Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 19 мая 2017 г. N 5-1210
Резолютивная часть решения объявлена "19" мая 2017 года г. Биробиджан
В полном объеме решение изготовлено "24" мая 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Еврейского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
- <_>
- <_> |
- <_>;
- <_>; |
|
- <_> |
- <_>, |
при участии от Заказчика: представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление <_>" <_> (приказ <_> России от 16.12.2011 N 208-кп),
в отсутствии представителей Заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "П<_>", уведомлено надлежащим образом, уведомление о рассмотрении жалобы от 15.05.2017 N 5-1109 направлено по электронной почте по адресу: <...> pers-tender@mail.ru, указанному Обществом с ограниченной ответственностью "П<_>" в жалобе от 12.05.2017 N 02/5-417, поступило уведомление о прочтении уведомления от 15.05.2017 N 5-1109,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "П<_>" (<_>) на действия государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление <_>" (<_>) при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция дамбы "Октябрьская" (ПК76-ПК96), Октябрьский район, Еврейская автономная область" (извещение от 25.04.2017 N 0378100005317000005), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "П<_>" (далее - ООО "П<_>") (вход. от 12.05.2017 N 02/5-417) на действия государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление <_>" (далее - ФГБУ "Управление "<_>", Заказчик) при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция дамбы "Октябрьская" (ПК76-ПК96), Октябрьский район, Еврейская автономная область" (извещение от 25.04.2017 N 0378100005317000005).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В своей жалобе ООО "П<_>" сообщает следующее.
1. В нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Заказчиком нарушены требования описания объекта закупки в том, что в документации об аукционе в электронной форме и проекте государственного контракта отсутствует исчерпывающий перечень нормативных актов, требованиям которых должны соответствовать работы.
2. В документации об аукционе в электронной форме даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе установлены с нарушением требований ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. В нарушении требований п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона не установлен порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, а так же требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 настоящего Федерального закона).
4. В проекте государственного контракта установлены разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта.
На основании вышеизложенного ООО "П<_>" считает, что Заказчиком документация об аукционе в электронной форме составлена с существенными нарушениями Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу ООО "П<_>", в которых изложено следующее.
1. В соответствии с п. 5 Информационной карты описание объекта электронного аукциона представлено в части VII "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" документации об электронном аукционе.
Отдельными файлами к документации об электронном аукционе представлена проектная документация, прошедшая государственную экспертизу.
В проектной документации приведены конкретные нормативные документы, которым должен соответствовать объект закупки после выполнения работ, а также требования к производству работ, применяемые при строительстве ГОСТы, СНИПы и другие регламентирующие документы.
На основании изложенного, описание объекта закупки в документации об аукционе не противоречит ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик считает доводы подателя жалобы в этой части не обоснованными.
2. Установленные неверные даты начала и окончания участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе вызвано технической ошибкой при вводе информации специалистом. При этом данная техническая ошибка не повлияла на возможность участников аукциона подать запросы на разъяснение положений документации, в сроки указанные в ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе и в п. 2.2 части II "ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА" документации об аукционе.
Таким образом, Заказчик считает доводы подателя жалобы в этой части не обоснованными.
3. Срок и порядок предоставления обеспечения исполнения государственного контракта указан в п. 6.2 документации об аукционе, в п. 15 Информационной карты, что соответствует требованиям, установленным п. 8 ч. 1 ст. 64 и ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе
Таким образом, Заказчик считает доводы подателя жалобы в этой части не обоснованными.
4. В проекте контракта отсутствует указание на срок действия банковской гарантии. Данное требование установлено в ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе и касается только формы обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии, и устанавливается для участника закупки. Данный срок не касается формы обеспечения исполнения контракта в виде внесения денежных средств, срок указанный в п. 10.2 проекта государственного контракта устанавливает требования к заказчику и не относится к участнику закупки.
Следовательно срок действия банковской гарантии и срок возврата денежных средств внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, это разные сроки, направленные на разных исполнителей, хотя и привязаны к одной дате (срок действия контракта).
Указанные сроки не противоречат друг другу и никак не взаимосвязаны, и не вводят в заблуждение участников закупки.
Таким образом, Заказчик считает доводы подателя жалобы в этой части не обоснованными.
На основании вышеизложенного, Заказчик считает жалобу ООО "П<_>" необоснованной.
В заседании Комиссии Еврейского УФАС России представитель Заказчика поддержал возражения на жалобу в полном объеме.
В результате проведения правового анализа представленных документов, внеплановой проверки, заслушав возражения Заказчика, Комиссией Еврейского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе, указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
04 апреля 2017 года директором ФГБУ "Управление "<_>" <_> утверждена документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция дамбы "Октябрьская" (ПК76-ПК96), Октябрьский район, Еврейская автономная область" (далее - Документация).
25 апреля 2017 года в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" по адресу http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0378200002917000059 (далее - Извещение) и Документация, в которых указано следующее.
Наименование объекта закупки: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция дамбы "Октябрьская" (ПК76-ПК96), Октябрьский район, Еврейская автономная область".
Начальная (максимальная) цена контракта: 24 660 720,00 руб.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 16.05.2017, до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, поступила одна заявка под N 1 - ООО "П<_>".
По результатам рассмотрения первой и второй части заявки ООО "П<_>" Единой комиссией принято решение о соответствии заявки требованиям Документации и Закона о контрактной системе.
I
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.п.п. 1.2.1 п.п. 1.2 п. 1 раздела II Документации наименование и описание объекта закупки установлено в извещении о проведении электронного аукциона, части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА" и в части VII "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" настоящей Документации.
В п. 5 Информационной карты аукциона (раздел III Документации) Заказчиком указано, что описание объекта электронного аукциона установлено в соответствии с частью VII "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" Документации.
В п. 3 Технической части (раздел VII Документации) Заказчиком установлено, что объем работ установлен в проектно-сметной документации (представлено в виде отдельного файла, размещенного в единой информационной системе по адресу: http://zakupki.gov.ru в отношении настоящей закупки).
Частью 4 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с п. 1.3 раздела 1 проекта государственного контракта Подрядчик обязуется выполнить работы, предусмотренные настоящим Контрактом на свой риск, собственными и привлеченными силами и средствами работы на объекте в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту), проектной документацией (Приложение N3 к Контракту) и иными условиями Контракта.
Пунктом 6.1 раздела 6 проекта государственного контракта установлено, что Подрядчик гарантирует качество выполнения всех работ в соответствии требованиями проектно-сметной документации, технического задания, технических регламентов, ТУ, СНиП, государственных стандартов (ГОСТ), предписаний и нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации, с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации (субъекта Российской Федерации), требований согласующих органов, а также требований и указаний Заказчика, условиям, изложенным в настоящем Контракте.
Комиссией Еврейского УФАС России установлено, что требования к техническим регламентам, ТУ, СНиП, государственным стандартам (ГОСТ) содержатся в Приложении N 3 к проекту государственного контракта, а именно: в проектной документации "Реконструкция дамбы "Октябрьская" (ПК76 ПК96) "Реконструкция дамбы "Октябрьская" (ПК76
ПК96), Октябрьский район, Еврейская автономная область".
В единой информационной системе в сфере закупок по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru Заказчиком размещена проектная документация "Реконструкция дамбы "Октябрьская" (ПК76 ПК96) "Реконструкция дамбы "Октябрьская" (ПК76
ПК96), Октябрьский район, Еврейская автономная область".
Таким образом, Заказчиком надлежащим образом исполнены требования п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств о том, что Заказчиком в Документации установлены требования, ограничивающее количество участников закупки.
На основании изложенного, пункт 1 жалобы ООО "П<_>" не обоснован.
2. Пунктом 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии со ст. 65 Закона о контрактной системе установлен порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений, в том числе:
3. Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
4. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
5. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
6. Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В п.п. 2.2 раздела II Документации Заказчиком установлен порядок разъяснения положений документации об электронном аукционе, а именно:
2.2.1. Любой участник настоящего электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений настоящей документации об электронном аукционе. При этом участник настоящего аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений настоящей документации об электронном аукционе в отношении такого аукциона.
2.2.2. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику.
2.2.3. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в п. 2.2.1 части II "ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА" настоящей документации об электронном аукционе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений настоящей документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника электронного аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В подразделе "Дата и время подачи заявок" раздела "Информация о процедуре закупки" Извещения установлено: 25.04.2017 09:24.
В подразделе "Дата и время окончания подачи заявок" раздела "Информация о процедуре закупки" Извещения установлено: 12.05.2017 17:24.
При этом, в п. 5 Информационной карты аукциона (раздел III Документации) Заказчиком установлен порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе, а именно: порядок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе осуществляется в соответствии с п. 2.2 части II "ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА" настоящей документации об аукционе. Дата начала предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе 17.03.2017 года. Дата окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе - 31.03.2017 года.
Комиссией Еврейского УФАС России установлено, что при проведении электронного аукциона в адрес Заказчика запросы на разъяснения положений Документации не поступали.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, а именно: в п. 5 Информационной карты аукциона (раздел III Документации) Заказником не верно установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Вместе с тем, Комиссия Еврейского УФАС России приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по причине того, что на участие в аукционе подана заявка, которая признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и Документации.
Кроме того, Заявителем не представлено доказательств о том, что вышеуказанное нарушение повлекло ограничение количества участников закупки.
На основании изложенного, пункт 2 жалобы ООО "П<_>" обоснован.
3. В соответствии с ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация предусмотренная ст. 42 настоящего Федерального закона.
Пунктом 8 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта устанавливается в соответствии со ст. 35 настоящего Федерального закона.
Статьей 96 Закона о контрактной системе установлены требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В подразделе "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информации о банковском сопровождении контракта" раздела "Обеспечение исполнения контракта" Извещения Заказчиком установлено следующее: "Обеспечение контракта".
При этом, в п. 15, п. 16 Информационной карты аукциона (раздел III Документации) Заказчиком установлено, что размер обеспечения исполнения государственного контракта, срок и порядок его предоставления - требуется. Сумма обеспечения исполнения контракта предусмотрена в следующем размере: 30 % от начальной (максимальной) цены государственного контракта, что составляет: 7 398 216 рублей. Срок предоставления - предоставляется Заказчику участником аукциона, с которым заключается государственный контракт, вместе с проектом государственного контракта, подписанным со стороны участника аукциона. Порядок предоставления: обеспечение исполнения государственного контракта может быть представлено в виде безотзывной банковской гарантии, выданной банком, либо внесения денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения государственного контракта определяется участником аукциона, с которым заключается государственный контракт, самостоятельно (Реквизиты счета для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта: УФК по Еврейской автономной области (<_> России л/с <_>), ИНН <_>, КПП <_>, р/с <_>, БИК <_>, Банк: <_>. В назначении платежа необходимо указать: "Средства по обеспечению исполнения контракта на строительно-монтажные работы по объекту "Реконструкция дамбы "Октябрьская" (ПК76-ПК96), Октябрьский район, Еврейская автономная область". Обеспечение исполнения контракта предоставлением банковской гарантии - условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия) указаны в части II "ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА" настоящей документации об электронном аукционе. Условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии: предусмотрено.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают п. 8 ст. 42, ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, а именно: в подразделе "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информации о банковском сопровождении контракта" раздела "Обеспечение исполнения контракта" Извещения Заказчиком не установлен порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению исполнения контракта.
Вместе с тем, Комиссия Еврейского УФАС России приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по причине того, что на участие в аукционе подана заявка, которая признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и Документации.
Кроме того, Заявителем не представлено доказательств о том, что вышеуказанное нарушение повлекло ограничение количества участников закупки.
На основании изложенного, пункт 3 жалобы ООО "П<_>" обоснован.
4. Пунктом 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
При этом в соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Заказчик самостоятельно определяет и включает в контракт условие о сроках возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, в том числе по мере выполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту.
Заказчиком в разделе 10 проекта государственного контракта установлены требования к обеспечению исполнения обязательств по контракту, а именно:
10.1. Настоящий Контракт заключен после предоставления Подрядчиком Заказчику обеспечения исполнения настоящего Контракта в форме безотзывной банковской гарантии, выданной банком, либо путем внесения денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику в размере ____________ (___________) рублей.
10.2. Если обеспечение исполнения Контракта было предоставлено Подрядчиком в виде внесения денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику, то возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения Контракта, осуществляется Заказчиком при условии надлежащего исполнения Подрядчиком всех своих обязательств по Контракту, в течение 20 рабочих дней со дня истечения срока действия настоящего Контракта.
При этом, в п. 15, п. 16 Информационной карты аукциона (раздел III Документации) установлены требования к обеспечению исполнения контракта в форме банковской гарантии.
Таким образом, Заказчиком надлежащим образом исполнены требования ст. 34, ст. 64, ст. 96 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств о том, что Заказчиком в Документации установлены требования, ограничивающие количество участников закупки.
На основании изложенного, п. 4 жалобы ООО "П<_>" не обоснован.
II
При проведении внеплановой проверки было установлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
1. В соответствии с ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация, предусмотренная ст. 42 настоящего Федерального закона.
Пунктом 7 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Статьей 44 Закона о контрактной системе установлены требования к обеспечению заявок при проведении конкурсов и аукционов.
Частью 2 ст. 44 Закона о контрактной системе установлено, что обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Согласно ч. 16 ст. 44 Закона о контрактной системе участие в электронном аукционе возможно при наличии на лицевом счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе на счете оператора электронной площадки, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по лицевому счету в соответствии с ч. 18 настоящей статьи, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в таком аукционе, предусмотренный документацией о таком аукционе.
Согласно ч. 17 ст. 44 Закона о контрактной системе поступление заявки на участие в электронном аукционе является поручением участника закупки оператору электронной площадки блокировать операции по лицевому счету этого участника, открытому для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки.
В подразделе "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок" раздела "Обеспечения заявок" Извещения Заказчиком указано следующее: "Обеспечение заявки".
При этом, в п. 6 Информационной карты (раздел III Документации) Заказчиком установлены требования к размеру обеспечения заявки и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, а именно: сумма обеспечения заявки на участие в электронном аукционе предусмотрена в следующем размере: 5 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет - 1 233 036 рублей. НДС не облагается. Реквизиты счета и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе указаны на сайте оператора электронной площадки (п. 1 ч. III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА" настоящей документации об электронном аукционе).
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают п. 7 ст. 42, ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в том, что в подразделе "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок" раздела "Обеспечения заявок" Извещения Заказчиком не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке.
Вместе с тем, Комиссия Еврейского УФАС России приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по причине того, что на участие в аукционе подана заявка, которая признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и Документации.
2. В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 2 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В п. 2 Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства от 04.02.2015 N 99) установлены дополнительные требования к участникам закупки в случае выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, а также установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В п. 2 подраздела "Требования к участникам" раздела " Преимущества и требования к участникам" Извещения Заказчиком установлено требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе), а именно: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится аукцион.
При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона, в Извещении Заказчиком не установлен.
В п.п.п. 3.2.2 п.п. 3.2 п. 3 раздела II Документации Заказчиком установлено, что требования к содержанию первой и второй части заявки конкретизируются в разделе IV "ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ" настоящей документации об электронном аукционе.
В п.п. 3 п. 2 Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (раздел III Документации) установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе установлен Заказчиком в Документации.
На основании изложенного, вышеуказанные действия Заказчика нарушают ч. 2 ст. 31, п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, а именно: в п. 2 подраздела "Требования к участникам" раздела "Преимущества и требования к участникам" Извещения Заказчиком не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Еврейского УФАС России приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по причине того, что на участие в аукционе подана заявка, которая признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и Документации.
3. Заказчиком в п. 11.2 раздела 11 проекта государственного контракта установлено, что настоящий контракт заключен с отлагательным условием. Начиная с 2016 года Подрядчик исполняет свои обязательства, оплата которых из средств федерального бюджета будет производиться в 2016 и 2017 годах, только после получения от Заказчика уведомления о доведении (утверждении) Заказчику объема прав на принятие и (или) исполнение обязательств, позволяющего в соответствующем году оплатить контракт без изменения его условий. Заказчик уведомляет Подрядчика о доведении (утверждении) объема прав на принятие и (или) исполнение обязательств не позднее трех рабочих дней со дня наступления указанного условия путем направления письменного уведомления (по адресу или электронному адресу).
Согласно ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных ч. 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 10 ст. 21 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 11 ст. 21 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В соответствии с ч. 12 ст. 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Согласно подразделам "Номер принимаемого бюджетного обязательства", "Дата принимаемого бюджетного обязательства" раздела "Требования заказчиков" Извещения Заказчиком 17.03.2017 принято бюджетное обязательство N 0010008217780000007 для осуществления закупки.
Таким образом, Заказчиком осуществляется закупка с принятым бюджетным обязательством (доведенным бюджетным обязательством в денежном выражении).
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В разделе 3 проекта государственного контракта установлены сроки выполнения работ, а именно:
3.1. Сроки выполнения работ:
Начало: с момента заключения Контракта.
Окончание: 30 октября 2017 г.
3.2. Сроки выполнения отдельных этапов работ указаны в Календарном графике выполнения работ, который является неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 2 к настоящему Контракту).
3.3. Подрядчик имеет право досрочно выполнить работы, предусмотренные Контрактом, при условии соблюдения всех его положений по объему и качеству работ. При этом оплата работ может быть проведена по фактическому их окончанию, при наличии соответствующих средств на расчетном счете Заказчика.
В разделе 4 проекта государственного контракта Заказчиком установлены: порядок и сроки оплаты работ, порядок и сроки приемки выполненных работ, порядок и сроки оформления результатов приемки, а именно, в том числе:
4.3. Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения документов, указанных в п. 4.2 настоящего Контракта, производит проверку соответствия состава и качества работ, выполненных Подрядчиком, требованиям проектной документации (Приложение N 3 к настоящему Контракту), Техническому заданию (Приложение N 1 к настоящему Контракту), действующим нормативным документам и в случае отсутствия претензий к выполненным работам подписывает акт о приемке выполненных работ и справку о стоимости выполненных работ и затрат. Оплата производится на основании подписанного акта выполненных работ Заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней.
4.9. Обязательства Заказчика по оплате выполненных работ считаются выполненными в день списания денежных средств со счетов Заказчика.
4.12. Окончательный расчет производится только после утверждения акта приемки законченного реконструкцией (строительством) объекта в эксплуатацию и получения заключение органа государственного строительного надзора о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
После получения вышеуказанных документов Заказчиком производится оплата в течение 5 (пяти) рабочих дней.
Следовательно, условия, указанные в разделе 3, 4 и 11 проекта государственного контракта, в части расчета за выполненные работы вводят в заблуждение участников закупки.
Кроме того, необходимо учитывать, что для участников закупки срок оплаты является существенным условием контракта.
Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона.
Вместе с тем, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
На основании изложенного, вышеуказанные действия Заказчика нарушают ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в том, что проект государственного контракта не содержит в себе конкретный порядок оплаты работы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Общества с ограниченной ответственностью "П<_>" на действия государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление <_>" при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция дамбы "Октябрьская" (ПК76-ПК96), Октябрьский район, Еврейская автономная область" (извещение от 25.04.2017 N 0378100005317000005) признать обоснованной в части 2, 3 пункта жалобы.
2. Признать государственного заказчика - Федеральное <_>" нарушившим требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно:
2.1. Пункта 11 части 1 статьи 64 (пункт 2 раздел I настоящего решения);
2.2. Пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63 (пункт 3 раздел I настоящего решения);
2.3. Пункта 7 статьи 42, части 5 статьи 63 (пункт 1 раздел II настоящего решения);
2.4. Части 2 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 (пункт 2 раздел II настоящего решения);
2.5. Части 13 статьи 34 (пункт 3 раздел II настоящего решения).
3. Выдать государственному заказчику - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Еврейской автономной области" предписание для устранения нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указанных в п.п. 2.5 п. 2 настоящего решения.
4. В соответствии с требованиями ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному возбуждать производство по делам об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области. |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 19 мая 2017 г. N 5-1210
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2017