Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 17 мая 2017 г. N 04-01/189-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
<_>,
рассмотрев жалобу ООО "АгроПремиум" (г. Барнаул) (далее - Заявитель) на действия - Заказчика ГУП ЯНАО "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа" (ИНН: 8901009042) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по газоснабжению котельной N2 по ул. Речная г. Лабытнанги ЯНАО", НМЦК - 11 366 930,90 рублей (извещение N 0190200000317003652http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба Заявителя на положения документации в рамках размещения государственного заказа в форме электронного аукциона (извещение N 0190200000317003652) на право заключения Контракта на выполнение работ по газоснабжению котельной N2 по ул. Речная г. Лабытнанги ЯНАО, о том, что Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
- согласно п. 2.3.3 Информационной карты дата окончания предоставления разъяснений положения документации установлена с нарушениями части 4 статьи 65 Закон о контрактной системе;
- проект Контракта не содержит конкретной даты окончания срока действия контракта, в результате чего участники закупки не в состоянии объективно установить необходимый срок действия банковской гарантии, а так как от срока действий банковской гарантии зависит её стоимость, то участники закупки не в состоянии сформировать свое ценовое предложение для участия в аукционе;
- в пункте 4.2 проекта Контракта установлено, что расчеты между Заказчиком и Подрядчиком производятся без предоплаты, за фактически выполненные объемы работ, по завершению всех выполненных работ по настоящему контракту, подтвержденных актами приемки выполненных работ КС-2, КС-3, КС-11, исполнительной документации, в срок не позднее 25 декабря 2017 года, на основании предъявленной Подрядчиком счета-фактуры.
При этом срок окончания работ в соответствии с пунктом 3.11 проекта Контракта установлен 30 сентября 2017 года, а срок приемки в соответствии с пунктом 7.19 проекта Контракта составляет 10 дней, то есть не позднее 10 октября 2017 года. Таким образом установленный проектом Контракта срок расчетов составляет 76 дней, что более чем в 5 раз превышает срок, установленный Законом о контрактной системе;
- пунктом 3.3.3.2 Информационной карты электронного аукциона Заказчик установил требование о предоставлении копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. (По видам работ в соответствии с дефектной ведомостью, при отсутствии полного перечня допусков к работам, наличие п. 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
Заказчик не конкретизирует на какой именно вид работ должен иметь допуск участник электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено.
Заказчиком - ГУП ЯНАО "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа" через Уполномоченный орган - "Департамент государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа" осуществлено размещение рассматриваемой закупки, способом электронного аукциона в электронной форме на выполнение работ по газоснабжению котельной N2 по ул. Речная г. Лабытнанги ЯНАО.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0190200000317003652 и документация об электронном аукционе на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru опубликовано - 20.04.2017.
Согласно информации о процедуре закупки:
Дата и время начала подачи заявок - 20.04.2017 11:00.
Дата и время окончания подачи заявок - 10.05.2017 09:00.
Место подачи заявок - ЭТП ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснениями, указанными в пунктах 22, 23 приложения к письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2014 г. исх. N Д28и-1889 "О направлении ответов на поступившие запросы" предусмотрено, что в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Таким образом, участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об аукционе в сроки, указанные в документации об аукционе. Срок, в течение которого участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, и срок предоставления заказчиком ответа на такой запрос регламентированы частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Из смысла нормы части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе следует, что для расчета даты окончания срока предоставления разъяснений документации об аукционе следует отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе три дня. Четвертый день, таким образом, будет датой окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе. Если запрос поступает позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок (то есть за два дня или за один день), то давать разъяснения на такой запрос заказчик не должен.
По мнению Заявителя, срок окончания подачи запросов о разъяснении положений документации об электронном аукционе истекает - 07.05.2017.
Однако, частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлен период "не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе", на основании статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, производится отсчет в обратную сторону трех дней, начиная с 09.05.2017, так как согласно извещению срок окончания подачи заявок на участие истекает - 10.05.2017.
Таким образом, датой окончания срока подачи запросов о разъяснении положений документации об электронном аукционе истекает - 06.05.2017.
Пунктом 2.3.3 информационной карты установлен срок окончания подачи запросов о разъяснении положений документации об электронном аукционе - 06.05.2017.
Таким образом, Заявителем вменяемое Заказчику нарушение, исчисления срока предусмотренное положением Закона о контрактной системе отсутствует.
В соответствии с пунктом 14.1 проекта Контракта, настоящий Контракт вступает в силу с момента подписания и действует до 25 декабря 2017 года.
Согласно пункта 12.7 проекта Контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок исполнения Контракта на три месяца.
Таким образом, срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее 25 марта 2018 года, довод Заявителя в данной части не обоснован.
Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Пунктом 4.2. проекта Контракта , что:
"Расчеты между Заказчиком и Подрядчиком производятся без предоплаты, за фактически выполненные объемы работ, по завершению всех выполненных работ по настоящему контракту, подтвержденных актами приемки выполненных работ КС-2,КС-3,КС-11, исполнительной документации, в срок не позднее 25 декабря 2017 года, на основании предъявленной Подрядчиком счет-фактуры"
Установленный проектом Контракта срок расчетов составляет 76 дней, что превышает срок, установленный Законом о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащим образом порядок оплаты выполнения работ по контракту, нарушают часть 8 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Пунктом 3.3.3.2 Информационной карты установлено, что:
"Копия свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. (По видам работ в соответствии с дефектной ведомостью, при отсутствии полного перечня допусков к работам, наличие п. 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
Однако, Заказчик в положении документации об электронном аукционе не установил на какие виды работ, участник закупки должен иметь копию свидетельства выданного саморегулируемой организацией о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что в сведениях о закупке, опубликованных на сайте www,sberbank-ast.ru, Заказчик выставляет требования к выполнению работ согласно Общероссийского Классификатора Продукции по видам экономической Деятельности (ОКПД 2) 42.21.22.130 "Работы строительные по прокладке местных трубопроводов газа и пара", что подразумевает наличие у участников электронного аукциона допуска к строительным работам по прокладке газопровода.
Таким образом, согласно требованиям п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчик обязан дополнить пункт 3.3.3.2 Информационной карты электронного аукциона пунктом 33.6. "Объекты газоснабжения".
При вышеизложенных обстоятельствах Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают требования ч. 8 ст. 30, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Вместе, с тем электронный аукцион N 0190200000317003652 признан не состоявшимся в результате отсутствия подачи заявок на участие.
Таким образом, Комиссия считает, что Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать ввиду нецелесообразности.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "АгроПремиум" (г. Барнаул) на действия - Заказчика ГУП ЯНАО "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа" (ИНН: 8901009042) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по газоснабжению котельной N2 по ул. Речная г. Лабытнанги ЯНАО", НМЦК - 11 366 930,90 рублей (извещение N 0190200000317003652http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - ГУП ЯНАО "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа" (ИНН: 8901009042) нарушившим требования ч. 8 ст. 30, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику - ГУП ЯНАО "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа" (ИНН: 8901009042) не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица Заказчика утвердившегося аукционную документацию с нарушением Закона о контрактной системе.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 17 мая 2017 г. N 04-01/189-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2017