Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 мая 2017 г. N ЭА-889/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
в отсутствие представителя ООО "ТОЗОТ", в присутствии представителей МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика", рассмотрев жалобу ООО "ТОЗОТ" (далее - Заявитель) на действия МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по объекту: "Ремонт ул. 1 Мая от пер. Гаражного до ул. Кирила Россинского в г. Краснодаре. Ремонт ул. Народной от ул. Лесной до ул. им. Евдокии Сокол в г. Краснодаре. Ремонт ул. Полевой от ул. Кореновской до ул. Народной в г. Краснодаре. Ремонт пер. Гаражного от ул. Российской до ул. 1 Мая в г. Краснодаре. Ремонт проезда им. Репина от ул. Шоссе Нефтяников до ул. им. Репина в г. Краснодаре. Ремонт ул. им. Репина от ул. им. Дзержинского до ул. Ярославской в г. Краснодаре. Ремонт ул. им. Атарбекова от ул. им. Тургенева до ул. им. Герцена в г. Краснодаре. Ремонт подъездной дороги к пос. Плодородному от ул. 40 лет Победы до ул. Северной в г. Краснодаре. Ремонт ул. Школьной от ул. им. Филатова до ул. Восточно-Кругликовской в г. Краснодаре. Ремонт ул. им. Федора Лузана от ул. им. Дзержинского до ул. Шоссе Нефтяников в г. Краснодаре" (извещение N 0318300577617000038) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО "ТОЗОТ" указывает, что в описании объекта закупки установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые носят необъективный (избыточный) характер, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе. Заказчиком не установлены требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Представители Заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласны. Документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по объекту: "Ремонт ул. 1 Мая от пер. Гаражного до ул. Кирила Россинского в г. Краснодаре. Ремонт ул. Народной от ул. Лесной до ул. им. Евдокии Сокол в г. Краснодаре. Ремонт ул. Полевой от ул. Кореновской до ул. Народной в г. Краснодаре. Ремонт пер. Гаражного от ул. Российской до ул. 1 Мая в г. Краснодаре. Ремонт проезда им. Репина от ул. Шоссе Нефтяников до ул. им. Репина в г. Краснодаре. Ремонт ул. им. Репина от ул. им. Дзержинского до ул. Ярославской в г. Краснодаре. Ремонт ул. им. Атарбекова от ул. им. Тургенева до ул. им. Герцена в г. Краснодаре. Ремонт подъездной дороги к пос. Плодородному от ул. 40 лет Победы до ул. Северной в г. Краснодаре. Ремонт ул. Школьной от ул. им. Филатова до ул. Восточно-Кругликовской в г. Краснодаре. Ремонт ул. им. Федора Лузана от ул. им. Дзержинского до ул. Шоссе Нефтяников в г. Краснодаре" (извещение N 0318300577617000038).
Начальная (максимальная) цена контракта - 192 137 226,00 рублей.
На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В "Требованиях к отдельным товарам, используемым в процессе выполнения работ" аукционной документации установлено:
Микросферы стеклянные для дорожной разметки (микростеклошарики) |
Микростеклошарики (далее - МСШ) должны представлять собой прозрачные частицы стекла сферической формы, применяемые в качестве световозвращающих элементов для дорожной разметки автомобильных дорог общего пользования по ГОСТ Р 51256-2011. В массе должны представлять собой однородный сыпучий материал белого цвета. Коэффициент преломления света у стекла, из которого произведены МСШ, должен быть не менее 1,5 (минимальное значение). Содержание дефектных МСШ, %, не более 20 (максимальное значение). Содержание инородных частиц в МСШ, %, не более 3 (максимальное значение). МСШ должны соответствовать ГОСТ Р 53172-2008. |
П.п. 4.3, 4.5 ГОСТ 53173-2008 установлено следующее:
4.3.2. Для определения коэффициента преломления света применяют следующую аппаратуру и реактивы:
- микроскоп с минимальным 10-кратным увеличением;- чашку Петри или другую стеклянную емкость, обеспечивающую распределение МСШ в один слой;- осветитель для микроскопа;- набор жидкостей с известными показателями преломления;
- медицинскую (глазную) пипетку или шприц.
4.3.3 Определение коэффициента преломления света в МСШ
4.3.3.1 В чашку Петри помещают МСШ, распределяя их в один слой.
4.3.3.2 Используют жидкость с коэффициентом преломления, равным 1,500,05, в количестве, достаточном для полного покрытия слоя МСШ.
4.3.3.3 Осветитель регулируют таким образом, чтобы изображение контролируемого слоя МСШ было наиболее четким.
4.3.3.4 Микроскоп должен быть сфокусирован на МСШ, затем медленно, изменяя фокусное расстояние, сначала в одном направлении, затем в другом, получают четкое изображение МСШ в микроскопе.
4.3.3.5 В случае, если при регулировке фокуса появится темное кольцо вокруг МСШ и свет сконцентрируется в центре с уменьшением расстояния между основанием микроскопа и линзами, то МСШ имеют коэффициент преломления ниже коэффициента преломления используемой жидкости.
Регулировка фокуса микроскопа в противоположном направлении ведет к снижению контрастности изображения и исчезновению кольца вокруг МСШ и яркого света в центре.
4.3.3.6 В случае, если темное кольцо и яркий свет в центре появляются с увеличением расстояния между основанием микроскопа и линзами, то МСШ имеют коэффициент преломления выше коэффициента преломления используемой жидкости.
4.3.3.7 В случае, если при правильно выбранном фокусном расстоянии МСШ невидимы, а контуры с изменением фокусного расстояния в любом направлении получаются нечеткими, то МСШ имеют коэффициент преломления, равный коэффициенту преломления используемой жидкости.
4.5.Определение содержания дефектных МСШ и инородных частиц на соответствие значениям, приведенным в таблице 1
4.5.1 Сущность метода заключается в подсчете дефектных МСШ и инородных частиц в процентах от общей массы.
4.5.2 Применяемая аппаратура и реактивы:
- микроскоп с минимальным 10-кратным увеличением;
- стеклянные пластины шириной 25 мм;
- прозрачная клейкая лента шириной 20 мм.
4.5.3 Порядок определения
4.5.3.1 Дефектные МСШ и инородные частицы определяют для каждой фракции МСШ (для каждого частного остатка) в соответствии с 4.5.4.
4.5.3.2 Минимальное число МСШ, подлежащих оценке, составляет 600 шт.
4.5.3.3 Дефектные МСШ и инородные частицы определяют визуально с помощью микроскопа или электронных фотоснимков.
4.5.3.4 Исследованиям подлежат только те шарики, которые полностью видны при использовании микроскопа или полностью зафиксированы на фотоснимке.
4.5.3.5 Для каждого МСШ фиксируют только один дефект. Перечень дефектов приведен в приложении А.
4.5.4 Обработка результатов
4.5.4.1 Содержание дефектных МСШ , %, вычисляют как отношение дефектных МСШ к общей массе МСШ по формуле
,
где - частный остаток от общей массы на каждом из сит, %;
- количество дефектных МСШ, отобранных с каждого из сит, %.
4.5.4.2 Содержание инородных частиц в МСШ определяют как отношение инородных частиц к сумме всех испытанных МСШ, выраженное в процентах.
Таким образом, Заказчиком установлены требования к показателям, которые возможно определить только по результатам испытаний.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287).
Аналогичные требования к показателям, которые определяются по результатам испытаний, установлены Заказчиком по позициям 11, 14, 24, 25, 26, 31, 33, 36, 47.
Частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
П. 2 Приложения N 1 к постановлению Правительства от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление) установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов:
Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Комиссией установлено, что предметом контракта является выполнение работ по текущему ремонту, что не относятся к работам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, в связи с чем Заказчиком правомерно не установлены дополнительные требования, предусмотренные постановлением Правительства РФ N 99. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 22.08.2016 (дело NАКПИ16-574).
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТОЗОТ" обоснованной в части необъективного описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" (единой комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторно предписание не выдавать, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу повторно не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 мая 2017 г. N ЭА-889/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2017