Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 1 июня 2017 г. N 166-м/17
Резолютивная часть решения оглашена 01.06.2017.
Решение в полном объеме изготовлено 05.06.2017.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
председатель Комиссии - И.В. Поткина -руководитель управления;
заместитель председателя Комиссии - Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов;
член Комиссии: Т.А. Филатова -специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,
в присутствии представителей:
- заказчика - администрации сельского поселения Преображеновский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области Российской Федерации - Попова А.А. (глава администрации),
- ООО "Стальинвест" - Таравкова А.В. (доверенность от 01.06.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Стальинвест" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по строительству набережной р. Смородинка в с. ПреображеновкаДобровского муниципального района Липецкой области (2 этап) (реестровый номер 0146300018917000003) (далее- электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 26.05.2017 поступила жалоба ООО "Стальинвест" на положения документации об электронном аукционе (заказчик - администрация сельского поселения Преображеновский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области Российской Федерации).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
На заседании комиссии велась аудиозапись.
Представитель ООО "Стальинвест" по доводам жалобы пояснил, что документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона содержат ряд нарушений Закона о контрактной системе:
1. в извещении о проведении электронного аукциона заказчик указал, что к участникам предъявляются требования в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, которая включает пункт 8 (обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма), которое является излишним;
2. в пункте 13 документации об электронном аукционе заказчиком установлено требование к участникам о соответствии п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, что должно быть подтверждено декларацией, но предмет закупки не позволяет заказчику предъявлять к участникам такое требование;
3. заказчиком установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки соответствующего согласия на выполнение работ. Однако, заказчик в нарушение требований Закона о контрактной системе не установил требований к характеристикам материалов, используемым при выполнении работ. Таким образом, требование к первой части заявки является завышенным и не соответствующим условиям документации;
4. условие о продлении срока исполнения контракта при наличии обстоятельств непреодолимой силы, содержащиеся в п. 9.2 проекта контракта, установлено в нарушение ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе;
5. в пункте 3.1 проекта контракта не указан конкретный срок выполнения работ, что нарушает Закон о контрактной системе.
Представитель заказчика не согласен с жалобой, представил письменные возражения.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей сторон, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
1. Рассмотрев доводы жалобы об установлении в извещении о проведении электронного аукциона требования о соответствии участников требованиям, предусмотренным частью 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, в том числе пункту 8, которое является излишним, а также о неправомерном требовании о предоставлении декларации о соответствии участников данному требованию, Комиссия признает их необоснованными в связи со следующим.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона указано - единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
Пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к единым требованиям к участникам закупок относится требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Аналогичное требование установлено в п. 13 информационной карты документации об электронном аукционе.
При этом в пункте 19 информационной карты документации об электронном аукционе установлено, что, в числе прочего, вторая часть заявки должна содержать декларацию о соответствии участника аукциона следующему требованию: обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
В данном случае объектом закупки электронного аукциона является выполнение работ по строительству набережной р. Смородинка в с. ПреображеновкаДобровского муниципального района Липецкой области, что не предполагает приобретение заказчиком прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Таким образом, исходя из указанного требования к участникам и составу второй части заявки, поскольку заказчик не приобретает прав на результаты интеллектуальной деятельности, то участники не должны предоставлять декларацию о соответствии участника аукциона требованию об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.
Следовательно, в данном случае, заказчик, указав в требованиях к участникам и составу второй части заявки требование по п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе под условием, которое не применяется при проведении электронного аукциона - если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, не нарушил положения ст. 31 и ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Довод жалобы о неправомерном установлении требований к первой части заявки признается Комиссией обоснованным.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Частью 3 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара;
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар.
Таким образом, требования к части первой заявки должны быть установлены в документации в зависимости от объекта закупки.
В ходе анализа документации об электронном аукционе установлено, что работы выполняются на основании проектно-сметной документации. При этом требования к материалам, используемым при выполнении работ, заказчиком не предъявлены.
Следовательно, в данном случае соответствующим условиям документации об электронном аукционе является требование о предоставлении в первой части заявок согласия участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Однако, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, в пункте 19 информационной карты документации об электронном аукционе установлено требование к составу первой части заявки:
- согласие, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в настоящей аукционной документации, локальном сметном расчете содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара,
- либо согласие, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, локальном сметном расчете конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
3. Довод жалобы о неправомерном установлении в проекте контракта условия о продлении срока исполнения контракта при наличии обстоятельств непреодолимой силы, Комиссия признает необоснованным на основании следующего.
Согласно п. 9.2 проекта контракта в случае действия обстоятельств непреодолимой силы срок исполнения настоящего контракта сторонами отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют обстоятельства непреодолимой силы и их последствия.
Статьей 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исходя из вышеизложенного, положения пункта 9.2 проекта контракта установлены на основании положений гражданского законодательства, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
4. Рассмотрев довод жалобы об отсутствии в проекте контракта срока выполнения работ, Комиссия признает его обоснованным.
В соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должны содержаться сроки поставки товара или завершения работы.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона срок завершения работы - в течение 14 календарных дней с момента заключения муниципального контракта.
Однако, в проекте контракта данный срок окончания выполнения работ отсутствует.
Частью 4 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Таким образом, поскольку изменение условий, содержащихся в проекте контракта, не предусмотрено, заказчик, не установив в проекте контракта срок выполнения работ, предусмотренный извещением проведении электронного аукциона, допустил нарушение ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе, в действиях заказчика установлены нарушения п. 8 ч. 1 ст. 64, ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.
1. В силу части 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 15.4 проекта контракта установлено, что срок действия настоящего контракта: со дня его заключения до полного исполнения Сторонами принятых на себя обязательств.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 25 информационной карты документации об электронном аукционе установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Таким образом, срок контракта является обязательным условием контракта, а также порядка предоставления обеспечения исполнения контракта.
На основании части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Исходя из вышеизложенных положений документации об электронном аукционе, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что указанная в документации об электронном аукционе формулировка окончания срока действия контракта не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет, то есть, не обладает признаками неизбежности, что не соответствует статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участникам закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку заказчиком изначально не установлен срок действия контракта, что нарушает требования пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частью 7 указанной нормы установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Пункт 6 Правил устанавливает, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по установленной формуле.
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что раздел 8 проекта контракта, в нарушение требований ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе, не содержит размера пени за просрочку исполнения подрядчиком обязательств по контракту.
Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Стальинвест" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по строительству набережной р. Смородинка в с. ПреображеновкаДобровского муниципального района Липецкой области (2 этап) (реестровый номер 0146300018917000003) обоснованной части доводов о нарушениях при установлении требований к первой части заявки и отсутствии в проекте контракта срока выполнения работ.
2. Признать в действиях заказчика нарушения ч. 1 и ч. 7 ст. 34, п. 2 и п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ___________ И.В. Поткина
Заместитель председателя Комиссии: ___________ Т.Н. Ролдугина
Член Комиссии: ___________ Т.А. Филатова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 1 июня 2017 г. N 166-м/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2017