Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 16 мая 2017 г. N фКС17/131
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО НПЦ "Сибземресурсы" на действия заказчика при проведении открытого конкурса N ОК 01-2017 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300001117000006) на оказание услуг по подготовке проектов документов о внесении изменений в документы территориального планирования и документы градостроительного зонирования Сорокинского муниципального района (далее также - открытый конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 05.05.2017 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении обозначенного открытого конкурса.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика и заявителя.
В этой связи, на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 11.05.2017 г. N 194 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении открытого конкурса на оказание услуг по подготовке проектов документов о внесении изменений в документы территориального планирования и документы градостроительного зонирования Сорокинского муниципального района.
Из содержания жалобы следует, что конкурсная документация разработана заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В частности, заявитель указывает, что конкурсной документацией определен код ОКПД 2 как 72.20.19.000 - "Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области прочих общественных наук". При этом, заявитель считает, что объект спорной закупки никак не связан с научными исследованиями. В свою очередь данный код ОКПД затрудняет поиск закупки в Единой информационной системе в сфере закупок.
Кроме того, заявитель указывает, что неправомерно конкурсной документацией не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности.
Также заявитель указывает о нарушении положений Бюджетного кодекса РФ в части нецелевого использования бюджетных средств.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что администрация Сорокинского муниципального района, выступила организатором проведения открытого конкурса на оказание услуг по подготовке проектов документов о внесении изменений в документы территориального планирования и документы градостроительного зонирования Сорокинского муниципального района с начальной (максимальной) ценой контракта 9 929 250,00 рублей.
Информация об открытом конкурсе была размещена на официальном общероссийском сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300001117000006.
Частью 1 статьи 48 Закона контрактной системе установлено понятие открытого конкурса, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Законом о контрактной системе утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085).
В силу пункта 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Таким образом, в конкурсной документации должны быть указаны критерии оценки заявок участников конкурса и прописан четкий порядок оценки заявки участника по предусмотренным критериям.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
В части довода заявителя, о том, что объект закупки не связан с научными исследованиями, следовательно, код ОКПД и предельные величины значимости критериев оценки в конкурсной документации, определены заказчиком не верно, Комиссия признает несостоятельным, учитывая следующее.
Согласно пункту 4 конкурсной документации открытого конкурса объектом закупки (предметом контракта) является оказание услуг по подготовке проектов документов о внесении изменений в документы территориального планирования и документы градостроительного зонирования Сорокинского муниципального района.
Конкурсной документацией определен код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст. (ОКПД 2) - 72.20.19.000 - "Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области прочих общественных наук".
Пунктом 1.1 проекта контракта открытого конкурса определено, что исполнитель обязуется оказать услуги по подготовке проектов документов о внесении изменений в документы территориального планирования и документы градостроительного зонирования Сорокинского района, а именно прикладные научные исследования с целью подготовки проектов документов о внесении изменений в документы территориального планирования и документы градостроительного зонирования района и передать полученные результаты заказчику.
Приложение N 1 к конкурсной документации содержит Техническое задание на оказание услуг по подготовке проектов документов о внесении изменений в документы территориального планирования и документы градостроительного зонирования Соркинского муниципального района. Согласно Техническому заданию в состав и содержание услуги входит, в том числе осуществление сбор и обработка исходной информации, выполнение прикладного социологического исследования предпочтений жителей района, бизнес сообщества, относительно градостроительной ситуации. Прикладное социологическое исследование должно касаться вопросов организации жилых территорий, общественно-деловых территорий, санаторно-курортной территорий, территорий общего пользования (в том числе рекреационного назначения), промышленных и коммунально-складских территорий. Для этого с использованием интернет-ресурсов может быть организован соответствующий опрос. Результаты прикладного социологического исследования формируют отдельный блок исходной информации для работы. При подготовке проекта исполнитель должен исследовать развитие градостроительной деятельности в связи с изменениями Градостроительного кодекса РФ, выполнить анализ применимости ранее разработанной СТП СМР в условиях действующего законодательства; оценить степень влияния различных социально-экономических программ и стратегий, принимаемых на федеральном, региональном и местном уровнях, на проект СТП СМР; исследовать опыт реализации градостроительной документации в муниципальных районах, оценить реализуемость положений документов территориального планирования в условиях существующего порядка взаимодействия бюджетов разных уровней, роль частного капитала в реализации положений градостроительной документации и выявить способы и возможности привлечения частного капитала; выполнить мониторинг и анализ процессов развития территории АМР в части реализации мероприятий утвержденной СТП СМР в области территориального планирования.
Раздел 4 конкурсной документации содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в частности, установлены следующие критерии и величины их значимости:
а) характеризующиеся, как стоимостные критерии оценки:
цена контракта - значимость критерия оценки 20%;
б) характеризующиеся, как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимостью критерия оценки 20%, включая показатель: "Качество работ".
Предлагаемые технологии и методы оказания услуг, их эффективность и обоснованность с точки зрения достижения наилучшего результата. Оценивается на основании предоставленного участником закупки предложения в форме пояснительной записки (Заполняется по Форме N5 "Пояснительная записка").
Лучшим условием исполнения контракта по показателю является лучшее предложение участника закупки о качестве работ.
Оценка осуществляется по следующей шкале:
- максимальное количество баллов присваивается участнику закупки, пояснительная записка которого содержит проект Программы прикладных научных исследований, соответствующий требованиям Рекомендуемой формы. Проект программы соответствует - 40 баллов, Проект программы не соответствует - 0 баллов;
- максимальное количество баллов присваивается участнику закупки, пояснительная записка которого содержит описание средств автоматизации при выполнении прикладных научных исследований по подготовке проектов документов о внесении изменений в документы территориального планирования и документы градостроительного зонирования Абатского муниципального района, в том числе при проверке качества проектных, такое описание соответствует требованиям Рекомендуемой формы. Описание соответствует - 30 баллов, описание не соответствует - 0 баллов.
- максимальное количество баллов присваивается участнику закупки, пояснительная записка которого содержит описание трех и более дополнительных результатов работ, соответствующих требованиям Рекомендуемой формы. Описание трех и более дополнительных результатов работ - 30 баллов, менее трех - 0 баллов.
Ноль баллов - присваивается предложению участника закупки, если пояснительная записка не представлена, если пояснительная записка не содержит обязательных разделов, если пояснительная записка (раздел пояснительной записки) является копией Технического задания.
Еще одним критерием, согласно конкурсной документации является - "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - значимостью критерия оценки 60%.
Согласно пояснениям заказчика, целью оказания услуги по подготовке проектов документов о внесении изменений в документы территориального планирования и документы градостроительного зонирования Сорокинского муниципального района является в первую очередь разработка научно-обоснованной методологии пространственной организации территории. Для достижения данной цели в техническое задание (Приложение N1 к конкурсной документации) включено требование о проведении научно-исследовательской работы, включающей исследование развития градостроительной деятельности в связи с изменениями Градостроительного кодекса; степени влияния различных социально-экономических программ и стратегий, принимаемых на федеральном, региональном и местном уровнях, на проект; исследование опыта реализации градостроительной документации в муниципальных районах;
Заказчик указывает, что исследование и разработки, проведение которых предполагается в рамках оказания услуги, предполагают значительную часть новизны, заключающейся в проведении комплексного градостроительного анализа, в моделировании проблемных ситуаций, в разработке территориального развития, развития экологии, жилищного строительства.
Таким образом, довод заявителя о том что объект закупки не может быть отнесен к научно-исследовательской работе, не находит своего подтверждения, поскольку исследования и разработки, проведения которых предполагается осуществить при оказании услуги, предполагают значительную часть новизны.
Довод заявителя о том, что указанный заказчиком в аукционной документации код ОКПД- 72.20.19.000 затрудняет поиск закупки в Единой информационной системе в сфере закупок, заявителем не подтвержден, сам факт подачи Обществом жалобы свидетельствует об обратном.
Довод о том, что заказчиком при подготовке конкурсной документации нарушены требования Бюджетного законодательства в части нецелевого использования бюджетных средств, Комиссия указывает следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Рассмотрение нарушений бюджетного законодательства РФ не относится к полномочиям Комиссии Тюменского УФАС России.
Довод заявителя о том, что аукционная документация не содержит требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление картографической и геодезической деятельности (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), с обязательным наличием пунктов 2 и 8 приложения к лицензии, которые соответствуют видам работ, предусмотренным техническим заданием: пункт 2 - создание и (или) обновление государственных топографических карт и государственных топографических планов; пункт 8 - установление и изменение границ между субъектами РФ и границ муниципальных образований, Комиссия признает несостоятельным, учитывая следующее.
Как установлено материалами дела, техническим заданием конкурсной документации (Приложение N1 к документации) установлено, что при формировании базы данных Исполнителем выполняется оценка точности и актуальности топографических планов, созданных по материалам топографических съемок прошлых лет и полученных в качестве исходной информации для разработки градостроительной документации. Результатом оценки является технический отчет с рекомендациями о возможности использования того или иного планово-картографического материала для целей разработки градостроительной документации и подготовки на его основе сведений о границах населённых пунктов и территориальных зонах для внесения в единый реестр недвижимости.
Как установлено Комиссией, создание и обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов техническим заданием не предусмотрено. Требования о необходимости вносить самостоятельно исполнителем изменения границ населенных пунктов в документации отсутствует.
Следовательно, требование к участникам закупки о наличии спорной лицензии правомерно не установлено заказчиком.
Таким образом, довод заявителя о необходимости установления требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление картографической и геодезической деятельности (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования) не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО НПЦ "Сибземресурсы" на действия заказчика при проведении открытого конкурса N ОК 01-2017 (реестровый номер закупки 0167300001117000006) на оказание услуг по подготовке проектов документов о внесении изменений в документы территориального планирования и документы градостроительного зонирования Сорокинского муниципального района необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 16 мая 2017 г. N фКС17/131
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2017