Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 мая 2017 г. N 06-392/17т
изготовлено в полном объеме 11 мая 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Новострой" (далее также - ООО "Новострой", заявиетль): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее также - ООО "Перспектива", заявиетль): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры" Муниципального района "Верхневилюйский улус" (далее также - МКУ "Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры", заказчик): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Администрации муниципального района "Верхневилюйский улус" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация, уполномоченный орган): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, представили письменные пояснения,
рассмотрев жалобы ООО "Новострой", ООО "Перспектива" на действия заказчика МКУ "Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры" МР "Верхневилюйский улус", уполномоченного органа Администрации МР "Верхневилюйский улус" РС (Я) при проведении электронного аукциона на вып.работ по строит.объекта: "Пристрой к школе N3 им. Ю.Н. Прокопьева" (5-й этап) (изв. N 0116300007017000231), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
26, 27 апреля 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) соответственно поступили жалобы ООО "Новострой", ООО "Перспектива" на действия заказчика МКУ "Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры" МР "Верхневилюйский улус", уполномоченного органа Администрации МР "Верхневилюйский улус" РС (Я) при проведении электронного аукциона на вып.работ по строит.объекта: "Пристрой к школе N3 им. Ю.Н. Прокопьева" (5-й этап) (изв. N 0116300007017000231).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) информация о поступлении жалоб, времени и месте их рассмотрения размещена на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru.
Рассмотрение жалоб назначено на 04 мая 2017 года в 17 часов 00 минут.
До рассмотрения жалоб от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из текста жалобы ООО "Новострой" следует, что в нарушение требований Закона о контрактной системе в положения проекта контратака не включено условие о сроке выплаты аванса подрядчику.
Просят признать жалобу обоснованной.
В жалобе ООО "Перспектива" указано следующее:
1. В нарушение требований Закона о контрактной системе в положения проекта контракта не включено условие о сроке выплаты аванса подрядчику.
2. В нарушение требований Закона о контрактной системе в Техническом задании аукционной документации не указаны конкретные показатели, позволяющие определить параметры эквивалентности товаров, в отношении которых в аукционной документации содержится указание на торговое наименование.
3. В нарушение требований Закона о контрактной системе в Техническом задании аукционной документации установлены неполные единицы товара.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений уполномоченного органа по доводу жалобы ООО "Новострой" следует, что с жалобой заявителя не согласны, поскольку аванс в рамках данной закупки выплачивается до начала производства работ, при этом, по мнению уполномоченного органа, сроки выплаты аванса не указываются, указывается только его размер. Подрядчик выставляет счет на выплату аванса вскоре после заключения контракта, до момента его исполнения.
Просят признать жалобу ООО "Новострой" необоснованной.
Из письменных пояснений уполномоченного органа по доводам жалобы ООО "Перспектива" следует:
1. С доводом жалобы не согласны, поскольку аванс в рамках данной закупки выплачивается до начала производства работ, при этом, по мнению уполномоченного органа, сроки выплаты аванса не указываются, указывается только его размер. Также в проекте контракта содержится информация о порядке и сроке осуществления заказчиком оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги.
2. С данным доводом жалобы не согласны, считают, что требования Закона о контрактной системе соблюдены, поскольку в Техническом задании аукционной документации имеется указание на товарный знак с сопровождением слов "или эквивалент", также указано, что работы выполняются в соответствии со сметной документацией, проектной документацией и настоящим техническим заданием, в связи с этим в составе первых частей заявок от участников закупки требовалось предоставить только согласие на выполнение работ по строительству объекта: "Пристрой школы N3 им. Ю.Н.Прокопьева" (5-й этап).
3. С доводом жалобы не согласны, поскольку количество единиц по указанным в жалобе ООО "Перспектива" позициям Технического задания аукционной документации установлено согласно проведенному расчету при помощи программного комплекса WinРИК по данным с утвержденной сметной документации.
Просят признать жалобу ООО "Перспектива" необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на сайте оператора электронной торговой площадки ЭТП НЭП, а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 10.04.2017 года;
2) в извещение о проведении электронного аукциона, аукционную документацию внесены изменения - 11.04.2017 г.
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 10 000 000,00 рублей;
5) на участие в электронном аукционе подано 3 (три) заявки участника закупки;
6) к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки;
7) минимальные предложения цены контракта поступили от одного участника закупки;
8) решением аукционной комиссии заявка участника закупки с порядковым номером 1 признана несоответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.
7) электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Новострой", а также довод жалобы ООО "Перспектива" в части не включения в проект контракта условия о сроке выплаты аванса обоснованными по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Пунктом 2.1 проекта контракта, в том числе установлено, что аванс предусмотрен в размере 20% от стоимости контракта.
При этом, заказчиком в нарушение части 13 статьи 34, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в проекте контракта срок выплаты аванса не установлен.
Комиссия считает жалобу ООО "Перспектива" обоснованной на основании следующего.
Довод в части не установления в Техническом задании аукционной документации параметров эквивалентности товаров, используемых при выполнении работ, подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
ООО "Перспектива" в своей жалобе указывает, что в Техническом задании аукционной документации установлено требование об использовании при выполнении работ товаров (Пена монтажная противопожарная полиуретановая NULLIFIRE, Клей плиточный Юнис Гранит) конкретного товарного знака или эквивалента, при этом показатели, позволяющие определить соответствие эквивалентного товара, в Техническом задании аукционной документации не установлены.
Согласно материалам дела, в Техническом задании аукционной документации указаны сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме, в том числе:
90 |
Пена монтажная противопожарная полиуретановая NULLIFIRE (0,88 л) |
шт. |
0.9072 |
92 |
Клей плиточный <Юнис Гранит> |
кг |
7 173.096 |
Также имеется указание, что по всем позициям материалов, в которых имеется указание на товарные знаки, следует читать "или эквивалент".
При этом в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе показатели, позволяющие определить соответствие эквивалентного товара, использование которого планируется при выполнении работ, в Техническом задании аукционной документации не установлены.
Между тем, согласно письменным пояснениям уполномоченного органа в рамках данного электронного аукциона участники закупки в составе первых частей заявок представляют только предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Согласно протоколу N1 767551 от 28.04.2017 г. решением аукционной комиссии к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки, в связи с чем данное нарушение на результаты закупки не повлияло.
Довод заявителя в части установления в Техническом задании аукционной документации неполных единиц измерения подлежит признанию обоснованным, в силу следующего.
Как установлено ранее, согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Как следует из материалов дела, в Техническом задании аукционной документации установлено следующее, в том числе:
90 |
Пена монтажная противопожарная полиуретановая NULLIFIRE (0,88 л) |
шт. |
0.9072 |
172 |
Муфта |
шт. |
53.4 |
Учитывая, что для определения количества штучных товаров применяется единица "штука" (шт.), значение которой подразумевает отдельный предмет из числа однородных, считаемых предметов, то есть целое число, следовательно, установленное в указанных пунктах Технического задания аукционной документации требование по количеству такого товара, является невыполнимым, поскольку отсутствует конкретное указание количества товара в цельном числовом варианте.
Таким образом, заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки в Техническом задании установлены неполные единицы товара.
Вместе с тем, как установлено ранее в рамках данного электронного аукциона, участники закупки в составе первых частей заявок представляют только предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Согласно протоколу N1 767551 от 28.04.2017 г. решением аукционной комиссии к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки, в связи с чем данное нарушение на результаты закупки не повлияло.
Жалоба ООО "Перспектива" признана обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее также - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.".
В данный перечень также входят выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению N 0116300007017000231, а также Техническому заданию аукционной документации предметом настоящей закупки является выполнение работ по строительству объекта: "Пристрой к школе N3 им. Ю.Н. Прокопьева".
В соответствии с пунктом 4 Постановление N 1457 данный документ вступает в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.12.2015) и действует до отмены специальных экономических и иных мер, установленных Указом Президента РФ от 28.11.2015 N 583.
На настоящее время Постановление N 1457 не отменено и является действующим нормативным правовым актом.
Согласно материалам дела, в пункте 22 части 1 "Информационная карта" аукционной документации в рамках данной закупки запрет на допуск работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением N 1457 установлен.
Между тем, в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении N 0116300007017000231 о проведении электронного аукциона на вып.работ по строит.объекта: "Пристрой к школе N3 им. Ю.Н. Прокопьева" (5-й этап) соответствующего запрета в соответствии с Постановлением N 1457 не установлено.
При этом, допущенное нарушение на результаты осуществления закупки не повлияло.
2. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать в информацию, указанную в извещении о проведении закупки.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации.
Из совокупного смысла вышеприведенных норм Закона о контрактной системе следует, что положения проекта контракта и аукционной документации не должны содержать разночтений.
Как установлено из материалов, дела в пункте 21 части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Между тем, из положений проекта контракта не следует, что в рамках данной закупки поставщик (подрядчик, исполнитель), не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлечь к исполнению данного контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Как следует из письменных пояснений уполномоченного органа, требование к поставщику (подрядчику, исполнителю) в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено в пункте 21 части 1 "Информационная карта" аукционной документации ошибочно. Указанное требование в рамках данного электронного аукциона к поставщику (подрядчику, исполнителю) не предъявляется.
Таким образом, в нарушение части 5 статьи 30, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта и аукционная документация содержат разночтения в части установления требования к поставщику (подрядчику, исполнителю) в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
При этом, допущенное нарушение на результаты осуществления закупки не повлияло.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" на действия заказчика МКУ "Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры" МР "Верхневилюйский улус", уполномоченного органа Администрации МР "Верхневилюйский улус" РС (Я) при проведении электронного аукциона на вып.работ по строит.объекта: "Пристрой к школе N3 им. Ю.Н. Прокопьева" (5-й этап) (изв. N 0116300007017000231) обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика МКУ "Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры" МР "Верхневилюйский улус", уполномоченного органа Администрации МР "Верхневилюйский улус" РС (Я) при проведении электронного аукциона на вып.работ по строит.объекта: "Пристрой к школе N3 им. Ю.Н. Прокопьева" (5-й этап) (изв. N 0116300007017000231) обоснованной.
3. Признать заказчика МКУ "Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры" МР "Верхневилюйский улус" нарушившим часть 5 статьи 30, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 13 статьи 34, пункт 1 части 1 статьи 64, часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Признать уполномоченного органа Администрацию МР "Верхневилюйский улус" РС (Я) нарушившим пункт 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
5. Поскольку допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки, предписание об устранении нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 мая 2017 г. N 06-392/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2017