Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 мая 2017 г. N 06-468/17т
изготовлено в полном объеме 22 мая 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России),в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "МЕДПРОЕКТ" (далее по тексту - ООО "МЕДПРОЕКТ", Общество, заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заказчика Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее по тексту - ГУ-РО ФСС РФ по РС(Я), заказчик) - Иванченко П.В. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу заявителя ООО "МЕДПРОЕКТ" на действия заказчика Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации инвалидам в 2017 году: Слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный (изв. N 0216100000317000254), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
11 мая 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "МЕДПРОЕКТ" (вх. N 4011э от 11.05.2017 г.) на действия заказчика Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации инвалидам в 2017 году: Слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный (изв. N 0216100000317000254).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалоб, времени и месте их рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 18 мая 2017 года в 16 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ООО "МЕДПРОЕКТ" была оглашена в полном объеме. Из текста жалобы следует, что заявителем обжалуются положения аукционной документации, а именно:
1. Отсутствие в извещении о проведении электронного аукциона информации о порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, требованиях к обеспечению исполнения контракта, информации о банковском сопровождении контракта.
2. Установление различных сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе, в извещении указано - 08 часов 00 минут 12.05.2017 г., в аукционной документации - 18 часов 00 минут 10.05.2017 г.
3. Установленным в Описании объекта закупки аукционной документации требованиям соответствует слуховой аппарат конкретной модели "Гранд-2" производителя ООО "КБ Аудиомаг" (Россия), что ограничивает количество участников электронного аукциона.
4. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено заказчиком некорректно - вместо направления запросов ценовых предложений пяти поставщикам заказчиком была использована информация о ценах, размещенная в единой информационной системе.
Просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Из пояснений представителя заказчика следует, что ГУ-РО ФСС РФ по РС(Я) с доводами жалобы не согласно по следующим основаниям.
1. Заказчиком в единой информационной системе размещено извещение N 0216100000317000254 о проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации инвалидам в 2017 году: Слуховой аппарат цифровой заушный.
В пункте 17 указанного извещения соответствующая информация заказчиком отражена: "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе: Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе предоставляется участником электронного аукциона только путем внесения денежных средств. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок перечисляются участником электронного аукциона на счет оператора электронной площадки в банке. Участие в электронном аукционе возможно при наличии на лицевом счете участника электронного аукциона, открытом для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе на счете оператора электронной площадки, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по лицевому счету в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.".
В пункте 19 прикрепленного извещения указано, что банковское сопровождение контракта не устанавливается.
Данная информация также отражена и в документации электронного аукциона в пунктах 13 и 16.
2. 03 мая 2017 года заказчиком был издан приказ N 668 "О внесении изменений и дополнений в приказ N 645 от 28.08.2017 г. о проведении аукциона в электронной форме на поставку инвалидам технических средств реабилитации в 2017 г., среди субъектов малого предпринимательства". На основании приказа N 668 04 мая 2017 года в описание объекта закупки были внесены изменения и в соответствии с частью 6 ст. 65 Закона N 44-ФЗ, срок подачи заявок был продлен до 12 мая 2017 г. 18.00 (время местное). Необходимая информация была размещена в ЕИС и прикреплено извещение о внесении изменений N 12/17/184/1-ЭА.
3. Требованиям, установленным в Техническом задании заказчика соответствуют следующие слуховые аппараты:
Наименование модели слухового аппарата |
Максимальный ВУЗД90, дБ |
Максимальное усиление, дБ |
Диапазон частот, кГц |
Требуемые характеристики |
не менее 142 дБ |
не менее 81 дБ |
от 0,1 - не менее 7,1 кГц |
Багира Pro XP |
142 |
81 |
7,1 |
Гранд 1 |
142 |
81 |
7,1 |
Бриз-441 Мах |
142 |
81 |
7,1 |
Every 1660DSP |
142 |
82 |
7,1 |
Указывает, что таким образом, довод жалобы заявителя не подтверждается.
Подчеркивает, что Законом о контрактной системе не запрещено заказчику самостоятельно определять предмет закупки и ее состав в соответствии со своей потребностью в том или ином товаре. Также Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о проведении электронного аукциона конкретных требований к товару, являющихся значимыми, именно для заказчика. Кроме того, при формировании предмета аукциона заказчик не обязан доказывать свою потребность в поставляемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на волю заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
В техническом задании заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, и Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям закупаемого товара.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении государственного контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
В соответствии со статьей 13 Закона о контрактной системе заказчик в своих действиях стремился к достижению целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации для обеспечения федеральных нужд.
Определяя потребность, заказчик исходил из рационального использования бюджетных средств и эффективности реабилитационного процесса.
В подтверждение своего довода представляет в материалы дела копии индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, выданных бюро медико-социальной экспертизы, а также письмо ГАУ РС(Я) "РБ N 1-НЦМ" б/н без даты.
4. Заказчиком направлялись запросы поставщикам слуховых аппаратов с целью определения начальной (максимальной) цены контракта.
Между тем ответы на указанные запросы заказчиком в полном объеме получены не были, в связи с чем расчет начальной (максимальной) цены контракта на основе коммерческих предложений не представлялся возможным.
Согласно пункта 3.7.3 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" допустимо осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет.
Заказчиком в целях определения начальной (максимальной) цены контракта для рассматриваемой закупки использовалась информация, размещенная в единой информационной системе, о ценах, указанных в исполненных контрактах, по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени).
Просит признать жалобу ООО "МЕДПРОЕКТ" необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.04.2017 г., изменения извещения и аукционной документации NИИ1 - 04.05.2017 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 362 180,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подана 1 заявка;
5) заявка единственного участника электронного аукциона признана соответствующей требованиям аукционной документации;
6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "МЕДПРОЕКТ" необоснованной исходя из следующего.
1. Заявителем обжалуется отсутствие в извещении о проведении электронного аукциона информации о порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, требованиях к обеспечению исполнения контракта, информации о банковском сопровождении контракта.
Согласно пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условиях банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требованиях к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении электронного аукциона, помимо прочего, должна быть указана информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Материалами дела установлено, что заказчиком в составе аукционной документации в единой информационной системе размещено извещение о проведении закупки.
В пунктах 17-19 упомянутого извещения указаны размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта, предоставляемому в виде банковской гарантии, а также указано, что банковское сопровождение контракта не предусмотрено.
Таким образом, первый довод жалобы ООО "МЕДПРОЕКТ" не находит подтверждения и признается необоснованным.
2. Заявитель указывает на наличие разночтений в сроках, установленных для подачи заявок на участие в электронном аукционе, в извещении о проведении закупки и в аукционной документации.
Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении электронного аукциона, помимо прочего, должна быть указана информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Материалами дела установлено, что сроком окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, в извещении установлено 08 часов 00 минут 12.05.2017 г., в аукционной документации - 18 часов 00 минут 10.05.2017 г.
При этом, как указано выше, в извещение о проведении закупки и в аукционную документацию внесены изменения N ИИ1.
Из материалов дела следует, что в заказчиком в единой информационной системе, в составе аукционной документации опубликован документ "Извещение о внесении изменений 184-ЭА (2)".
Пунктом 1 указанного документа Описание объекта закупки в извещении и Техническое задание в документации об электронном аукционе изложены в новой редакции.
Пунктами 2-6 извещения о внесении изменений установлено следующее:
2. Считать датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 12 мая 2017 г.
3. Считать датой окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 16 мая 2017 г.
4. Считать датой проведения электронного аукциона: 19 мая 2017 г.
5. Датой окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об аукционе: 10 мая 2017 г.
6. Положения извещения и документации электронного аукциона поставку технических средств реабилитации инвалидам в 2017 году не затронутые настоящим извещением, остаются неизменными.
При изложенных обстоятельствах второй довод жалобы ООО "МЕДПРОЕКТ" также не находит подтверждения и признается необоснованным.
3. Заявитель указывает на то, что установленным в Описании объекта закупки аукционной документации требованиям соответствует слуховой аппарат конкретной модели "Гранд-2" производителя ООО "КБ Аудиомаг" (Россия), что ограничивает количество участников электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Частью 1 статья 12 Закона о контрактной системе, определяющей принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Материалами дела установлено, что заказчиком в извещении о внесении изменений 184-ЭА (2) установлены следующие требования, к товарам, являющимся предметом поставки:
Наименование изделия, функциональные характеристики и технические требования |
Кол-во (шт.) |
Слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный для компенсации глубоких потерь слуха Максимальный ВУЗД 90 - не менее 142 дБ, Максимальное усиление - не менее 81 дБ, Кол-во каналов цифровой обработки звука - не менее 4 Кол-во программ прослушивания - не менее 4 Диапазон частот - от 0,1 - не менее 7,1 кГц Программируемые параметры: система адаптивного противофазного подавления обратной связи, система подавления шумов микрофона, автоматическое переключение на программу прямого аудиовхода, регистрация данных пользования, дополнительное усиление низких частот, прямой аудиовход, система повышения разборчивости речи, телефонная катушка. Программируемые опции: диапазон регулятора громкости, индикаторы разряда батареи и переключения программ. Элементы питания -2шт, ушной вкладыш-1шт. В обязательном порядке указать срок пользования изделием. Должны соответствовать: ГОСТ 20790-93 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ПРИБОРЫ, АППАРАТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ МЕДИЦИНСКИЕ Общие технические условия ГОСТ Р 51024-2012 Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний ГОСТ Р 51407-99. Совместимость технических средств электромагнитная. Слуховые аппараты. Требования и методы испытаний ГОСТ Р МЭК 60118-14-2003. Аппараты слуховые программируемые. Технические требования к устройствам цифрового интерфейса. Размеры электрических соединителей |
200 |
Из пояснений представителя заказчика следует, что требования к слуховым аппаратам, поставка которых является предметом электронного аукциона, разрабатывались ГУ-РО ФСС РФ на основании индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, выданных бюро медико-социальной экспертизы, а также письма ГАУ РС(Я) "РБ N 1-НЦМ" б/н без даты.
Из письма ГАУ РС(Я) "РБ N 1-НЦМ" следует, что для реабилитации инвалидов по слуху рекомендуются слуховые аппараты со следующими характеристиками: Диапазон частот - от 0,1 - не менее 7,1 кГц, максимальный ВУЗД 90 - не менее 142 дБ, максимальное усиление - не менее 81 дБ, кол-во каналов цифровой обработки звука - не менее 4, кол-во программ прослушивания - не менее 4. С наличием: дополнительного усиления низких частот, прямого аудиовхода, автоматического переключения на программу прямого аудиовхода, системы направленных микрофонов с адаптивной направленностью, противофазного адаптивного подавления обратной связи, системы снижения шумов микрофона, системы повышения разборчивости речи, регистрации данных о ношении аппарата, телефонной катушки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к заключению о том, что устанавливая требования к поставляемому товару, заказчики исходили из потребностей конечных получателей слуховых аппаратов и медицинских рекомендаций.
Согласно пояснениям заказчика требованиям, установленным в Техническом задании заказчика соответствуют следующие слуховые аппараты:
Наименование модели слухового аппарата |
Максимальный ВУЗД90, дБ |
Максимальное усиление, дБ |
Диапазон частот, кГц |
Требуемые характеристики |
не менее 142 дБ |
не менее 81 дБ |
от 0,1 - не менее 7,1 кГц |
Багира Pro XP |
142 |
81 |
7,1 |
Гранд 1 |
142 |
81 |
7,1 |
Бриз-441 Мах |
142 |
81 |
7,1 |
Every 1660DSP |
142 |
82 |
7,1 |
При этом поскольку предметом закупки является поставка товара, а не его производство, участие в закупке могут принять как производители, так и неограниченное количество поставщиков требуемого заказчику товара.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, требования, установленные заказчиком в Описании объекта закупки аукционной документации не противоречат положениям законодательства о контрактной системе.
Кроме того, заявителем жалобы в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие доводы об ограничении, установленными требованиями заказчика, количества участников закупки, не представлены доказательства относительно того, что подателем жалобы проведен анализ рынка по производству слуховых аппаратов, результаты которого позволяют утверждать, что установленные в аукционной документации требования ограничивают участников закупки в участии в данном аукционе.
При этом у Комиссии Якутского УФАС России по контролю закупок отсутствуют полномочия по проверке действий заказчика на предмет нарушения антимонопольного законодательства, также отсутствуют полномочия по проведению исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках.
В связи с вышеизложенным третий довод жалобы ООО "МЕДПРОЕКТ" признается необоснованным.
4. В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В силу части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 названной статьи.
Согласно части 11 статьи 22 Закона о контрактной системе информация об обычной прибыли для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.
В соответствии с пунктом 3.7 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур:
- направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет");
- разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
- осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении N 2 к настоящим Рекомендациям.
Из пояснений представителя заказчика следует, что ГУ-РО ФСС РФ по РС(Я) направляло запросы поставщикам слуховых аппаратов с целью определения начальной (максимальной) цены контракта.
Между тем ответы на указанные запросы заказчиком в полном объеме получены не были, в связи с чем расчет начальной (максимальной) цены контракта на основе коммерческих предложений не представлялся возможным.
Учитывая, что Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) носят рекомендательный, а не нормативный характер, принимая во внимание то, что частью 11 статьи 22 Закона о контрактной системе допускается для определения прибыли в определенной сфере деятельности использовать информацию, полученную из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что использованный заказчиком метод определения начальной (максимальной) цены контракта не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
В связи с вышеизложенным четвертый довод жалобы ООО "МЕДПРОЕКТ" признается необоснованным.
Жалоба ООО "МЕДПРОЕКТ" подлежит признанию необоснованной в полном объеме.
1. По результатам внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении электронного аукциона, помимо прочего, должна быть указана информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, определяющей принципы открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Материалами проверки установлено, что в электронном варианте извещения, формируемом посредством функционала единой информационной системы, сроком окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, в извещении установлено 08 часов 00 минут 12.05.2017 г.
Аналогичный срок указан в извещении о внесении изменений 184-ЭА (2).
Между тем, в аукционной документации и в извещении, прикрепленном заказчиком в составе аукционной документации сроком окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе установлено 18 часов 00 минут 10.05.2017 г.
При этом, как указано выше, в извещение о проведении закупки и в аукционную документацию внесены изменения, согласно которым продлены сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе, установлен новый срок окончания рассмотрения таких заявок, срок окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации и новая дата проведения электронного аукциона.
Вместе с тем, из положений Закона о контрактной системе следует, что вся информация, размещаемая в единой информационной системе должна быть полной и достоверной, а информация, указанная в извещении о проведении электронного аукциона не должна содержать разночтений.
В связи с вышеизложенным, заказчик ГУ-РО ФСС РФ по РС(Я) признается нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Материалами проверки установлено, что в пункте 26 извещения о проведении закупки указано, что электронный аукцион проводится только среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках.
В пунктах 8 и 21 Информационной карты электронного аукциона установлено аналогичное условие.
Относительно сроков оплаты за поставленный товар в проекте контракта указано следующее:
"23.4. Оплата производится Заказчиком по безналичному расчету в течение 10 (десяти) банковских дней с даты предоставления Поставщиком, подписанного Сторонами, реестра выдачи товаров (приложение N3), Актов приема-передачи Изделий (приложение N2), отрывного талона к направлению, счета на оплату, а также Акта поставки товара (приложение N 5)".
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ NОб исчислении времени" календарный день - это период времени продолжительностью двадцать четыре часа. Календарный день имеет порядковый номер в календарном месяце
При этом понятие "банковский день" в действующем законодательстве не раскрывается.
При изложенных обстоятельствах, действия заказчика ГУ-РО ФСС РФ по РС(Я), включившего в проект контракта условие о сроке оплаты за поставленный товар, исчисляемом во временных единицах, не предусмотренных действующим законодательством, признается нарушившим часть 8 статьи 30, часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "МЕДПРОЕКТ" на действия заказчика Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации инвалидам в 2017 году: Слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный (изв. N 0216100000317000254) необоснованной.
2. Признать заказчика Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) нарушившим часть 3 статьи 7, часть 8 статьи 30, часть 13 статьи 34, пункт 3 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) предписание об устранении допущенного нарушения.
6. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии М.Н. Мохначевская
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 мая 2017 г. N 06-468/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2017