Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 19 мая 2017 г. N фкс17/138
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу Общества на действия заказчика при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0367100000817000120) на поставку лекарственного препарата (МНН Йопромид) далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 12.05.2017 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика и заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 16.05.2017 г. N 212 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного средства (МНН Йопромид).
Заявитель, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, представителей не направил, в связи, с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Согласно доводам жалобы, заказчиком необоснованно установлены следующие характеристики медицинского препарата: период выведения лекарственного препарата (в течение 12 часов не менее 93%), отсутствие ограничений для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом; верхний предел разрешенной температуры хранения (не менее 30 градусов Цельсия). Заявитель указывает, что указанные характеристики не влияют на терапевтический эффект препарата, а также на его применение. Более того, описанию закупаемого заказчиком препарата соответствует единственный препарат в России - Ультравист (Германия), что свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
Присутствовавший в заседании представитель заказчика не согласился с доводами заявителя, считает жалобу несостоятельной и не подлежащей удовлетворению, пояснил, что при описании объекта закупки и формировании требований к лекарственному средству заказчик руководствовался законодательством РФ и основывался на своих потребностях, исходя из профиля и целей своей деятельности. Пристальное внимание к фармакинетике препарата связано с возможностью возникновения нефротоксического эффекта вследствие прямого токсичного влияния на клетки почечных канальцев и развития ишемии мозгового вещества почек, поэтому очевидно, что фармакокинетика препарата влияет на безопасность пациента, увеличение времени полувыведения контрастного препарата - это дополнительный риск возникновения контраст-индуцированной нефропатии - острого повреждения почек вследствие почечной токсичности контрастного вещества, содержащего йод. Таким образом, описание объекта закупки содержит крайне важный параметр периода выведения с точки зрения безопасности пациента.
Современные контрастные средства являются одними из самых безопасных существующих лекарственных препаратов, но их вводят в высоких концентрациях и больших дозах, поэтому при использовании любых контрастных средств необходимо учитывать состояние здоровья, возраст, анамнез пациента, а также физико-химические свойства, условия хранения препарата.
Персонал диагностического отделения должен иметь в своем арсенале универсальное диагностическое средство, рекомендованное для пациентов любых возрастных категорий, без ограничений для отдельных групп пациентов.
Возможность использования рентгеноконтрастного средства у пациентов всех категорий, в том числе больных с аутоиммунным заболеванием, алкоголизмом, без ограничений, в зависимости от анамнеза, является одним из решающих факторов, влияющих на вопрос выбора препарата с целью проведения качественной и безопасной диагностики.
Очень важно, чтобы инструкция на используемый в лечебно-профилактическом учреждении контрастный препарат содержала рекомендации для вышеуказанных категорий пациентов, так как это обеспечит правильный режим дозирования для особых групп пациентов, требующих дополнительного внимания со стороны медицинского персонала.
Требование к верхнему пределу разрешенной температуры хранения препарата не менее 30 градусов Цельсия обусловлено тем, что подготовленный к исследованию лекарственный препарат находится какое-то время в диагностическом кабинете, где температурный режим может превышать 28-30 градусов Цельсия. Повышение температуры может привести к порче контраста, и осложнениям для больного при введении контраста вплоть до угрожающего жизни анафилактического шока. Таким образом, требуемый показатель товара "Хранение при температуре не менее 30 градусов Цельсия" является обоснованным с точки зрения безопасности здоровья и жизни обследуемых больных и обусловлены объективной потребностью заказчика. При этом, установить холодильное оборудование в помещении операционной не представляется возможным, поскольку оно может стать потенциальным источником внутрибольничной инфекции из-за невозможности качественно обработать заднюю радиаторную решетку. Кроме того, в случае отключения внешнего электроснабжения, помещения операционного блока и отделения реанимации снабжаются электрической энергией от резервного источника питания (дизельный генератор). Выходная мощность, которого ограничена и рассчитана на обслуживание ограниченного количества медицинского оборудования, установленного в помещении операционной, в связи с чем установление холодильного оборудования в операционной нецелесообразно.
Помимо этого, заказчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенного электронного аукциона.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г.Тюмень), выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку лекарственного препарата (МНН Йопромид) с начальной (максимальной) ценой контракта 2877304,00 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100000817000120.
Комиссией установлено, что аукционной документацией на поставку лекарственного препарата (МНН Йопромид), установлены следующие характеристики закупаемого лекарственного препарата (Раздел 5 аукционной документации): Йопромид-раствор для инъекций 370 мг йода / мл, не менее 100 мл, флакон N 10, период выведения через почки в течении 12 часов не менее 93% от введенной дозы. Отсутствие ограничений для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом. Верхний предел разрешённой температуры хранения не менее 30°С.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик, если это возможно, при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (п.2 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. В зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить конкретные требования к качеству, к техническим, функциональным характеристикам товара, к размерам, к упаковке, максимальным или минимальным значениям показателей, что подтверждается частями 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку в соответствии с требованиями указанного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара с необходимыми заказчику характеристиками, довести до сведения участников закупки сведения о характеристиках требуемого товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности заказчика, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. При этом при формировании документации об аукционе заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребностям.
Следует отметить, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения аукциона, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате аукциона лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Как установлено Комиссией, у заказчика существовала необходимость в установлении оспариваемых заявителем характеристиках, в частности в части установления требования к периоду выведения контрастного препарата, непосредственно влияющего на безопасность пациента. Так, увеличение периода выведения препарата - это дополнительный риск возникновения КИН (контраст-индуцированной нефропатии - острого повреждения почек вследствие почечной токсичности контрастного вещества (KB), содержащего йод).
Возможность использования рентгеноконтрастного средства у пациентов больных с анамнезом аутоиммунные заболевания, алкоголизм, без ограничений, в зависимости от анамнеза, является одним из решающих факторов, влияющих на вопрос выбора препарата с целью проведения качественной и безопасной диагностики.
Наличие в инструкции на используемый в лечебно-профилактическом учреждении контрастный препарат рекомендации для вышеуказанных категорий пациентов, обеспечит правильный режим дозирования для особых групп пациентов, требующих дополнительного внимания со стороны медицинского персонала.
Требования к температуре хранения рентгеноконтрастного средства обусловлено температурным режимом операционных помещений и невозможностью установки холодильного оборудования для хранения закупаемого препарата, который применяется при проведении операции и должен быть в наличии на момент проведения операции. Следовательно, требование к температуре хранения препарата, является объективной потребностью заказчика, что в свою очередь подтверждается представленными в материалы дела докладными ответственных лиц заказчика.
Кроме того, в материалы дела объективных, неоспоримых доказательств, свидетельствующих о том, что требования заказчика приводят к ограничению числа участников закупки, заявителем не представлены.
Лекарственное средство, поставка которого является предметом рассматриваемого аукциона, свободно обращается на фармацевтическом рынке (согласно сведениям из общедоступных ресурсов в сети Интернет), его реализация входит в Перечень лицензируемых видов деятельности, и поставка данных препаратов может осуществляться лицами, имеющими действующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности или производство лекарственных средств. В связи с этим, любой хозяйствующий субъект при условии получения им необходимой лицензии имеет возможность осуществлять продажу (поставку) лекарственного препарата, требующегося заказчику, и Комиссия не усматривает в рассматриваемом случае ограничения количества участников закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ТД" "Виал" на действия заказчика в лице Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г.Тюмень) при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0367100000817000120) на поставку лекарственного средства (МНН Йопромид) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 19 мая 2017 г. N фкс17/138
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2017