Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 2 июня 2017 г. N 350
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
---- - заместителя руководителя Мордовского УФАС России - начальника отдела,
Членов Комиссии:
---- - начальника отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
------- - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
----- - специалиста-эксперта отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "------",
в присутствии -------- - представителя -----(доверенность от 31 мая 2017 года б/н),
рассмотрев 02 июня 2017 года жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - Заявитель) на положения документации аукциона в электронной форме N ----417000004 по строительству водозабора N 2 в р. п. Чамзинка Чамзинского муниципального района (далее - Аукцион) ----(далее - Заказчик) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 26 мая 2017 года поступила жалоба Заявителя на положения документации Заказчика при проведении Аукциона.
Уведомлением о назначении дела N 280 о нарушении законодательства в сфере закупок Мордовского УФАС России от 30 мая 2017 года N 358 рассмотрение жалобы назначено на 02 июня 2017 года в 11 часов 30 минут.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, положения документации об Аукционе, выслушав аргументы представителя Заказчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение и документация о проведении Аукциона N 0109300036417000004 размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru 21.03.2017 года 14:38 (MSK (UTC+3) Москва, стандартное время) (изменения извещения о проведении электронного аукциона от 11.05.2017 года NИИ3).
Начальная (максимальная) цена контракта: 45 512 204,00 рублей.
Дата и время начала подачи заявок: 21.03.2017 года 14:38.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 27.05.2017 года 10:00.
Дата и время проведения Аукциона: 05.06.2017 года 12:30.
Объектом Аукциона является строительство водозабора N 2 в р.п. Чамзинка Чамзинского муниципального района.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 29.05.2017 года N 0109300036417000004-2 по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе поступила 1 (одна) заявка на участие в Аукционе.
На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе аукционная комиссия Заказчика приняла решение о соответствии поданной заявки требованиям Закона о контрактной системе и положениям документации об Аукционе.
1. В жалобе Заявитель в качестве довода указывает, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не указана информация о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капистального строительства.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 данного закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 данного закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу положений ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 данной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В извещении о проведении электронного аукциона от 11.05.2017 года N ИИ3 Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки:
- Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ),
- Требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно ч 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 7.1, п. 7.1.1 Информационной карты Аукциона Заказчиком установлено следующее:
7.1. |
Единые требования к участникам закупки |
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: - в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1457 установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (примерная форма декларации приведена в приложении N2 к настоящей Информационной карте); - наличие у участника аукциона в электронной форме свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, согласно Перечню видов работ, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" на следующие виды работ: - 4.2. Бурение и обустройство скважин (кроме нефтяных и газовых скважин); - 4.3. Крепление скважин трубами, извлечение труб, свободный спуск или подъем труб из скважин; - 16. Устройство наружных сетей водопровода: - 17. Устройство наружных сетей канализации. 2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; 3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке; 4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято; 5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289,290,291,291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; 5.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; 6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма; 7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества; 8) участник закупки не является офшорной компанией. |
7.1.1. |
Дополнительные требования (часть 2 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г.) |
Установлено: 1) наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
* Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. |
На основании вышеизложенного, Заказчиком установлены надлежащим образом требования к участникам закупки, в том числе о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капистального строительства.
Таким образом, рассматриваемый довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения.
2. В жалобе Заявитель в качестве довода указывает, что Заказчиком в Информационной карте документации об Аукционе не указана конкретная группа соответствующих работ.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
К выполнению работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно п. 7.1.1 Информационной карты Аукциона Заказчиком установлены следующие "дополнительные требования (часть 2 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г.)":
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
* Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
На основании вышеизложенного, Заказчиком установлена надлежащим образом конкретная группа соответствующих работ, в связи с чем, рассматриваемый довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения.
3. В жалобе Заявитель в качестве довода указывает, что Заказчиком неверно указан срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
На основании ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно п. 6 ст. 42 Закона о контрактной системе, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в котором должна содержаться информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом Законом о контрактной системе не указано, что дни должны быть рабочими.
Между тем, согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Следовательно, законодательство Российской Федерации устанавливает, что окончание срока должно быть определено только рабочим днем.
Установлено, что изменения извещения о проведении Аукциона опубликованы на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 11.05.2017 года, согласно которому начальная (максимальная) цена контракта составляет 45 512 204,00 рублей, а датой окончания срока подачи заявок установлено 27.05.2017 года 10:00 года.
Согласно производственному календарю на 2017 год, 27.05.2017 года является нерабочим днем, а следующим рабочим днем является 29.05.2017 года.
Следовательно, в соответствии с законодательством Российской Федерации 27.05.2017 года не может являться датой окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
В связи с вышеизложенным, Комиссией Мордовского УФАС России рассматриваемый довод заявителя признан обоснованным.
Таким образом, установление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в нерабочий день нарушает требования ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В результате осуществления внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно ч. 1 ст. 44 Закона о контрактной системе при проведении аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно пп. 11, 12 Информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлено:
- Размер обеспечения заявок: (максимально) 5% от начальной (максимальной) цены контракта - 2 275 610,20 (Два миллиона двести семьдесят пять тысяч шестьсот десять) рублей 20 копеек,
- Размер обеспечения исполнения контракта: (максимально) 30% от начальной (максимальной) цены контракта - 13 653 661,20 (Тринадцать миллионов шестьсот пятьдесят три тысячи шестьсот шестьдесят один) рубль 20 копеек.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона Заказчиком установлено, что:
- Размер обеспечения заявок: (Максимально) 5% от начальной (максимальной) цены контракта,
- Размер обеспечения исполнения контракта: (Максимально) 30% от начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 12 ст. 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
В силу требований ч. 13 ст. 21 Закона о контрактной системе план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях:
1) увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
2) изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;
3) изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;
4) реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;
5) в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным частями 4 и 5 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 утверждены требования к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 05.06.2015 года N 554 план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд) представляет собой единый документ, форма которого включает в том числе размер обеспечения заявки на участие в закупке и размер обеспечения исполнения контракта.
В плане - графике Заказчика содержится следующая информация:
- размер обеспечения заявок: 1 %,
- размер обеспечения исполнения контракта: 5 %.
Таким образом, установлено расхождение в указании размера обеспечения заявки и исполнения контракта в извещении, документации об Аукционе и в плане-графике Заказчика.
Исходя из вышеизложенного, в действиях Заказчика содержится нарушение ч. 12 ст. 21 Закона о контрактной системе, которое образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Заказчиком в п. 7.1 Информационной карты документации об Аукционе установлено следующее:
7.1. |
Единые требования к участникам закупки |
- наличие у участника аукциона в электронной форме свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, согласно Перечню видов работ, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" на следующие виды работ: - 4.2. Бурение и обустройство скважин (кроме нефтяных и газовых скважин); - 4.3. Крепление скважин трубами, извлечение труб, свободный спуск или подъем труб из скважин; - 16. Устройство наружных сетей водопровода: - 17. Устройство наружных сетей канализации. |
Исходя из установленного Заказчиком требования в п. 7.1 Информационной карты документации об Аукционе в составе заявки на участие в Аукционе участниками закупки должно предоставляться свидетельство о допуске к вышеуказанным работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта.
Объектом закупки является строительство водозабора N 2 в р. п. Чамзинка Чамзинского муниципального района.
При данных обстоятельствах Заказчику необходимо в документации об Аукционе установить требование к участникам закупки о необходимости наличия и предоставления выданного саморегулируемой организацией в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" свидетельства о допуске к следующему виду работ: группа 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
3. Согласно п. 2.6 проекта контракта определено, что "на Заказчика не возлагаются штрафные санкции за задержку оплаты Работ Подрядчика, вызванную не поступлением или несвоевременным поступлением средств целевого финансирования".
Согласно ч. 1 ст. 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 72 БК РФ).
Государственные (муниципальные) контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, принимаемыми в соответствии со статьей 79 настоящего Кодекса, на срок реализации указанных решений (ч. 3 ст. 72 БК РФ).
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (ч. 2 ст. 424 ГК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Часть 4 ст. 34 Закона о контрактной системе предусматривает включение в контракт обязательного условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В положениях ч. 5 ст. 34 Закона регламентирована ответственность заказчика в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Понятие непреодолимой силы содержится в п. 3 ст. 401 ГК РФ, под которой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Иными словами, обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть и предотвратить. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Не признается в качестве обстоятельств непреодолимой силы невыплата средств из бюджета на предусмотренные им цели, недостаточное финансирование учреждения.
Формулировка, приведенная в п. 2.6 проекта контракта снимает с Заказчика какие-либо обязательства и освобождает от ответственности, предусмотренной законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Установление данного пункта в проекте контракта является нарушением со стороны Заказчика ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
4. В п. 6 технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлено, что "подрядчик должен представить Заказчику сводку затрат, а также подтверждающие документы на затраченные средства (чеки, накладные и т.д.), сертификаты соответствия на все используемые материалы при производстве работ".
Закон о контрактной системе устанавливает, что цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения (ч. 2 ст. 34).
Согласно п. 2.7 проекта контракта цена контракта включает стоимость выполнения Работ по Контракту, стоимость материалов и оборудования, расходов на доставку, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, стоимость сборки (монтажа, установки), стоимость пусконаладочных работ, страховых, транспортных, командировочных и иных расходов, связанных с исполнением Контракта, НДС и всех видов налогов, пошлин и прочих сборов, которые Подрядчик должен оплачивать в соответствии с условиями настоящего Контракта и на иных основаниях.
В соответствии с ч. 1 ст. 710 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ.
Частью 1 ст. 721 ГК РФ предусмотрено, что качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Пунктом 4.21 проекта контракта установлено, что в случае если на любых стадиях выполнения Работ будут обнаружены некачественно выполненные Подрядчиком Работы или поставлены некачественные материалы, то Подрядчик обязан своими силами, за свой счет, без увеличения стоимости Контракта по письменному требованию Заказчика и (или) Уполномоченного лица переделать эти Работы и заменить соответствующие материалы для обеспечения их надлежащего качества.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена данным законом.
Таким, образом, законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок не содержит требования о предоставлении документов, подтверждающих затраченные средства, в связи с чем действия Заказчика не соответствуют требованиям ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе и нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст.7.30 КоАП РФ.
5. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Пунктом 3.5 Информационой карты документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
В п. 8 технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлено, что "перед началом работ Подрядчик должен согласовать с Заказчиком график производства работ и образцы применяемых материалов с обязательным предъявлением паспортов и сертификатов".
Как следует из объяснений представителя Заказчика, термин "согласовать" означает подписать контракт, содержащий, в том числе, график производственных работ по строительству водозабора N2 в рп. Чамзинка Чамзинского муниципального района Республика Мордовия (1-й этап строительства).
Таким образом, при подаче заявки потенциальный участник выражает свое согласие на выполнение работ по контракту, соответствующие графику производственных работ по строительству водозабора N2 в рп. Чамзинка Чамзинского муниципального района Республика Мордовия (1-й этап строительства).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 данного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена данным законом.
Установление в п. 8 технического задания документации об Аукционе требования о ссогласовании с Заказчиком графика производства работ является нарушением со стороны Заказчика п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст.7.30 КоАП РФ.
6. В п. 8 технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлено, что "по окончании выполнения работ заказчику должны быть переданы сертификаты на применяемые материалы, технические паспорта, сертификаты соответствия по безопасной эксплуатации оборудования, акты на скрытые работы, журналы производства работ, акты на пуско-наладочные работы, разрешение на ввод в эксплуатацию, документы, указанные в ст.55 Градостроительного Кодекса РФ, акт о соответствии выполненных работ выданным техническим условиям, а также другие документы, удостоверяющие их качество".
Согласно п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
В соответствии с п. 16 ст. 1 ГрК РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Частью 1 статьи 55 ГрК РФ определено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 55 ГрК РФ устанавливает, что для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно ч. 8 ст. 110.2 Закона о контрактной системе заказчик в течение десяти рабочих дней с даты приемки объекта капитального строительства и представления подрядчиком имеющихся у него документов, необходимых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключения федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направляет представленные документы в органы, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации на выдачу указанных заключений. Заказчик в течение десяти рабочих дней с даты получения соответствующего заключения (заключений) и представления подрядчиком имеющихся у него документов, необходимых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, направляет документы в органы, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, Заказчиком осуществляется получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика содержится нарушение ч. 8 ст. 110.2 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
7. Согласно ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 данного закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 данного закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Данное положение введено в действие с 01.05.2017 года Федеральным законом от 01.05.2017 N 83-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Оплата по Контракту производится по факту выполнения работ путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика на основании подписанных сторонами актов о приемке выполненных работ (КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), подтверждающих фактически выполненные работы, в течение 20 (двадцати) банковских дней с даты выставления Подрядчиком счета на оплату фактически выполненных работ (п.2.15 проекта контракта).
Окончательный расчет за выполненные Подрядчиком работы по Контракту производится Заказчиком после подписания Сторонами Акта сдачи-приемки работ, который является подтверждением исполнения Подрядчиком условий Контракта в полном объеме, включая устранение выявленных дефектов, в срок до 31.12.2017 года (п.2.16 проекта контракта).
Таким образом, Заказчиком ненадлежащим образом установлены сроки оплаты выполненных работ по контракту, что является нарушением требований ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе и образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "-----" на положения на положения документации аукциона в электронной форме N 0---7000004 по строительству водозабора N 2 в р.п. Чамзинка Чамзинского муниципального района ----- обоснованной в части довода 3, указанного в мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях -----нарушения требований ч. 8 ст. 44, ч. 12 ст. 21, ч. 3 ст. 63, ч. 3 ст. 64, ч.5 ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 64, ч.8 ст. 110.2, ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ------
Члены Комиссии --------
-------
----------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 2 июня 2017 г. N 350
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2017