГОСТ не предусмотрена обязанность производителя предоставлять информацию о установленных Заказчиком показателей в сопроводительной документации на продукцию. Требования Заказчика противоречат ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Аналогичные нарушения допущены Заказчиком по п. 6-15, 17, 20-23 требований к товарам материалам, используемых при выполнении работ.
Действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Быковой О.В. обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика- администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района (аукционной комиссии) нарушение ч.1, ч.4 ст.67, ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику- администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу .
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 431
по делу NЭА-872/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
22 мая 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ИП Быковой О.В. на действия администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района при проведении электронного аукциона: "Текущий ремонт нежилых помещений (2-й и 3-й этажи), расположенных по адресу: г. Темрюк, ул. Карла Маркса, дом N 151, помещения 2 и 3 " (извещение N0118300011417000071) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), руководствуясь ч.15, ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, предписывает:
1. Заказчику- администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района (аукционной комиссии) устранить нарушение ч.1, ч.4 ст.67, ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0118300011417000071).
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Уведомить участников, подавших заявки, об отмене протоколов и аннулировании аукциона в электронной форме. Отменить протокол проведения электронного аукциона (при наличии). Возвратить обеспечение заявок на участие в аукционе.
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 15.06.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 мая 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2017