Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 мая 2017 г. N 06-422/17т
изготовлено в полном объеме 17 мая 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Овчинниковой К.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Туприна Алексея Михайловича (далее также - ИП Туприн А.М.): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Муниципального учреждения дополнительного образования "Дом детского творчества" поселка Чульман Нерюнгринского района (далее также - МУ ДО "ДДТ" п. Чульман, заказчик): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района" (далее также МКУ "УМСиЗ", уполномоченный орган): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, а также письменные пояснения,
рассмотрев жалобу ИП Туприна Алексея Михайловича на действия заказчика МУ ДО "ДДТ" п. Чульман, уполномоченного органа МКУ "УМСиЗ" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт ограждения территории в ДОЛ "Орленок" (изв. N 0816300017017000053), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
03 мая 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Туприна Алексея Михайловича на действия заказчика МУ ДО "ДДТ" п. Чульман, уполномоченного органа МКУ "УМСиЗ" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт ограждения территории в ДОЛ "Орленок" (изв. N 0816300017017000053).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещена на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru.
Рассмотрение жалобы назначено на 12 мая 2017 года в 15 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из текста жалобы ИП Туприна А.М. следует:
1. В нарушение требований Закона о контрактной системе в Техническом задании аукционной документации в пункте 14 "ПЕСОК" установлен недействующий ГОСТ 8736-93, который был заменен на ГОСТ 8736-2014.
2. В нарушение требований Закона о контрактной системе заказчиком по позиции "Доски" по показателю "длина" установлены единицы измерения не соответствующие действующим стандартам, так как реализация таких досок с указанной в Техническом задании аукционной документации длиной не осуществляется, в соответствии с действующими ГОСТ длина доски измеряется в метрах.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений уполномоченного органа следует
1. Специалистом уполномоченного учреждения в связи с большим объемом работ были размещены показатели, без изменений, представленные Заказчиком в электронном виде. Помимо указания ГОСТа в аукционной документации заказчиком установлены требуемые характеристики материалов, в связи с чем, участники при подаче заявок имели возможность указать конкретные показатели материалов, требуемые заказчиком без ссылки на ГОСТ.
2. При указании единицы измерения длины доски обрезной хвойных пород была допущена опечатка.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на сайте оператора электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер", а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.03.2017 года;
2) в извещение о проведении электронного аукциона, аукционную документацию внесены изменения - 31.03.2017 г., 26.04.2017 г.;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 2 255 910,00 рублей;
5) на участие в электронном аукционе подано 12 (двенадцать) заявок участников закупки;
6) к участию в электронном аукционе допущены все участники закупи;
7) минимальные предложения о цене контракта поступили от 7 (семи) участников закупки;
8) решением аукционной комиссии участники закупки с порядковыми номерами 13, 19, 20, 21, 22, 23 признаны соответствующими требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе, заявка участника закупки с порядковым номером 24 признан несоответствующим требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ИП Туприна А.М. обоснованной на основании следующего.
1. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из материалов дела следует, что в пункте 14 Технического задания аукционной документации установлены, в том числе следующие технические и функциональные характеристики, требуемые заказчиком по позиции "Песок": "Песок природный для строительных растворов мелкий согласно требований ГОСТ 8736-93; Требования к качеству: ГОСТ 8736-93 Класс II".
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия" заменен с 01.04.2015 г. на ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия ".
Между тем, из положений Закона о контрактной системе, в частности статьи 33 следует, что указанные в документации требования, в том числе к применяемым при выполнении работ стандартам, должны быть действительными/актуальными на момент размещении такой документации и соответствующего извещения о проведении закупки на официальном сайте.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, пункт 14 Технического задания аукционной документации содержит указание на недействующий ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия".
2. Как установлено ранее, заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела, заказчиком по позиции "Пиломатериалы" в пункте 20 Технического задания аукционной документации установлены, в том числе следующие требования: "Доски обрезные хвойных пород длиной 2-3,75 мм шириной 75-150 мм, толщиной 25 мм, Ш сорта".
Как установлено разделом 1 ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" от 01.01.1988 г номинальные размеры пиломатериалов и предельные отклонения от номинальных размеров устанавливаются по ГОСТ 24454.
Согласно пункту 6 ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры" установлено следующее: "Номинальные размеры длины пиломатериалов устанавливают:
- для внутреннего рынка и экспорта - от 1,0 до 6,5 м с градацией 0,25 м;
- для изготовления тары - от 0,5 м с градацией 0,1 м;
- для мостовых брусьев - 3,25 м;
- для экспорта - от 0,9 до 6,3 м с градацией 0,3 м.".
Из письменных пояснений уполномоченного органа следует, что факт установления в пункте 20 Технического задания аукционной документации единиц измерения не соответствующих принятым стандартам, подтверждается, также пояснили, что в указанном пункте Технического задания аукционной документации допущена техническая опечатка.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в Техническом задании аукционной документации в позиции 20 "Пиломатериалы" установлено требование по показателю "длина" установлена единица измерения не соответствующая действующему ГОСТ.
Жалоба ИП Туприна А.М. признана обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Статья 190 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Согласно материалам дела в пункте 29 раздела 1 "Информационная карта" аукционной документации установлен порядок предоставления разъяснений документации об электронном аукционе, согласно которому начало подачи запросов: 31.03.2017 г, окончание подачи запросов: 30.05.2017 г. В течение двух дней с момента поступления запроса уполномоченному учреждению разъяснения будут размещены в единой информационной системе (на официальном сайте). Если последний день срока поступления запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе приходится на выходной день, то днем окончания срока поступления такого запроса является следующий за ним рабочий день.
При этом даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе в аукционной документации не установлены.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в аукционной документации на участие в электронном аукционе не установлены конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
2. Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Поскольку в силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации заказчику необходимо указывать идентификационный код закупки, в том числе, в проекте контракта.
Таким образом, заказчик/уполномоченный орган признается нарушившим часть 1 статьи 23, часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Предметом данного электронного аукциона является выполнение работ по капитальному ремонту ограждения территории в ДОЛ "Орленок".
Поскольку согласно материалам дела при выполнении данных работ используются товары/материалы, то есть выполнение работ с применением товаров/материалов применению подлежат положения подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Техническом задании аукционной документации в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлены технические и функциональные характеристики, требуемые заказчиком в отношении товаров/материалов, используемых при выполнении работ, согласно которым при выполнении таких работ требуются, в том числе: доски обрезные хвойных пород длиной 2-3,75 мм шириной 75-150 мм, толщиной 25 мм, Ш сорта (пункт 20 Технического задания аукционной документации "Пиломатериалы").
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требования к содержанию и составу заявки, а также инструкция по заполнению, в том числе первой части заявки содержится в пункте 32 раздела 1 "Информационная карта" аукционной документации.
В пункте 32 раздела 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено следующее: "Первая часть заявки заполняется следующим образом, в том числе: если в графе "Требуемое значение" стоит знак "-" тире, то необходимо указать одно конкретное значение показателя из указанного диапазона. Крайние значения входят в перечень возможных вариаций
Следовательно, участники закупки в первой части заявки по позиции "Пиломатериалы" по показателю "длина" и "ширина" досок обрезных хвойных пород должны указать конкретное значение из указанных диапазонов для каждого показателя соответственно.
Согласно материалам дела, в составе первой части заявки участниками закупки с порядковыми номерами 18, 21, в том числе по позиции "Пиломатериалы" предлагают следующее:
- участник закупки N 18: Доски обрезные хвойных пород длиной 2-3,75 м, шириной 75-150 мм, толщиной 25 мм, Ш сорта;
- участник закупки N 21: Доски обрезные хвойных пород длиной 2-3,75-м, шириной 75-150 мм, толщиной 25 мм, Ш сорта.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Между тем, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0816300017017000053-4 от 05.05.2017 г. к участию в электронном аукционе допущены все участники закупи, подавшие заявки, в том числе участники закупки с порядковыми номерами 18, 21.
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия уполномоченного органа неправомерно допустила к участию в электронном аукционе участников закупки, представивших в составе первых частей заявок информацию, несоответствующую требованиям аукционной документации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП Туприна Алексея Михайловича на действия заказчика МУ ДО "ДДТ" п. Чульман, уполномоченного органа МКУ "УМСиЗ" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт ограждения территории в ДОЛ "Орленок" (изв. N 0816300017017000053) обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию уполномоченного органа МКУ "УМСиЗ" нарушившей пункт 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать заказчика МУ ДО "ДДТ" п. Чульман/уполномоченного органа МКУ "УМСиЗ" нарушившим часть 1 статьи 23, часть 2 статьи 33, пункты 1, 11 части 1 статьи 64, часть 4 статьи 64, пункт 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать аукционной заказчика МУ ДО "ДДТ" п. Чульман/уполномоченного органа МКУ "УМСиЗ", заказчику МУ ДО "ДДТ" п. Чульман, уполномоченному органу МКУ "УМСиЗ" предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: К.А. Овчинникова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 мая 2017 г. N 06-422/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2017