Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 30 мая 2017 г. N 341
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев 30 мая 2017 года жалобу ООО "Медикал лизинг-консалтинг" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ РМ "Республиканская клиническая больница N 1", ГБУЗ РМ "Ковылкинская межрайонная больница", ГБУЗ РМ "Родильный дом", ГБУЗ РМ "Мордовский республиканский клинический перинатальный центр" (далее - Заказчики) и Государственного комитета Республики Мордовия по организации торгов и ценовой политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона N 0109200002417000811 на закупку лекарственного препарата (МНН [Имипенем + [Циластатин] для обеспечения государственных нужд Республики Мордовия (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 23 мая 2017 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчиков и Уполномоченного органа.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 25.05.2017 N 353 рассмотрение жалобы назначено на 30.05.2017 года в 14 часов 30 минут.
В своей жалобе Заявитель указывает на необоснованный допуск вторых частей заявок на участие в Аукционе, так как Заказчиками, Уполномоченным органом неправильно применено постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1289).
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы, действия Заказчика и аргументы его представителя, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Заказчиками, Уполномоченным органом 27.04.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0109200002417000811 на закупку лекарственного препарата (МНН [Имипенем + [Циластатин] для обеспечения государственных нужд Республики Мордовия.
Начальная (максимальная) цена контракта: 355 180,50 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 11.05.2017 12:00 (мск).
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункта 1 Постановления N 1289 установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ N 1289 установлено, что подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В соответствии с п. 26.2 Информационной карты документации об Аукционе установлено, что в составе второй части заявки на участие в Аукционе должна содержаться следующая информация: документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или копии этих документов (при условии установления соответствующих условий, запретов и ограничений в пункте 25 настоящей Информационной карты).
В соответствии с п. 25 Информационной карты документации об Аукционе, Заказчиками установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в том числе:
- в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона от 23.05.2017 г., в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона от 19.05.2017 г. оператором электронной площадки были направлены в адрес уполномоченного органа указанный протокол и вторые части заявок на участие в электронном аукционе от следующих участников Аукциона:
- ООО "Торговый дом "Виал" (заявка N 4);
- АО "Р-Фарм" (заявка N 5);
- ООО "ЙОТТА-ФАРМ" (заявка N 1);
- ООО "Медикал лизинг-консалтинг" (заявка N 3);
- ООО "Лайф Кэр" (заявка N 2).
Победителем Аукциона признан участник с порядковым номером 4 (ООО "Торговый дом "Виал"), предложивший наиболее низкую цену контракта 236 195,20 рублей и заявка на участие в Аукционе которого соответствует требованиям документации об электронном аукционе.
Комиссия Мордовского УФАС России, изучив заявки участников Аукциона установила следующее.
Участники Аукциона с порядковыми номерами 1 и 4 предложили товар, происходящий из иностранного государства (Индия).
Участник с порядковым номером 5 предложил товар производства США; вторичная упаковка, вып. к. - Российская Федерация.
Участник с порядковым номером 3 предложил товар российского происхождения с приложением сертификата СТ-1.
Участник с порядковым номером 2 предложил товар белорусского происхождения с приложением сертификата СТ-1 на порошок для приготовления инфузий 0,5 г. +0,5 г. флакон 100 мл., а в соответствии с первыми частями заявки данный участник предлагает порошок для приготовления инфузий 0,5 г.+0,5 г. флакон 20 мл. Следовательно, представленный сертификат СТ-1 не является подтверждением страны происхождения лекарственного препарата ввиду несоответствия содержащейся в нем информации первым частям заявки.
Таким образом, в рассматриваемом случае, применение положений постановления Правительства N 1289 не представляется возможным.
Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу об обоснованности действия аукционной комиссии по определению победителя Аукциона.
В связи с вышеизложенным, на заседании Комиссии Мордовского УФАС России довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при закупке лекарственных средств, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
В соответствии с разделом 2 технического задания, приложение к документации об Аукционе (далее - Техническое задание) Заказчиком указаны следующие требования:
N |
МНН |
Лекарственная форма Технические характеристики |
Единица измерения |
Кол-во товара общее. |
1 |
Имипенем+[Циластатин] |
порошок для приготовления раствора для инфузий 500 мг+500 мг - флаконы 20 мл (10) |
упак |
50 |
Таким образом, требованиями к поставляемому товару является указание на дозировку и требование к количеству единиц лекарственного препарата в упаковке.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что согласно сведениям государственного реестра лекарственных средств лекарственный препарат с МНН Имипенем+[Циластатин] выпускается различными производителями с различной дозировкой по 500 мг.+500 мг. так и по 250 мг.+250 мг.
Таким образом, указание МНН или при его отсутствии химического либо группировочного наименования лекарственного препарата, лекарственной формы и дозировки (с указанием возможности поставки эквивалента) является необходимым и достаточным условием идентификации лекарственного препарата (за исключением препаратов, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями). Иные характеристики лекарственных препаратов (например, первичная упаковка (форма выпуска), вторичная упаковка, количество препарата в первичной упаковке (например, объем наполнения), количество единиц (ампул, шприцев и т.д.) препарата во вторичной упаковке и т.п.) не влияют на терапевтические свойства лекарственных средств.
Таким образом, требование к поставке определенной дозировки лекарственного препарата без возможности поставки аналогичного препарата в кратной дозировке и двойном количестве ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что указание в Техническом задании документации об аукционе требований к конкретной дозировке лекарственного средства противоречит п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, нарушает п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России от 05.08.2016 года N 78-од "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медикал лизинг-консалтинг" на действия ГБУЗ РМ "Республиканская клиническая больница N 1", ГБУЗ РМ "Ковылкинская межрайонная больница", ГБУЗ РМ "Родильный дом", ГБУЗ РМ "Мордовский республиканский клинический перинатальный центр" и Государственного комитета Республики Мордовия по организации торгов и ценовой политике при проведении электронного аукциона N 0109200002417000811 на закупку лекарственного препарата (МНН [Имипенем + [Циластатин] для обеспечения государственных нужд Республики Мордовия необоснованной.
2. Признать действия Заказчиков нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 30 мая 2017 г. N 341
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2017