Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 2 июня 2017 г. N 115-03з/2017
Резолютивная часть решения оглашена "02" июня 2017 года. В полном объеме решение изготовлено "07" июня 2017 года.
в присутствии: представителя Заказчика - ГКУ "Центр обеспечения "ОКА"/___../, представителя уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской области/___../ (паспорт, доверенность), представителя ООО "Галантус и К"/___../, рассмотрев жалобу N115-03з/2017 ООО "Галантус и К" по существу, установила: |
29.05.2017 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Галантус и К" на действия комиссии уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской областипри проведении аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0137200001217001586), предметом которого является поставка букетов и цветочных композиций.
ООО "Галантус и К" полагает, что комиссия уполномоченного органав нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) приняла неправомерное решение о несоответствии первой части заявки ООО "Галантус и К" требованиям, установленным аукционной документацией.
Заказчиком, уполномоченным органом представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Галантус и К", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия комиссии Заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 12.05.2017 г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0137200001217001586 о проведенииаукциона в электронной форме, предметом которого является поставка букетов и цветочных композиций (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 602 603,87 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступало - ГКУ "Центр обеспечения "ОКА".
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0137200001217001586 от 26.05.2017 г. на участие в Аукционе поступило 5 заявок, в том числе заявка ООО "Галантус и К" (заявка N2), которая была не допущена до участия в Аукционе со следующим обоснованием:
Непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (раздел II документации об электронном аукционе), а именно: - бутоны на момент поставки должны находиться в полуроспуске, с рубашечными листочками и с не подрезанными краями лепестков; - листва у цветов должна быть густой, яркой с глянцевой окраской, первый лист располагается на расстоянии не более 5 см от бутона, расстояние между последующими листами также не более 5 см; - стебель у цветов прямой, без изгиба, достаточно прочный, чтобы держать цветок в вертикальном положении; - ножки цветов должны быть зачищены от шипов и лишней листвы; - цветы не должны иметь запаха; - цветы должны быть сертифицированы; - с момента среза цветов, хранение в помещениях при температуре 5С Характеристики букета/цветочной композиции - декоративная зелень для изготовления букетов и цветочных композиций должна быть свежая, без признаков вялости, повреждений листьев и стебля; - декорирующие и оформительские материалы, используемые при формировании букетов и цветочных композиций не должны иметь повреждений; - составленный букет, цветочная композиция упаковывается в упаковочный материал, а для завершения оформления букета стебли цветов прикрываются тем же материалом упаковки, поверх которого повязывается декоративная лента; - дизайн букета и композиции цветов должны соответствовать образцам, представленным Заказчиком. (п.21.2.1 информационной карты заявки на участие в электронном аукционе; п.1 ч.4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ)
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом б пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать:
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ, не допускается.
3.Согласно доводам жалобы ООО "Галантус и К", комиссия Заказчика неправомерно отклонила заявку Общества, так как, по мнению Общества, все значения в заявке соответствовали документации, а отсутствие в заявке сведений о сертификации продукции отсутствует вследствие того, что цветы не подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством РФ.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 21.2.1 Информационной карты первая часть заявки должна содержать:
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Раздел II "Техническое задание" настоящей документации об электронном аукционе), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Разделе II "Техническое задание" (далее - ТЗ)указаны характеристики цветов, подлежащих указанию в первой части заявки, а именно:
- длина стебля с цветком не менее 70 см.;
- бутоны на момент поставки должны находиться в полуроспуске, с рубашечными листочками и с не подрезанными краями лепестков;
- листва у цветов должна быть густой, яркой с глянцевой окраской, первый лист располагается на расстоянии не более 5 см от бутона, расстояние между последующими листами также не более 5 см;
- стебель у цветов прямой, без изгиба, достаточно прочный, чтобы держать цветок в вертикальном положении;
- ножки цветов должны быть зачищены от шипов и лишней листвы;
- цветы не должны иметь запаха;
- цветы должны быть сертифицированы;
- с момента среза цветов, хранение в помещениях при температуре 5С° до 2 дней
Характеристики букета/цветочной композиции:
- декоративная зелень для изготовления букетов и цветочных композиций должна быть свежая, без признаков вялости, повреждений листьев и стебля;
- декорирующие и оформительские материалы, используемые при формировании букетов и цветочных композиций не должны иметь повреждений;
- составленный букет, цветочная композиция упаковывается в упаковочный материал, а для завершения оформления букета стебли цветов прикрываются тем же материалом упаковки, поверх которого повязывается декоративная лента;
- дизайн букета и композиции цветов должны соответствоватьобразцам, представленным Заказчиком.
В первой части заявки ООО "Галантус и К" из указанных характеристик, указана только длинастебля с цветком.
Таким образом, установив факт непредставления в первой части заявки N2 на участие в электронном аукционе информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе аукционной комиссией принято решение не допускать участника закупки, подавшего заявку N2, к участию в аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что комиссия уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской области, руководствуясь требованиями аукционной документации в части установленных характеристик цветов и букетов, правомерно приняла решение об отклонении заявки ООО "Галантус и К" от участия в аукционе.
4.Вместе с тем, проведя внеплановую проверку, на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Как пояснил представитель ООО "Галантус и К", участник не смог указать конкретный показатель -"листва у цветов должна быть густой, яркой с глянцевой окраской, первый лист располагается на расстоянии не более 5 см от бутона, расстояние между последующими листами также не более 5 см", вследствие того, что расстояние от первого листа до бутона, а также расстояние между последующими листами невозможно указать конкретно, так как цветы растут индивидуально и на каждом цветке одного вида это расстояние может отличаться, что никак не влияет на функциональные и качественные характеристики цветка.
Сведения о сертификации ООО "Галантус и К" не указал вследствие того, что данный товар не подлежит обязательной сертификации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании вышеприведенных норм, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что показатели"расстояние от первого листа до бутона", "расстояние между последующими листами", установленный заказчиком в виде "не более 5 см" и подлежащий указанию в заявке как конкретное значение без возможных вариаций и отклонений от указанного в заявке расстояния, носитнеобъективный характер.
Кроме того, вышеуказанные показатели не влияют на функциональные, технические или качественные характеристики цветов и букетов, тем самым ограничивают участие в данном аукционе тех участников, которые не имеют в наличии товар на момент заполнения заявки и не могут гарантировать строго определенное расстояние (без возможности отклонения этого расстояния) между листами цветка.
Заказчик мог описать подобный показатель в виде неизменного диапазонного значения, учитывающего особенности роста растений, что являлось бы более точным и четким описанием объекта закупки. Напротив, требование об указании конкретного значения, которое поставщик не может гарантировать на момент заполнения заявки привело к отклонению заявки участника закупки.
Устанавливая такие необъективные требования к объекту закупки, заказчик - ГКУ "Центр обеспечения "ОКА" при утверждении аукционной документации(номер извещения на официальном сайте 0137200001217001586) допустил нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 620 (ред. от 18.10.2016) "О Едином перечне продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме", а также иными нормативными документами обязательное получение сертификата на букеты и цветочные композиции не предусмотрено.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" перемещение на территории РФ подкарантинной продукции допускается только при наличии карантинного сертификата.
Таким образом, имеющееся требование о сертификации продукции, установленное в Техническом задании, при условии, что цветочная продукция не подлежит обязательной сертификации, и в определенных случаях может сопровождаться только карантинным сертификатом, предполагает участие в закупке только поставщиков, которые распространяют подкарантинную продукцию.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ установлен запрет на включение в описание объекта закупки требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Кроме того, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание на следующие обстоятельства.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона.
Подпунктом б пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ предусмотрено указание в заявке конкретныхпоказателей, соответствующихзначениям, установленным документацией о таком аукционе.
При этом, согласно части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Требование об указании в заявке информации о наличии сертификации продукции не относится к конкретным показателям, предусмотренным подпунктом б пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, вследствие чего такое требование нарушает часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком - ГКУ "Центр обеспечения "ОКА" при утверждении аукционной документации (номер извещения на официальном сайте 0137200001217001586) пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, подпункта б пункта 1 части 3, части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, в связи с допущенными заказчикомсущественными нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при утверждении аукционной документации, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об отмене протоколов и внесения изменений в документацию рассматриваемого электронного аукциона.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Галантус и К"необоснованной.
2. Признать действия Заказчика - ГКУ "Центр обеспечения "ОКА" при утверждении документации аукциона в электронной форме N0137200001217001586, нарушающими требования пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, подпункта б пункта 1 части 3, части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Выдать комиссии уполномоченного органа - Министерству конкурентной политики Калужской области предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона N0137200001217001586.
4. Выдать заказчику - ГКУ "Центр обеспечения "ОКА" предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ путем внесения изменений в документацию электронного аукциона N0137200001217001586.
5. Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" обеспечить возможность заказчику, комиссии заказчика - ГКУ "Центр обеспечения "ОКА"отменить протоколы и внести изменения в аукционную документацию.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председателькомиссии: |
___________________ |
/___../ |
Членыкомиссии: |
___________________ |
/___../ |
|
___________________ |
/___../ |
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
опрекращениинарушенийзаконодательствавсферезакупок
г.Калуга "07" июня 2017 года |
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России в составе:
/___../ |
/___../ |
/___../ |
/___../ |
/___../ |
/___../ |
на основании решения от "07" июня 2017 года по результатам рассмотрения дела N115-03з/2017 по жалобе ООО "Галантус и К" на действия комиссии уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской области при проведении аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0137200001217001586), предметом которого является поставка букетов и цветочных композиций и проведения внеплановой проверки по вышеуказанному аукциону предписывает:
1) Аукционной комиссии уполномоченного органа - Министерству конкурентной политики Калужской области отменитьпротоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона N0137200001217001586 (при наличии).
2) Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона N0137200001217001586 (при наличии);
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0137200001217001586 (при наличии), о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3) Заказчику - ГКУ "Центр обеспечения "ОКА":
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от "07" июня 2017 года по результатам рассмотрения дела N115-03з/2017 по жалобе ООО "Галантус и К" и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4) Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5) Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии стребованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок.
6) Об исполнении настоящего предписания сообщить в адрес Калужского УФАС России (г.Калуга, пл. Старый Торг, д.5) в срок до "23" июня 2017 г. с приложением подтверждающих документов.
В соответствии с частью 25 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае поступления информации о неисполнении выданного предписания контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет административную ответственность на основании части 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии: |
___________________ |
/___../ |
Члены комиссии: |
___________________ |
/___../ |
|
___________________ |
/___../ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 2 июня 2017 г. N 115-03з/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2017