Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 17 мая 2017 г. N 06-448/17т
изготовлено в полном объеме 22 мая 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России),в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Сибирьторг" (далее по тексту - ООО "Сибирьторг", Общество, заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее по тексту - ООО "Перспектива", Общество, заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заказчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 5" муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - МБОУ СОШ N 5 МО "Мирнинский район" РС(Я), заказчик):уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от уполномоченного органаадминистрации муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) - (далее по тексту - АМО "Мирнинский район" РС(Я), уполномоченный орган):уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились, представлены письменные пояснения,
рассмотрев жалобызаявителейООО "Сибирьторг", ООО "Перспектива" на действия уполномоченного органа АМО "Мирнинский район" РС(Я), заказчика МБОУ СОШ N 5 МО "Мирнинский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "СОШ N 5" п. Айхал. (извещение N 0116300000217000099),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
10 мая 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Сибирьторг", ООО "Перспектива" на действия уполномоченного органа АМО "Мирнинский район" РС(Я), заказчика МБОУ СОШ N 5 МО "Мирнинский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "СОШ N 5" п. Айхал. (извещение N 0116300000217000099).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалоб, времени и месте их рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 17 мая 2017 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела доводы жалоб заявителей были оглашены в полном объеме.
Их жалобы ООО "Сибирьторг" следует,что заявителем обжалуется установление в аукционной документации требования к описанию участниками закупки химического состава и (или) компонентов товаров, используемых при выполнении работ, являющихся предметом закупки.
По мнению заявителя указанные требования ограничивают участников закупки, поскольку сведения о химическом составе и компонентах товар, их значения, становятся известными участнику закупки только при испытании определенной партии товара после его производства, при этом такие сведения не указываются в товаросопроводительных документах, а Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ на момент подачи заявки на участие в закупке.
Из жалобы ООО "Перспектива" следует, что заявителем обжалуется следующее:
1. Отсутствие в извещении о проведении электронного аукциона информации о требовании об обеспечении исполнения контракта.
2. Установление ненадлежащего требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
По мнению заявителя в том случае, если у участника закупки имеется допуск саморегулируемой организации к работам по организации строительства, лицензия для производства работ по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений такому участнику закупки не требуется, поскольку он может привлечь к соисполнению контракта субподрядные организации, имеющие такие лицензии.
3. Установление в проекте контракта противоречивых условий относительно срока действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от формы предоставления такого обеспечения. Так, согласно условиям проекта контракта срок банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, при этом в пункте 5.7 проекта контракта указано, что денежные средства возвращаются поставщику в полном объеме (либо в части, оставшейся после удовлетворения требований заказчика, а также в случае замены обеспечительного платежа на банковскую гарантию) в течение 10 рабочих дней с момента подписания сторонами документов, подтверждающих надлежащее исполнение поставщиком своих обязательств по контракту.
По мнению заявителя, установление противоречивых требований вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет им объективно оценить условия участия в закупке.
Просят признать жалобу обоснованной, признать заказчика/уполномоченный орган нарушившими законодательство о контрактной системе, выдать заказчику/уполномоченному органу предписание о внесении изменений в аукционную документацию.
Из пояснений уполномоченного органа следует, что АМО "Мирнинский район" РС(Я) с жалобой не согласна по следующим основаниям.
По жалобе ООО "Сибирьторг":
Требования к показателям качества и надежности товара установлены в соответствии с техническими регламентами и стандартами Российской Федерации.
Подтверждение соответствия осуществляется в целях:
- удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров;
- содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг.
Оспариваемые заявителем характеристики красок соответствуют пункту 1.3.1 таблицы 1 ГОСТ 28196-89 и определяются изготовителем красок, свойства смесей строительных, согласно ГОСТ 28013-98, также определяются изготовителем таких смесей.
В связи с вышеизложенным, испытание товаров, используемых при выполнении работ, является излишним, достаточным является указание характеристик товаров, в соответствии с ГОСТ и/или ТУ.
Просят признать жалобу ООО "Сибирьторг" необоснованной.
По жалобе ООО "Перспектива" представлены следующие пояснения:
1. Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению указаны в пункте 18.1 Приложения N 1 к информационной карте и разделе 7 приложения N 4 проекта контракта.
2. Работы, связанные с обеспечением пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежат лицензированию в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон о лицензировании). Следовательно, при закупке таких работ в составе одного лота с работами строительными установление в документации требования о наличии такой лицензии является правомерным.
В подтверждение своей позиции ссылаются на письма Минэкономразвития России от 20.02.2015 г. N Д28и-290, от 20.01.2016 г. N ОГ-Д28-1183, от 15.06.2016 г. N ОГ-Д28-7332, судебную практику.
3. Заказчик вправе самостоятельно определить срок возврата поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Срок действия банковской гарантии в проекте контракта установлен в соответсвтии с требованиями статьи 45 Закона о контрактной системе.
Просят признать жалобу ООО "Перспектива" необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.04.2017 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 37 375 718,79 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в электронном аукционе допущено 6 участников закупки;
6) от участников закупки подано 3 ценовых предложения;
7) соответствующей требованиям аукционной документации признана заявка участника закупки с номером заявки 1, заявки остальных участников электронного аукциона, подавших предложение о цене контракта, признаны не соответствующими таким требованиям;
8) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Сибирьторг" обоснованной исходя из следующего.
1. По мнению заявителя установленные в аукционной документации требования об указании участниками закупки химического состава и (или) компонентов товаров, используемых при выполнении работ, являющихся предметом закупки, ограничивают участников закупки, поскольку сведения о химическом составе и компонентах товара, их значения, становятся известными участнику закупки только при испытании определенной партии товара после его производства, при этом такие сведения не указываются в товаросопроводительных документах, а Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ на момент подачи заявки на участие в закупке.
В пункте 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пункте 1.2.3 раздела 1.2. "Электронный аукцион на выполнение работ, оказание услуг" части 2 "Инструкция по заполнению заявки" приложения N 1 документации об электронном аукционе указано следующее:
"Участник закупки в первой части заявки должен предоставить согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ), а также указать конкретные значения показателей предлагаемых к выполнению работ товаров, соответствующие значениям показателей, установленным документацией об электронном аукционе, и их товарные знаки (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. При этом наименования, количество и значения показателей товаров, применяемых при выполнении работ, содержащиеся в первой части заявки закупки, должны соответствовать наименованиям, количеству и значениям показателей оказания услуг, в том числе техническим и функциональным характеристикам, установленным в части 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе (подпункт "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ).
При этом необходимо указать товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
! случае, если предлагаемый к поставке товар, используемый при выполнении работ не имеет товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования, патента, полезных моделей, промышленных образцов, то первая часть заявки должна содержать сведения об их отсутствии".
Таким образом, в инструкции по заполнению заявок уполномоченным органом установлено императивное требование об указании участниками закупки показателей, требования по которым установлены в Описании объекта закупки.
Материалами дела установлено, что в приложении N 2 "Описание объекта закупки" заказчиком, по позициям 10, 14, 44 и 54, установлены следующие показатели качественных характеристик работ, услуг, функциональных и качественных характеристик товаров:
N |
Наименование работ/характеристики строительных материалов |
Ед. изм. |
Кол-во |
Предложение участника (хар-ки, модели, марки) |
Гос-во произв-ль товара |
| |||||
п/п | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
10. |
Окраска потолков воднодисперсионными красками, высококачественная. ( Узлы, вентиляционные, электрощитовая, склад АХЧ, спортивный инвентарь, склад на 1 этаже (сан. узел)) |
м2 |
141,6 |
|
|
Внешний вид плёнки: после высыхания, краска должна образовывать плёнку с ровной однородной матовой поверхностью; | |||||
Массовая доля не летучих веществ: не менее 53 % - не более 59 %; | |||||
pH: не менее 6,8 - не более 8,2; | |||||
Морозостойкость: не менее 5 циклов; | |||||
Степень перетира: не более 30 мкм; | |||||
Стойкость к влажному истиранию: не менее 1класса - не более 2 класса (DIN EN 13300); | |||||
Время высыхания до степени 3 при температуре воздуха 18 - 20 0С: не более 1 ч. | |||||
Parade Professional W5 илиэквивалент | |||||
14. |
Окраска поверхностей балок, вентиляционных каналов и стен воднодисперсными красками, высококачественная, (п. 3+5+13) |
м2 |
1102,4 |
|
|
Внешний вид плёнки: после высыхания, краска должна образовывать плёнку с ровной однородной матовой поверхностью; | |||||
Массовая доля не летучих веществ: не менее 53 % - не более 59 %; | |||||
pH: не менее 6,8 - не более 8,2; | |||||
Морозостойкость: не менее 5 циклов; | |||||
Степень перетира: не более 30 мкм; | |||||
Стойкость к влажному истиранию: не менее 1класса - не более 2 класса (DIN EN 13300); | |||||
Время высыхания до степени 3 при температуре воздуха 18 - 20 0С: не более 1 ч. | |||||
Parade Professional W5 илиэквивалент | |||||
44. |
Окраска откосов окон, улучшенная, (директор/приёмная) |
м2 |
6 |
|
|
Внешний вид плёнки: после высыхания, краска должна образовывать плёнку с ровной однородной матовой поверхностью; | |||||
Массовая доля не летучих веществ: не менее 53 % - не более 59 %; | |||||
pH: не менее 6,8 - не более 8,2; | |||||
Морозостойкость: не менее 5 циклов; | |||||
Степень перетира: не более 30 мкм; | |||||
Стойкость к влажному истиранию: не менее 1класса - не более 2 класса (DIN EN 13300); | |||||
Время высыхания до степени 3 при температуре воздуха 18 - 20 0С: не более 1 ч. | |||||
Parade Professional W5 илиэквивалент | |||||
54. |
Устройство стяжки цементно- песчаной, толщиной не менее 50 мм |
м2 |
437 |
|
|
Цвет: серый: | |||||
Класс прочности: не более В25; | |||||
Предел прочности при сжатии, в возрасте 28 суток: не менее 20 Мпа | |||||
Прочность сцепления с основанием (адгезия): не менее 0,75 МПа | |||||
Наибольшая крупность зерен заполнителя: не более 4 мм | |||||
Содержание зерен наибольшей крупности: не более 5 % | |||||
Марка по морозостойкости: не более F200 циклов; | |||||
Плотность растворной смеси: не менее 2000 кг/м3; Сохраняемость первоначальной подвижности: не менее 40 мин; | |||||
Водоудерживающая способность: не менее 90 %; | |||||
Подвижность: не более Пк2/4-8 см. неопределенное значение; | |||||
Оптимальная толщина слоя: не более 70 мм. | |||||
Пескобетон М300 или эквивалент |
Из пояснений уполномоченного органа следует, что требования, установленные к краске водно-дисперсионной полностью соответствуют требованиям пункта 1.3.1 таблицы 1 ГОСТ 28196-89.
Анализ ГОСТ 28196-89подтверждает соответствие характеристик, установленных заказчиком по товару "краска водно-дисперсионная" характеристикам, установленным в указанном стандарте.
Между тем, заказчиком в материалы дела не представлено надлежащих доказательств того, что другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик пескобетона, используемого при выполнении работ, не имеется.
Также заказчик не представил доказательств относительно того, что установленные им требования по пескобетону соответствуют требованиям действующих нормативных документов в области стандартизации и технического регулирования.
В связи с вышеизложенным, учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что действия заказчика по установлению в аукционной документации требований об описании участниками закупки веществ и компонентов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ; а также требований об указанииими характеристик используемых товаров, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производстваограничивают возможность участников закупок в формировании надлежащего предложения в составе заявок на участие в электронном аукционе.
Аналогичная позиция изложена в письме Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 г. N ИА/44536/16.
При изложенных обстоятельствах жалоба ООО "Сибирьторг" признается обоснованной, заказчик и уполномоченный орган признаются нарушившими пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Перспектива" обоснованной частично исходя из следующего
1. Заявителем обжалуется отсутствие в извещении о проведении электронного аукциона информации о требовании об обеспечении исполнения контракта.
Согласно пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системев извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условиях банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, чтов извещении о проведении электронного аукциона, помимо прочего, должна быть указана информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Указанные нормы носят императивный характер.
Из пояснений уполномоченного органа, а также из положений аукционной документации (пункты 18, 18.1 Информационной карты документации об электронном аукционе, раздел 7 проекта контракта) следует, что требование о предоставлении участниками закупки обеспечения исполнения контракта по данной закупке установлено, при этом обеспечение исполнения контракта может быть представлено как в денежном выражении, так и в виде банковской гарантии.
При этом в извещении N 0116300000217000099 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "СОШ N 5" п. Айхал относительно порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, требований к такому обеспечению указано следующее: "В соответствии с действующим законодательством о контрактной системе".
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, определяющей принципы открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок, установлено, чтоинформация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что отсылка к положениям аукционной документации, вместо указания в извещении о проведении закупки полной и достоверной информации о порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условиях банковской гарантии, не является надлежащим выполнением требований Закона о контрактной системе.
Первый довод жалобы ООО "Перспектива" признается обоснованным. Заказчик и уполномоченный орган признаются нарушившими часть 3 статьи 7, пункт 7 статьи 42, часть 5 статьи 63, часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. По мнению заявителя заказчик не установил надлежащим образом требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что в том случае, если у участника закупки имеется допуск саморегулируемой организации к работам по организации строительства, лицензия для производства работ по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений такому участнику закупки не требуется, поскольку он может привлечь к соисполнению контракта субподрядные организации, имеющие такие лицензии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при проведении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из вышеизложенного следует, что заказчику надлежит устанавливать требование к специальной правоспособности участников закупки только в том случае, если предметом закупки является выполнение работ/оказание услуг, осуществление которых требует наличия разрешительных документов.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление требований к участникам закупок в нарушение требований названного закона.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная документация должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с предусмотренной частью 1 названной статьи информацией, должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ, определенные Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, 7 которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624), по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее также - допуск СРО). Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В силу части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Подпунктом 2 пункта 26 "Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг являющихся объектом закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ, а также дополнительные требования в соответствии с частями 2, 2.1 статьи 31 Закона N44-ФЗ" Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии у них допуска СРО по следующим видам работ:
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
12.5. Устройство оклеечной изоляции;
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций;
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
и/или
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании контракта юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Подпунктом 3 пункта 26 Информационной карты документации об электронном аукционе установлено требование о наличии у участников закупки лицензии для производства работ по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлений Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", от 21.11.2011 N957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности").
В извещении о проведении закупки установлены аналогичные требования к участникам закупки.
В разделе 2 "Вторая часть заявки" части 2 "Инструкция по заполнению заявки" приложения N 1 документации об электронном аукционе среди прочего указано следующее:
"В случае если в п. 26 Информационной карты предусмотрено обязательство о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, то участник закупки обязан предоставить копии таких документов".
При этом в пункте 31 "Требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" информационной карты аукционной документации установлено требование о привлеченииисполнителем по контракту в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 20 % стоимости контракта.
В пункте 3.2.17 проекта муниципального контракта установлено аналогичное условие.
Таким образом, в рамках данной закупки к участнику закупки, с которым впоследствии будет заключен контракт, установлено требование о привлечении к соисполнению обязательств по контракту субподрядных организаций из числа субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.
Из описания объекта закупки следует, что в предмет закупки включено выполнение работ по установке, монтажу охранно-пожарной сигнализации.
В силу пункта 15 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также частная охранная деятельность, в которую входит, в том числе, осуществление работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, подлежат лицензированию.
При этом, наличие у участника допуска СРО с функцией генерального подрядчика "Жилищно-гражданское строительство" (пункт 33.3 Приказа N 624) исключает обязательное условие наличия у участника закупки вышеуказанных разрешительных документов, поскольку указанный допуск СРО позволяет подрядчику привлечь к выполнению работ, подлежащих лицензированию, субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
Об этом, в частности, указано в письмах Минэкономразвития России от 20.01.2016 г. N ОГ-Д28-1183 и от 15.06.2016 г. N ОГ-Д28-7332, на которые ссылается уполномоченный орган в опровержение довода заявителя.
При изложенных обстоятельствах, действия заказчика и уполномоченного органа, установивших безальтернативное требование к участникам закупки об одновременном наличии свидетельств СРО и лицензий на право осуществления деятельности по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений нарушают пункт 1 части 1, часть 6 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, части 1 и 3 статьи 64 Закона о контрактной системе. Второй довод жалобы ООО "Перспектива" признан обоснованным.
3. Заявителем обжалуется установление в проекте контракта противоречивых условий относительно срока действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от формы предоставления такого обеспечения.
Как отмечено выше, в соответствии с частью 1 статьи 96 закона о контрактной системезаказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи и 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, чтов контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Следовательно, в части не запрещенной Законом о контрактной системе в отношении условий контракта стороны руководствуются положениями ГК РФ, который позволяет установить любые не противоречащие законодательству о контрактной системе условия.
В частности, согласно части 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Между тем, в Законе о контрактной системе отсутствует требование об установлении одинаковых сроков действия обеспечения исполнения контракта, представленного в виде банковской гарантии или внесением денежных средств.
При изложенных обстоятельствах третий довод жалоб ООО "Перспектива" признается необоснованным.
Жалоба ООО "Перспектива" подлежит признанию обоснованной частично.
По результатам внеплановой проверки установлено следующее:
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 г. "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее по тексту - Постановление N 99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 в случае выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (далее по тексту - ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Примечанием <*> к приложению N 1 к Постановлению N 99 определено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона, наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, должны быть указаны требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с предусмотренной частью 1 названной статьи информацией, должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, определяющей принципы открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок установлено, что информация, предусмотренная настоящим Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Материалами дела установлено, что в извещении о проведении закупки N 0116300000217000099 к участникам закупки установлено требование в соответствии с Постановлением N 99.
В пункте 26 Информационной карты аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе копии исполненного контракта (договора); копии акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом в аукционной документации отсутствует указание на то, по какой группе работ строительных требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
При изложенных обстоятельствах заказчик и уполномоченный орган признаются нарушившими пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Сибирьторг" на действия уполномоченного органа АМО "Мирнинский район" РС(Я), заказчика МБОУ СОШ N 5 МО "Мирнинский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "СОШ N 5" п. Айхал. (извещение N 0116300000217000099)обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия уполномоченного органа АМО "Мирнинский район" РС(Я), заказчика МБОУ СОШ N 5 МО "Мирнинский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "СОШ N 5" п. Айхал. (извещение N 0116300000217000099)обоснованной частично, обоснованными признаны доводы о неуказании в извещении о проведении закупки порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условиях банковской гарантии; об установлении ненадлежащих требований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки.
3. Признать уполномоченный орган АМО "Мирнинский район" РС(Я), заказчика МБОУ СОШ N 5 МО "Мирнинский район" РС(Я) нарушившимичасть 3 статьи 7, пункт 1 части 1, часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 7 статьи 42, часть 5 статьи 63, части 1 и 3 статьи 64, часть 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать уполномоченному органу АМО "Мирнинский район" РС(Я), заказчику МБОУ СОШ N 5 МО "Мирнинский район" РС(Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии М.Н. Мохначевская
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 17 мая 2017 г. N 06-448/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2017