Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22 мая 2017 г. N 04-01/205-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
<_>,
рассмотрев жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (г. Омск) (далее - Заявитель) на действия - Заказчика ГКУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" (ИНН: 8901017526) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Больничный комплекс (блок 1, блок 5), расположенный по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Геологоразведчиков, д. 7", НМЦК - 13 495 430,00 рублей (извещение N 0190200000317004340http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба Заявителя на положения документации в рамках размещения государственного заказа в форме электронного аукциона (извещение N 0190200000317004340) на право заключения государственного контракта, на "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Больничный комплекс (блок 1, блок 5), расположенный по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Геологоразведчиков, д. 7", доводы жалобы о том, что Заказчиком при формировании документации нарушены требования Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
1. Приложение "Часть 2. Технические требования" к документации об аукционе Заказчиком на официальном сайте в формате PDF, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов текста, при этом текст, изложенный в Приложении необходим для заполнения заявки на участие в аукционе;
2. Заказчиком не установлена группа работ строительных, на выполнение которых требуется подтверждение участниками закупки соответствия установленным дополнительным требованиям, в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе;
3. Заказчиком в нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, не корректно установлен срок действия контракта.
4. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе по п. N 26 Приложения к документации об электронном аукционе, Заказчиком установлены неисполнимые требования к материалам.
5. Заказчиком в нарушение пунктов 1-2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе к материалам, используемым при выполнении работ, установлены требования, противоречащие ГОСТУ 6787-2001.
На заседании Комиссии представители Заказчика с доводами жалобы Заявителя не согласились, представили обоснованные возражения.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено:
1. Статьей 4 Закона о контрактной системе определены основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:
1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;
3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;
4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Статья 7 Закона о контрактной системе регулирует принципы открытости и прозрачности.
1. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
2. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
3. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В части 2 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в Интернете информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 гг. по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного Закона. При этом должны быть учтены особенности, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Взаимодействие указанной информационной системы с иными информационными системами, в соответствии с ч. 2 статьи 4 Закона о контрактной системе, обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированных) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в ч. 1 ст. 1 настоящего Закона.
В соответствии с п. 3 Положения о пользовании официальными сайтами в Интернете для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 N 147, информация, размещаемая на официальных сайтах, должна быть круглосуточно доступна пользователям официальных сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Согласно п. 1.2 порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок утвержденного приказом Федерального казначейства России от 30 декабря 2015 г. N 26 Н, в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xlx, xlsx, rar, zip.
Размер каждого размещаемого в единой информационной системе файла не должен превышать 50 Мб.
Кроме того, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом утверждены Постановлением Правительства Российский Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 15 Порядка лингвистические средства единой информационной системы и официального сайта должны обеспечивать участникам единой информационной системы возможность формирования и просмотра в единой информационной системе и на официальном сайте информации и документов на русском языке.
Информация и документы в случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, может формироваться в единой информационной системе с использованием букв латинского алфавита.
В соответствии с пунктом 17 Порядка при размещении электронных документов в единой информационной системе или обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами применяются единые форматы электронных документов. Указанные форматы электронных документов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
В Порядке отсутствуют требования о том, что файл аукционной документации должен быть размещен в формате, обеспечивающем осуществление поиска и копирования фрагментов текста.
Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
2. На основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
В соответствии с п. 2 Приложения N 1 к постановлению N 99 Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей - требуется наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию (<*>) требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
При этом участник закупки признается соответствующим Дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:
участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается;
участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства (п. 1.3 Письма).
Объектом закупки является Выполнение капитального ремонта объекта капитального строительства относящегося к коду 41.20.20.180 Здания предприятий здравоохранения, науки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства.
В соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 01.03.2017 N ОГ-Д28-2616:
При осуществлении закупки на выполнение работ строительных, указанных в пункте 2 приложения N 1 к постановлению N 99, участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:
- участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных не допускается;
- участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.
Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно требованиям части 13 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В течение срока, установленного для заключения контракта участник закупки, с которым заключается контракт, представляет обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии, выданной банком или внесение денежных средств на счет заказчика.
То есть участник закупки, не ограничен в своих права и интересах, и может воспользоваться правом выбора предоставления обеспечения заявки в виде банковской гарантии либо внесением денежных средств на счет заказчика.
Более того, согласно письму Минэкономразвития от 4 сентября 2015 г. N ОГ-Д28-12171, положения Закона N 44-ФЗ не регулируют вопрос указания срока действия государственного контракта в проекте государственного контракта.
При этом отмечается, что согласно пункту 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 329 ГК РФ прекращение основного обязательства влечет прекращение обеспечивающего его обязательства, на основании исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту у заказчика возникает обязанность по возвращению обеспечения исполнения данного контракта.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация в том числе и о сроках поставки товара или завершения работы либо о графике оказания услуг.
Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, в случаях, когда срок действия контракта определен как момент полного исполнения обязательств, банковская гарантия должна предоставляться с учетом срока исполнения основного обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя).
Стороны, определяя срок действия контракта, исходят из принципов добросовестности контрагентов и надлежащего исполнения ими своих обязанностей.
Согласно аукционной документации, срок выполнения работ установлен со дня заключения государственного контракта по 20 ноября 2017 года. То есть срок действия банковской гарантии должен составлять не менее чем 20 декабря 2017 года.
Таким образом, проектом контракта установлены сроки исполнения сторонами возложенных на них обязанностей, с которыми связывается срок действия контракта.
Исходя из изложенного, положения документации об электронном аукционе (проект контракта) не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Комиссия признает необоснованным.
4. По позиции N 26 "Кабель силовой" Приложения Заказчиком установлены следующие требования:
"Кабель силовой с медными жилами с поливинилхлоридной изоляцией в поливинилхлоридной оболочке без защитного покрова: напряжением 1,00 Кв, число жил - 4 и сечением 10 мм2. ГОСТ 16442-82".
Однако, стандарта ГОСТ 16442-82, обязательное соответствие которому установлено Заказчиком, не существует.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки участником закупки по товарам, используемым при оказании услуг, все товары, применяемые при выполнении работ (строительные материалы), должны строго соответствовать нормативным документам Российской Федерации. В качестве редакции нормативных правовых документов следует использовать их последние редакции. Все применяемые материалы должны соответствовать действующим редакциям нормативных документов.
Таким образом, в случае выявления неточностей в документации, участнику следует пользоваться действующими в настоящее время стандартами.
Ввиду отсутствия факта нарушенных прав участника закупки, довод Заявителя носит необъективный характер и является несостоятельным.
5. По позиции N 2 Приложения Заказчиком установлены следующие требования:
"Керамогранитная плитка 330*330-8 мм. ГОСТ 6787-2001. Предел прочности на изгибе, МПа более 25.".
Согласно таблицы 3 ГОСТ 6787-2001 "Плитки керамические для полов. Технические условия" предел прочности при изгибе для плиток толщиной 8 мм должен составлять не менее 28,0 МПа.
Таблица 3
Наименование показателя |
Значение для плиток |
|
неглазурованных |
глазурованных |
|
Водопоглощение, %, не более |
3,5 |
4,5 |
Предел прочности при изгибе, МПа, не менее, для плиток толщиной: |
|
|
до 9,0 мм включ. |
28,0 |
28,0 |
св. 9,0 мм |
25,0 |
25,0 |
Износостойкость (по кварцевому песку), г/см2, не более |
0,18 |
|
Износостойкость, степень |
- |
1-4 |
Термическая стойкость глазури , °С |
- |
125 |
Морозостойкость, число циклов, не менее |
25 |
- |
Твердость глазури по Моосу, не менее |
- |
5 |
Участники закупки при подаче заявок могут руководствоваться рекомендованной "Формой для заполнения участниками аукциона на выполнение работ, оказание услуг для выполнения, оказания которых используется товар", в которой указано, что участник должен описать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), фирменное наименование (при наличии), наименование страны происхождения предлагаемого для использования товара, в том числе соответствие техническим регламентам, ГОСТ.
Вместе с тем, указанный Заказчиком показатель предела прочности изгиба материала не превышает установленные ГОСТом пределы, и в свою очередь не влекут ограничение доступа к участию в закупке при заполнении заявки.
Требования к керамогранитной плитке не противоречат требованиям, указанным в ГОСТ 6787-2001 и не вводят участников в заблуждение. Данный факт подтверждается отсутствием запросов на разъяснение аукционной документации
Указание участником закупки показателей в соответствии с требованиями положений аукционной документации не будет являться основанием для отклонения заявки.
Кроме того, по окончанию срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подано три заявки.
Таким образом, довод жалобы Заявителя в указанной части также не обоснован.
Статьей 105 Закона о контрактной системе определено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку заявитель предполагает, что утвержденная конкурсная документация ущемляет его права и законные интересы, положение части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.
Более того, необходимо иметь в виду, что установление в аукционной документации нарушения положений Закона о контрактной системе и выдача соответствующего предписания об устранении допущенных нарушений должно повлечь за собой восстановление нарушенных прав и законных интересов подателя жалобы, между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки.
Таким образом, отсутствует факт нарушения прав и законных интересов заявителя, а заявителем может быть только лицо, чьи права и законные интересы нарушены.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу, что положения документации об электронном аукционе N 0190200000317004340 "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Больничный комплекс (блок 1, блок 5), расположенный по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул.Геологоразведчиков, д.7" не противоречат требованиям положений Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
решила:
Признать жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (г. Омск) на действия - Заказчика ГКУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" (ИНН: 8901017526) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Больничный комплекс (блок 1, блок 5), расположенный по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Геологоразведчиков, д. 7" (извещение N 0190200000317004340) необоснованной.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22 мая 2017 г. N 04-01/205-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2017