Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 27 апреля 2017 г. N 807
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А. А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
|
- Кирьякова С.Е. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля закупок |
|
- Балабина Н.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
|
при участии: |
|
|
|
- Новиковой Ю.В. |
- |
члена комиссии Муниципального предприятия городского округа города Первомайск Нижегородской области "Радуга", |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭСМ Север" (далее также - ООО "ЭСМ Север", заявитель) на действия аукционной комиссии Муниципального предприятия городского округа города Первомайск Нижегородской области "Радуга" (далее также - аукционная комиссия) при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения муниципальных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "ЭСМ Север" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на капитальный ремонт котла ДКВр 6,5-13, номер извещения 0532300000517000001.
По мнению заявителя, аукционная комиссия неправомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе заявителю, что не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители ООО "ЭСМ Север" на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Член аукционной комиссии Муниципального предприятия городского округа города Первомайск Нижегородской области "Радуга", присутствовавший на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России, с доводами, изложенными в жалобе не согласился, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признал, считает жалобу ООО "ЭСМ Север" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, заслушав доводы лица, участвующего при рассмотрении жалобы, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 17.03.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке www.etp-ets.ru размещены извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключить контракт на капитальный ремонт котла ДКВр 6,5-13, номер извещения 0532300000517000001, и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Муниципальное предприятие городского округа города Первомайск Нижегородской области "Радуга".
Оператором электронной площадки является ЭТП НЭП.
Предметом контракта является капитальный ремонт котла ДКВр 6,5-13 с начальной (максимальной) ценой контракта 3 394 312,00 рублей.
2) Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок устанавливаются единые требования к участникам закупки, среди которых соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, среди прочего, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 (при наличии таких требований) названного Федерального закона.
Кроме того, согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 названной статьи документов и информации, не допускается.
В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в Перечень, указанный в части 4 статьи 55.8 названного Кодекса, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утверждён Перечень видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - Перечень).
Таким образом, свидетельство, выданное саморегулируемой организацией, необходимо только в том случае, если работы, выполнение которых является предметом аукциона в электронной форме, относятся к строительству, реконструкции, капитальному ремонту, оказывают влияние на безопасность объекта, где они производятся, такой объект является объектом капитального строительства, и данные работы включены в названный Перечень.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что в документации установлено требование к участникам о представлении в составе вторых частей заявок документов в соответствии с пунктом 1) части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: свидетельства СРО на работы: монтаж оборудования котельных; пусконаладочные работы водогрейных теплофикационных котлов.
Между тем выполнение пусконаладочных работ водогрейных теплофикационных котлов требуют наличия свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к которым рассматриваемый случай не относится.
Кроме того, Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает что требование о наличии свидетельства СРО неправомерно устанавливать с указанием на конкретный вид работ. Необходимо устанавливать требование о наличии СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) согласно пункту 33 раздела III Приказа Минрегиона N 624 от 30.12.2009.
Вышеизложенное свидетельствует о нарушении Заказчиком требований части 6 статьи 31 о контрактной системе.
3) Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Между тем даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе в документации о закупке отсутствуют.
Изложенное свидетельствует о нарушении государственным заказчиком требований части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4) В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 названного Федерального закона.
По смыслу пункта 1) части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки содержится в разделе II документации электронного аукциона.
Требования к техническим, функциональным, качественным и эксплуатационным характеристикам товара, предполагаемого к использованию при выполнении работ содержится в Техническом задании.
Комиссией установлено, что в Техническом задании заказчик установил излишние требования к показателям, значения которых для заполнения заявки подрядчиком могут быть известны только в результате испытаний. Так, например: по позиции "изделия огнеупорные шамотные общего назначения (прямые)" (например: предел прочности при сжатии; по позиции "глина огнеупорная порошко-образная" (например: массовая доля Al2O3; массовая доля влаги) по позиции "цемент глиноземистый" (например: растекаемость, прочность на сжатие) и так далее.
Таким образом, заказчик установил значения показателей, определяемых только по результатам испытаний, что указывает на невозможность указания конкретных показателей по данным позициям участниками в своих заявках ввиду отсутствия на момент подачи заявки товаров и отсутствии необходимости иметь таковые при подаче заявок, что указывает на необъективность описания объекта закупки в данной части. Подобное требование к составу заявок ограничивает количество участников закупки ввиду изложенного выше. Данная позиция подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16.
Следовательно, заказчик, установив требования к товару подобным образом, нарушил положения части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
5) По смыслу пункта 7 части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении и документации о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 названной статьи.
На основании пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд входит в данный Перечень.
Между тем в нарушение части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещением и документацией об осуществлении закупки такое ограничение не установлено.
6) Согласно пункту 2) части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе среди прочего должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с подпунктом б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Инспекцией Нижегородского УФАС России из анализа документации, а также со слов члена комиссии Муниципального предприятия городского округа города Первомайск Нижегородской области "Радуга" установлено, что предметом закупки выступают работы, для выполнения которых предполагаются к использованию товары, характеристики которых значимы для заказчика и содержатся в техническом задании.
Между тем в пункте 10 раздела I документации установлено требование к составу первых частей заявок о предоставлении только согласия на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 1 статьи 64 и части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
7) В нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта Заказчиком не установлена ответственность в виде штрафа за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом.
8) 18.04.2017 аукционной комиссией рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.04.2017 N1754061.
В соответствии с протоколом от 18.04.2017 N1754061 до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (17.03.2017 15:15) поступило 7 заявок на участие в электронном аукционе, которым оператором электронной площадки присвоены защищенные номера 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8.
Согласно протоколу от 18.04.2017 N1754061 участнику закупки, подавшему заявку под порядковым номером 7 (ООО "ЭСМ Север"), отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: "непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации. Причина несоответствия: Участником закупки в составе первой части заявки не указаны: Показатель товара, соответствующий значениям, установленным в Разделе II аукционной документации, а именно участником закупки не указаны конкретные значения: - Изделия огнеупорные шамотные общего назначения (прямые); - Изделия огнеупорные шамотные общего назначения (клиновые); - Глина огнеупорная Порошкообразная; - Порошок шамотный; - Хризотил; - Картон асбестовый; - Цемент глиноземистый; - Стекло натриевое жидкое".
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нём в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Анализ первой части заявки под порядковым номером 7 (ООО "ЭСМ Север") показал, что участником закупки в составе первой части заявки представлено согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
При этом, как отмечалось Комиссией Нижегородского УФАС России выше, документация рассматриваемого электронного аукциона не содержала требования о предоставлении конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным в документации об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения.
Таким образом, первая часть заявки под порядковым номером 7 (ООО "ЭСМ Север") полностью соответствовала требованиям документации об электронном аукционе и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Следовательно, аукционная комиссия заказчика, отказав ООО "ЭСМ Север" в допуске к участию в электронном аукционе, нарушила положения частей 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Изложенное свидетельствует об обоснованности жалобы ООО "ЭСМ Север".
9) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, допущенные заказчиком и аукционной комиссией нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, являются существенными, устранение которых возможно в данном случае только путем внесения изменений в извещение и документацию электронного аукциона на право заключить контракт на капитальный ремонт котла ДКВр 6,5-13, номер извещения 0532300000517000001 и отмены всех протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, соответственно.
В связи с этим существует необходимость выдачи соответствующего предписания заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки, на которой проведен рассматриваемый электронный аукцион (ЭТП НЭП).
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "ЭСМ Север" на действия аукционной комиссии Муниципального предприятия городского округа города Первомайск Нижегородской области "Радуга" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на капитальный ремонт котла ДКВр 6,5-13, номер извещения 0532300000517000001, обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования части 6 статьи 31, части 1 статьи 33, части 8 статьи 34, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. Признать аукционную комиссию нарушившей требования частей 3 и 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
5. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки (ЭТП НЭП) предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
6. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 2.1 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.Е. Кирьякова
Н.В. Балабина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 27 апреля 2017 г. N 807
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2017