Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 1 июня 2017 г. N 111
Резолютивная часть объявлена 01 июня 2017 года Изготовлено в полном объеме 05 июня 2017 года |
г.Курск |
||
Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
|
Председатель Комиссии |
|
|
Член Комиссии |
||
|
Член Комиссии |
||
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Вертикаль" (далее - ООО "Вертикаль", заявитель) |
||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют, надлежаще уведомлены о времени и мета рассмотрения дела |
||
Заказчик |
МБОУ "Селиховская СОШ" Курского района Курской области |
||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
Отсутствуют, надлежаще уведомлены о времени и мета рассмотрения дела |
||
Уполномоченный орган |
Администрация Курского района Курской области |
||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей уполномоченного органа |
Отсутствуют, надлежаще уведомлены о времени и мета рассмотрения дела |
||
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
||
Закупка N |
0144300040617000019 |
||
Объект закупки |
Выполнение работ по ремонту спортзала в МБОУ "Селиховская средняя общеобразовательная школа" Курского района Курской области" |
||
Начальная (максимальная) цена контракта |
2 132 295 руб. 00 коп. |
Доводы жалобы:
Как указывает заявитель, в нарушение требований ч.9 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), в полученном ООО "Вертикаль" уведомлении об отказе в допуске к участию в электронном аукционе, не указано обоснование такого решения, принятого единой комиссией уполномоченного органа.
Кроме того, по мнению заявителя, единой комиссией уполномоченного органа, в нарушение требований ФЗ "О контрактной системе...", по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе принято необоснованное решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе ООО "Вертикаль" (номер заявки 10).
В письменных пояснениях, представленных уполномоченным органом в материалы дела, а также в ходе рассмотрения дела, представители уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы заявителя, указали, что единая комиссия уполномоченного органа действовала в соответствии с требованиями ФЗ "О контрактной системе....".
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) N0144300040617000017, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет:
- дата размещения извещения о проведении электронного аукциона - 04.05.2017 г.;
- дата окончания подачи заявок - 17.05.2017 г.;
- согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 17.05.2017 г., на участие в закупке было подано 11 заявок, 4 заявки были отозваны участниками;
- участникам закупки с номерами заявок 4,6,7,10,11, единой комиссией уполномоченного органа отказано в допуске к участию в электронном аукционе. Участники закупки с порядковыми номерами заявок 1,8 допущены к участию в электронном аукционе;
- в процедуре электронного аукциона приняли участие участники закупки N1,8. Цена контракта, предложенная победителем электронного аукциона составила 1 961 711,32 рублей;
- в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона, по результатам рассмотрения вторых частей аукционных заявок, заявки участников N1,8 признаны соответствующими требованиям аукционной документации;
- на дату рассмотрения дела контракт с победителем электронного аукциона не заключен.
1. Как установлено Комиссией, в уведомлении об отказе в допуске к участию в электронном аукционе, полученном участником электронного аукциона N10 - ООО "Вертикаль", отсутствует указание положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка, предложений, содержащихся в заявке, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе, а также положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нарушение которых послужило основанием для принятия решения об отказе в допуске, что не соответствует требованию ч.9 ст.67 ФЗ "О контрактной системе...".
2. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 19.05.2017 г., представленном заказчиком в материалы дела, единой комиссией уполномоченного органа принято решение:
"Признать заявку N10 не соответствующей требованиям и условиям, установленным документацией об электронном аукционе. Оказать участнику с номером заявки N10 в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:
на основании п.1 ч.4 ст.67 ФЗ "О контрактной системе...", в связи с предоставлением недостоверной информации, предусмотренной ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", подпунктом 3 пункта 8.2.1 раздела N8 документации об электронном аукционе, пунктам 30 Информационной карты электронного аукциона, а именно с предоставлением недостоверной информации конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным в разделе 5, Характеристики и показатели основных используемых товаров, по позиции:
N6 раствор строительный отделочный - в заявке указаны технические характеристики раствора строительного, в том числе: Марка по подвижности Пк3 с нормой подвижности по погружению конуса 10 см. ГОСТ 28013-98".
Согласно ГОСТ 28013-98 строительный раствор марки по подвижности Пк3 имеет норму подвижности по погружению конуса свыше 8 см до 12 см включительно.
N13 раствор строительный - в заявке указаны технические характеристики раствора строительного, в том числе: Марка по подвижности Пк3 с нормой подвижности по погружению конуса 10 см. ГОСТ 28013-98".
Согласно ГОСТ 28013-98 строительный раствор марки по подвижности Пк3 имеет норму подвижности по погружению конуса свыше 8 см до 12 см включительно".
N14 раствор строительный - в заявке указаны технические характеристики раствора строительного, в том числе: Марка по подвижности Пк3 с нормой подвижности по погружению конуса 10 см. ГОСТ 28013-98".
Согласно ГОСТ 28013-98 строительный раствор марки по подвижности Пк3 имеет норму подвижности по погружению конуса свыше 8 см до 12 см включительно".
N23 раствор строительный - в заявке указаны технические характеристики раствора строительного, в том числе: Марка по подвижности Пк3 с нормой подвижности по погружению конуса 10 см. ГОСТ 28013-98".
Согласно ГОСТ 28013-98 строительный раствор марки по подвижности Пк3 имеет норму подвижности по погружению конуса свыше 8 см до 12 см включительно".
Как установлено ч.ч.4,5 ст.67 ФЗ "О контрактной системе...", участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 ФЗ "О контрактной системе...", не допускается.
В соответствии с пп."б" п.3 ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование установлено заказчиком в п.30 аукционной документации. Заказчиком в п.8.5.6 аукционной документации размещена также инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе. Согласно указанной инструкции "в случае проведения электронного аукциона на поставку товара, выполнение работ или оказания услуг, для выполнения или оказания которых используется товар, участник электронного аукциона при указании конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией об электронном аукционе, не должен указывать слова "не более", "не менее", "должен быть", "должен(ы)", "может быть", "или", "и". В случае, если производителем товара установлен показатель товара с указанием значения "менее/более", "менее или равно", "более или равно", диапазон "от", "до", то участник аукциона в первой части заявки должен указать, что такое значение показателя установлено производителем товара. Недопустимо указание в заявке диапазона значений из технических регламентов, стандартов и т.п. вместо конкретных показателей. Ответственность за достоверность сведений о конкретных показателях используемого товара, товарном знаке (его словесном обозначении), знаке обслуживания, фирменном наименовании, патентах, полезных моделях, промышленных образцах, наименовании места происхождения товара или наименовании производителя товара, указанного в первой части заявки на участие в электронном аукционе, несет участник закупки".
В пунктах 6,13,14,23 технического задания аукционной документации заказчиком установлено требование к характеристике закупаемого товара: "Марка по подвижности Пк2-Пк4 с нормой подвижности по погружению конуса свыше 4 см до 14 см включительно".
Согласно материалов дела, в первой части аукционной заявки участника закупки N10 в отношении рассматриваемых характеристик товара "раствор строительный отделочный, раствор строительный" указано: "Марка по подвижности Пк3 с нормой подвижности по погружению конуса 10 см".
Как пояснили представители уполномоченного органа, единой комиссией было принято решение о признании указанных участником характеристик товара недостоверными, так как согласно ГОСТ 28013-98 строительный раствор марки по подвижности Пк3 имеет норму подвижности по погружению конуса свыше 8 см до 12 см включительно, то есть значение показателя "норма подвижности по погружению конуса" не имеет конкретного значения и должно было быть указано участником в виде диапазона значений.
Вместе с тем, как установлено Комиссией, текст ГОСТ 28013-98 не содержит указания на то, что показатели, указанные в виде диапазонного значения, не могут иметь конкретного значения.
Кроме того, согласно п.6.6 ГОСТ 28013-98, подвижность, среднюю плотность, водоудерживающую способность и расслаиваемость растворных смесей определяют по ГОСТ 5802.
В соответствии с ГОСТ 5802, подвижность растворной смеси характеризуется измеряемой в сантиметрах глубиной погружения в нее эталонного конуса. Глубину погружения конуса оценивают по результатам двух испытаний на разных пробах растворной смеси одного замеса как среднеарифметическое значение из них и округляют.
Таким образом, величина погружения конуса выражается конкретным числовым значением.
При таких обстоятельствах, единая комиссия уполномоченного органа приняла необоснованное решение об отказе ООО "Вертикаль" в допуске к участию в электронном аукционе по основанию, указанному в протоколе рассмотрения первых частей аукционных заявок. В этой связи, Комиссия признает единую комиссию уполномоченного органа нарушившей требования ч.ч. 3-5 ст.67 ФЗ "О контрактной системе...".
Как установлено Комиссией, по аналогичному основанию единой комиссией уполномоченного органа также необоснованно отклонены от участия в электронном аукционе участники закупки с номерами заявок 4,11.
3. При проведении внеплановой проверки определения поставщика, Комиссией также установлено.
Единой комиссией уполномоченного органа принято необоснованное решение о допуске к участию в электронном аукционе участников закупки NN1,8.
Так, в п.12 технического задания аукционной документации заказчиком установлено требование к характеристике товара "электроды" - "Диаметр должен быть 4 мм".
В заявках участников N1, N8 содержится предложение об использовании товара "электроды" с характеристикой "диаметр - 5 мм", что не соответствует требованию аукционной документации заказчика.
При таких обстоятельствах, единая комиссия уполномоченного органа приняла необоснованное решение о признании первых частей аукционных заявок участников закупки с номерами 1,8 соответствующими требованиям аукционной документации и о допуске указанных участников к процедуре торгов, в связи с чем Комиссия признает единую комиссию уполномоченного органа нарушившей требования ч.ч.3-5 ст.67 ФЗ "О контрактной системе...".
4. В соответствии с п.1, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе..." документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 ст.66 ФЗ "О контрактной системе..." и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе..." установлены правила описания объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональные характеристики (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Вместе с тем, согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Как следует из содержания аукционной документации и подтверждается материалами дела, заказчиком, уполномоченным органом при описании характеристик товаров, которые необходимо будет использовать при выполнении работ, предусмотренных контрактом, использованы характеристики товаров, которые предусмотрены документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации РФ - ГОСТами.
Однако, как следует из содержания установленных заказчиком требований к характеристикам закупаемых товаров, а также положений ГОСТ, указанных в составе технического задания аукционной документации, конкретное значение характеристик товаров, указанных заказчиком в техническом задании с сопровождением словами "не более", "не менее", "от...до", становится известным только при испытании определенной партии товара после его производства.
При этом, согласно инструкции, размещенной заказчиком в составе аукционной документации "в случае проведения электронного аукциона на поставку товара, выполнение работ или оказания услуг, для выполнения или оказания которых используется товар, участник электронного аукциона при указании конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией об электронном аукционе, не должен указывать слова "не более", "не менее", "должен быть", "должен(ы)", "может быть", "или", "и". В случае, если производителем товара установлен показатель товара с указанием значения "менее/более", "менее или равно", "более или равно", диапазон "от", "до", то участник аукциона в первой части заявки должен указать, что такое значение показателя установлено производителем товара. Недопустимо указание в заявке диапазона значений из технических регламентов, стандартов и т.п. вместо конкретных показателей. Ответственность за достоверность сведений о конкретных показателях используемого товара, товарном знаке (его словесном обозначении), знаке обслуживания, фирменном наименовании, патентах, полезных моделях, промышленных образцах, наименовании места происхождения товара или наименовании производителя товара, указанного в первой части заявки на участие в электронном аукционе, несет участник закупки".
Таким образом, в аукционной документации заказчиком установлено требование к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в аукционе, помимо конкретных показателей товаров, сведений о конкретных показателях характеристик товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Вместе с тем, результаты испытаний партии товаров указываются в документах, которые передаются вместе с товаром.
Учитывая, что ФЗ "О контрактной системе..." не обязывает участника закупки при заполнении первой части заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результате испытаний, требования заказчика об указании участниками конкретных значений характеристик товара, которые становятся известными только после испытания товара, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке (письмо ФАС России NИА/44563/16 от 01.07.2016 г.
Действия заказчика, уполномоченного органа, не установивших в аукционной документации надлежащие требования к товарам при заполнении первой части заявки на участие в аукционе, являются несоответствующими требованиям п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...".
Учитывая изложенное, на основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика, материалов, имеющихся в деле, руководствуясь статьей 99, статьей 106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вертикаль" обоснованной.
2. Признать заказчика - МБОУ "Селиховская СОШ" Курского района Курской области, уполномоченный орган - Администрацию Курского района Курской области нарушившими требования п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64, Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать единую комиссию уполномоченного органа - Администрации Курского района Курской области нарушившей требования ч.ч.3-5,9 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать единой комиссии уполномоченного органа - Администрации Курского района Курской области предписание об устранении допущенного нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 1 июня 2017 г. N 111
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2017