Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 6 июня 2017 г. N 08-07-534/2017
Резолютивная часть решения оглашена 06 июня 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 06 июня 2017года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов комиссии:
в присутствии представителей:
Представитель Администрация муниципального образования "город Бугуруслан", Муниципальное казенное учреждение муниципального образования "город Бугуруслан" "Управление закупками" не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен (ходатайство о рассмотрении в отсутствие),
Представитель ООО "ЛТИНВЕСТ" не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен,
рассмотрев жалобуООО "ЛТИНВЕСТ" на действия Администрации муниципального образования "город Бугуруслан" при проведении открытого конкурса на заключение энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы уличного освещения муниципального образования "город Бугуруслан" (номер извещения N 0853300014817000053).
УСТАНОВИЛА:
30 мая 2017 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "ЛТИНВЕСТ" (далее - Заявитель) на действия Администрации муниципального образования "город Бугуруслан" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на заключение энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы уличного освещения муниципального образования "город Бугуруслан" (номер извещения N 0853300014817000053) (далее - конкурс).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику,Муниципальное казенное учреждение муниципального образования "город Бугуруслан" "Управление закупками" (далее - Уполномоченный орган) выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно доводам жалобы,Заявитель полагает, что Заказчиком был неверно выбран код ОКПД2 (вместо 71.12.19.000, 43.21.10.110), и, соответственно, неверно способ размещения закупки - вместо открытого конкурса должен быть проведен электронный аукцион.
Согласно письменным возражениям, Заказчик жалобу просил признать необоснованной, указав, что способ закупки был выбран в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности отсутствует код ОКПД2 по виду деятельности "заключение энергосервисного контракта". В то же время используемый заказчиком код ОКПД2 71.12.19.000 не противоречит возможности его применения в соответствии с действующим законодательством и использован иными заказчиками на территории Российской Федерации. На основании ст. 108 Закона о контрактной системе, выбор способа конкурентной процедуры при заключении энергосервисного контракта остается за заказчиком. Поскольку предметом закупки является заключение энергосервисного контракта, включающего совершение исполнителей действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии , то в техническое задание включены те мероприятия, проведение которых приведет к получению экономии потребляемой электроэнергии, т.е. данные мероприятия не являются предметом самостоятельных контрактов, подлежащих осуществлению исключительно в форме электронного аукциона.
Согласно письменным возражениям Уполномоченного органа, жалоба должна быть оставлена без рассмотрения, поскольку в соответствии со ст. 47 Закона о контрактной системе, Оренбургское УФАС России не обладает соответствующими полномочиями.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
15.05.2017 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение и документация о проведении открытого конкурсана заключение энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы уличного освещения муниципального образования "город Бугуруслан" (номер извещения N 0853300014817000053).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 61318190,80 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется:
1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:
а) плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок;
б) внеплановых проверок в отношении субъектов контроля;
2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:
а) плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
б) внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
3) органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе:
1) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;
2) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, территориальный орган ФАС России имеет право на рассмотрение настоящей жалобы, а также обладает иными полномочиями, например, по выдаче соответствующего предписания о внесении изменений в конкурсную документацию, с учетом выявленных нарушений и в том числе, обладает полномочиями по аннулированию закупки, проведенной с нарушением положений Закона о контрактной системе, в том числе и при неверном выборе способа осуществления закупки.А также обладает полномочиями по возбуждению соответствующих дел об административных правонарушениях в отношении виновных должностных лиц.
В этой связи доводы Уполномоченного органа об отсутствии у Оренбургского УФАС России полномочий на рассмотрение настоящей жалобы полностью несостоятельны и основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку ст. 47 Закона о контрактной системе, гласит о возможности признания торгов недействительными, что действительно относится к компетенции суда.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 108 Закона о контрактной системе, в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).
В соответствии с ч. 2 ст. 108 Закона о контрактной системе, энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), на поставки электрической энергии, мазута, угля, на поставки топлива, используемого в целях выработки энергии (далее в целях настоящей статьи - поставки энергетических ресурсов). Заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом положений, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч. 6 ст. 108 Закона о контрактной системе, при заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение указывают также в конкурсной документации или извещении о проведении запроса котировок на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в запросе котировок одного из следующих предложений:
1) предложение о цене контракта или в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи, о проценте экономии;
2) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 настоящей статьи.
Исходя из положений извещения, конкурсной документации предметом открытого конкурса является: право на заключение энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы уличного освещения муниципального образования "город Бугуруслан". Согласно Техническому заданию конкурсной документации, исполнитель обязан не только провести монтажные работы, но и обязуется выполнить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в течение 6 месяцев со дня заключения контракта. Кроме того, предусмотрено подписание Акта определения размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии в натуральном выражении, Акта определения размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии в денежном выражении, Акт об объеме потребления электрической энергии в натуральном выражении, Акт фиксации базовых значений, Акт сдачи-приема выполненных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.Осуществление указанных действий и составление данных Актов предусмотрено положениями проекта контракта и не входит только в код ОКПД2 43.21.10.110 "Работы по монтажу основных сетей электроосвещения и электроснабжения или электроарматуры, требующие специальной квалификации в зданиях, сооружениях и на прочих строительных объектах". Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 108 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает возможным жалобу признать необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЛТИНВЕСТ" на действия Администрации муниципального образования "город Бугуруслан" при проведении открытого конкурса на заключение энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы уличного освещения муниципального образования "город Бугуруслан" (номер извещения N 0853300014817000053), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 6 июня 2017 г. N 08-07-534/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2017