Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 мая 2017 г. N 06-460/17т
изготовлено в полном объеме 23 мая 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Виал" (далее также - ООО ТД "Виал", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Якутской больницы Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" (далее также - ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России, заказчик): Кузьмина У.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО ТД "Виал" на действия заказчика ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (йопромид) (извещение N 0316100013917000046), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
11 мая 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО ТД "Виал" на действия заказчика ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (йопромид) (извещение N 0316100013917000046).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 18 мая 2017 года в 11 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из содержания жалобы ООО ТД "Виал" следует, что заявитель обжалует положения аукционной документации в части следующего:
1. Требования описания объекта закупки нарушают требования статьи 33 Закона о контрактной системе и ограничивают количество участников закупки:
- отсутствие ограничений для групп пациентов с аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом и наркоманией;
- период выведения через почки в течение 12 часов после использования 93% от введенной дозы;
- верхний предел разрешенной температуры хранения 30°С.
2. Установленный срок оплаты поставленного товара нарушает требования статьи 34 Закона о контрактной системе.
Просят выдать предписание о внесении изменений в аукционную документацию.
В ходе рассмотрения дела представитель ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России с жалобой в части нарушения заказчиком требований статьи 33 Закона о контрактной системе не согласилась и подержала доводы, изложенные в письменных пояснениях, в отношении нарушения заказчиком требований статьи 34 Закона о контрактной системе выразила согласие, пояснила, что установленный срок оплаты поставленного товара должен быть установлен корректно.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 03.05.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 132 736,10 руб.;
4) на участие в электронном аукционе поданы 2 заявки, одна из которых допущена к участию в электронном аукционе;
5) заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации, электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО ТД "Виал" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод заявителя в части неправомерного описания объекта закупки аукционной документации признан необоснованным в силу следующего.
Материалами дела установлено, что предметом закупки согласно извещению о проведении электронного аукциона является поставка лекарственных средств (йопромид), а в разделе III "Техническая часть" аукционной документации установлены, в том числе следующие требования к поставляемому товару:
N |
Международное непатентованное наименование |
Форма выпуска,дозировка |
Кол-во |
1 |
йопромид |
раствор для инъекций 370 мг йода/мл, 50 мл - флаконы (10) - пачки картонные. Показания к применению, виды диагностики: Используется для усиления контрастности изображения при проведении компьютерной томографии (КТ), артериографии и венографии, включая внутривенную/внутриартериальную цифровую субтракционную агиографию (ЦСА); внутривенной урографии, эндоскопической ретроградной холангиопанкреатографию (ЭРХП), артрографии и исследований других полостей тела. Имеет специальные преимущества при проведении ангиокардиографии. Может применяться для групп пациентов: Отсутствие ограничений для применения у пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом и наркоманией. Период выведения через почки в течении 12 часов после использования не менее 93% от введенной дозы |
10 |
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснила, что основным законодательным актом Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, в целях исполнения которого осуществляются государственные закупки лекарственных средств, является Федеральный закон от 21.04.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан"), согласно части 2 статьи 3 которого нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, не должны противоречить нормам этого федерального закона.
Статьей 4 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
В связи с чем, в описании объекта установлены обжалуемые заявителем требования.
В Якутскую больницу ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России обращаются за медицинской помощью пациенты с различными заболеваниями, в том числе с аутоиммунными заболеваниями различной степени. В статистических данных заказчика за 2015-2016 гг., зафиксированы обращения пациентов с аутоиммунными заболеваниями (представлены сведения из статистических показателей Якутской больницы ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России по заболеваемости за 2015-2016 гг.). Заказчик не имеет права отказать в оказании медицинской помощи пациентам с любым диагнозом, а пациенты, в свою очередь, при обращении, могут не упомянуть о наличии у них таких заболеваний как алкоголизм и наркомания. У данной группы пациентов процесс диагностики рентгеноконтрастными средствами (далее - РКС) может протекать с особенностями. Таким образом, требование "Отсутствие ограничений для групп пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом и наркоманией" абсолютно правомерны, так как заказчик заинтересован в полноценной и безопасной диагностике заболеваний у более широкого охвата пациентов.
Заказчик является медицинским учреждением, оказывающим специализированную медицинскую помощь пациентам с заболеваниями почек (имеется отделение урологии на 35 койко-мест, также отделение гемодиализа). Пациентам, при необходимости, проводятся процедура урографии с применением контрастного вещества. Данная процедура проводится с особой осторожностью пациентам, имеющим заболевания почек, по причине того, что РКС имеют нефротоксический эффект, вызывающий нарушения физиологических функций почек и всего организма, данная группа пациентов, подвержена повышенному риску возникновения и развития побочных эффектов. Нередки случаи возникновения необходимости проведения повторных исследований с введением РКС, удваивающие риски возникновения контрастиндуцированной нефропатии.
Из физических факторов наибольшее влияние на стабильность лекарств оказывают температура, свет и влажность Установление показателей сохранности: верхний предел разрешенной температуры хранения 30С установлена, прежде всего, для дополнительной защиты пациентов от возможных рисков введения препарата с нарушенной молекулярной структурой. Стабильность растворов йопромида, как одного из йодированных рентгеноконтрастных средств (РКС) при длительном хранении относится к одному из важнейших характеристик препарата и требует проверки неизменности структуры молекулы РКС в условиях повышенных температур. В помещениях с центральным отоплением температура может достигать 30°С даже в самые холодные зимние месяцы. Температура хранения напрямую влияет на стабильность рентеноконтрастных веществ.
Исходя из вышеизложенного, заказчик, в первую очередь, заинтересован в качестве и безопасности оказания медицинской помощи своим пациентам, с применением проверенных средств с характеристиками, удовлетворяющим его потребности.
Заслушав пояснения представителя заказчика антимонопольный орган пришел к выводу, что, устанавливая требования к поставляемому товару, ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России исходило из потребностей потенциальных пациентов и в целях качественного и безопасного оказания медицинской помощи.
Поскольку предметом закупки является поставка товара, а не его производство, то участие в закупке могут принять как производители, так и неограниченное количество поставщиков требуемого заказчику товара.
Любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании, на что указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, согласно которой участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, заявителем не приведены какие-либо доказательства, указывающие на необоснованное ограничение количества участников закупки, поскольку препятствий произвести поставку лекарственного средства не имеется.
2. Довод заявителя в части неправомерного срока оплаты поставляемого товара признан обоснованным в силу следующего.
Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Данная норма введена Федеральным законом от 01.05.2017 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и вступила в силу 01.05.2017 года.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 03.05.2017 года, следовательно часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе подлежит применению.
Между тем, в нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, в пункте 7.1 проекта контракта установлено, что заказчик оплачивает стоимость поставленного товара течение 70 (семидесяти) календарных дней с момента поставки товара.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика с данным нарушением согласилась, выразила необходимость внесения изменений в срок оплаты поставляемого товара.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО ТД "Виал" на действия заказчика ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (йопромид) (извещение N 0316100013917000046) частично обоснованной в отношении неправомерного срока оплаты поставляемого товара.
2. Признать заказчика ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России нарушившим часть 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России предписание об устранении допущенного нарушения.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 мая 2017 г. N 06-460/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2017