Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 30 мая 2017 г. N 04-02/5159
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_________..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юридический информационный сервис" (далее - ООО "ЮрИнформСервис") исх. от 22.05.2017 вх. от 23.05.2017 N 1745э. на действия заказчика - администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - администрация МО ГО "Усинск", заказчик) при осуществлении закупок путем проведения электронных аукционов, объектом которых является "Приобретение благоустроенной однокомнатной квартиры общей площадью не менее 33 кв.м. в целях обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", извещения NN 0107300022017000077, 0107300022017000078, 0107300022017000079 (далее - электронные аукционы, закупки) (далее - закупки, электронные аукционы),
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "ЮрИнформСервис", администрация МО ГО "Усинск", закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
ООО "ЮрИнформСервис" было заявлено ходатайство исх. от 29.05.2017 (вх. от 29.05.2017 N1839э.) о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы в отсутствие представителей ООО "ЮрИнформСервис", администрации МО ГО "Усинск", ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. Заявителем обжалованы действия заказчика - администрации МО ГО "Усинск" при проведении электронных аукционов в части необоснованного включения требований о содержании во второй части заявки на участие в закупках следующих документов и информации:
- справка об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг, электроэнергии, налогу на недвижимость, иных платежей;
- копия действующего паспорта БТИ на жилое помещение;
- копия нотариально удостоверенной доверенности на право продажи квартиры (в случае если участник закупки представляет интересы собственника квартиры) (ст. 185 Гражданского кодекса РФ);
- решение органа опеки и попечительства, если собственниками передаваемого жилого помещения являются несовершеннолетние, приватизировавшие жилые помещения (ст.60 Семейного кодекса РФ);
- нотариально удостоверенное согласие супруга (супруги) и других собственников на отчуждение квартиры (если таковые имеются);
- справки об отсутствии зарегистрированных граждан на предлагаемой жилплощади на момент заключения муниципального контракта;
- копии правоустанавливающих документов на жилое помещение (договор купли-продажи, дарения, мены и другие).
Администрацией МО ГО "Усинск" представлены письменные возражения на жалобу ООО "ЮрИнформСервис" исх. от 29.05.2015 N2731 (вх. от 30.05.2017 N1853э.) согласно которым заказчик просит признать рассматриваемую жалобу необоснованной.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
3.1. Заказчиком закупок путем проведения электронных аукционов явилась администрация МО ГО "Усинск".
Объекты закупок - "Приобретение благоустроенной однокомнатной квартиры общей площадью не менее 33 кв.м. в целях обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Начальные (максимальные) цены контрактов:
- по закупкам 0107300022017000077, 0107300022017000078 составила 2 177 433.00 рублей;
- по закупке 0107300022017000079 составила 2 177 434.00.
Источником финансирования закупок явились средства местного бюджета муниципального образования городского округа "Усинск" по основному мероприятию 15 "Обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного муниципального жилищного фонда" подпрограммы 1 "Переданные государственные полномочия и дополнительные меры социальной поддержки в муниципальном образовании городского округа "Усинск" в 2014-2016 гг. и на период до 2020 г." муниципальной программы "Социальная защита в муниципальном образовании городского округа "Усинск" на 2014-2016 гг. и на период до 2020 г.".
Извещения о проведении электронных аукционов N 0107300022017000077, 0107300022017000078, 0107300022017000079, документации таких аукционов размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) - 15.05.2017.
3.2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В соответствии с части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе:
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Аналогичные части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе требования к содержанию второй части заявки на участие в электронных аукционах определены пунктом 5 части 12 раздела 1 "Инструкция. (Общие сведения)" в документациях об электронных аукционах.
Пунктом 21 информационной карты документаций об электронных аукционах установлены следующие требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- Выписка из государственного реестра недвижимости (Гражданский Кодекс РФ, ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
- Нотариально удостоверенная доверенность на право продажи квартиры (в случае если участник размещения заказа представляет интересы собственника квартиры) (ст. 185 Гражданского кодекса РФ).
4. Предметом закупок, является приобретение благоустроенной однокомнатной квартиры общей площадью не менее 33 кв.м. в целях обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 131 Гражданского кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
4.1. По пункту 1 статьи 2, пункту 1 статьи 4, пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда).
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав. При этом свидетельство о государственной регистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее также в настоящей статье - посредством почтового отправления).
В соответствии с абзацем 8 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997N 122-ФЗ в случае представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, посредством почтового отправления, к заявлению дополнительно прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), и копия документа, удостоверяющего личность физического лица - представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).
4.2. По пункту 30 Информационной карты вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, наряду с прочим, документы и информацию, предусмотренные ч. 5 п. 12 раздела I настоящей документации об электронном аукционе:
- Справка об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг, электроэнергии, налогу на недвижимость, иных платежей.
- Копия действующего паспорта БТИ на жилое помещение;
- Копия нотариально удостоверенной доверенности на право продажи квартиры (в случае если участник закупки представляет интересы собственника квартиры) (ст. 185 Гражданского кодекса РФ);
- Решение органа опеки и попечительства, если собственниками передаваемого жилого помещения являются несовершеннолетние, приватизировавшие жилые помещения (ст.60 Семейного кодекса РФ);
- Нотариально удостоверенное согласие супруга (супруги) и других собственников на отчуждение квартиры (если таковые имеются);
- Справки об отсутствии зарегистрированных граждан на предлагаемой жилплощади на момент заключения муниципального контракта;
- Копии правоустанавливающих документов на жилое помещение (договор купли-продажи, дарения, мены и другие).
Статьей 456 Гражданского Кодекса установлено, что продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.
Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 549 Гражданского кодекса по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
В силу пунктов 2, 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе должны быть представлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки и товара (в данном случае квартиры) требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такому товару.
Законодательством Российской Федерации (Федеральным законом от 21.07.1997N 122-ФЗ, Гражданским кодексом, Законом о контрактной системе, иными) не установлены требования к документам, касающимся продажи недвижимого имущества, аналогичные установленным пунктом 30 Информационной карты.
При таких обстоятельствах, требование о предоставлении таких документов в составе второй части заявки представляется излишним и нарушающим права и законные интересы участников закупки.
Таким образом, Заказчик - администрация МО ГО "Усинск", установив в пункте 30 Информационной карта требование о предоставлении во второй части заявки: справки об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг, электроэнергии, налогу на недвижимость, иных платежей; копии действующего паспорта БТИ на жилое помещение; копии нотариально удостоверенной доверенности на право продажи квартиры (в случае если участник закупки представляет интересы собственника квартиры) (ст. 185 Гражданского кодекса РФ); решения органа опеки и попечительства, если собственниками передаваемого жилого помещения являются несовершеннолетние, приватизировавшие жилые помещения (ст.60 Семейного кодекса РФ); нотариально удостоверенного согласия супруга (супруги) и других собственников на отчуждение квартиры (если таковые имеются); справки об отсутствии зарегистрированных граждан на предлагаемой жилплощади на момент заключения муниципального контракта; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение (договор купли-продажи, дарения, мены и другие), нарушила пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 3 части 5, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, тем самым ограничила круг потенциальных участников аукционов, ущемила законные права и интересы таких участников, о чем свидетельствует, в том числе поступившая в Коми УФАС России жалоба ООО "ЮрИнформСервис".
По мнению антимонопольного органа, заказчику следовало указать требование о предоставлении участниками закупки вышеуказанных документов в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью такой документации, что позволило бы потенциальным участникам подготовить пакет документов к заключению контракта или к подаче документов для государственной регистрации права собственности.
5. Частями 3-5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлен порядок предоставления заказчиком разъяснений положений документации об электронном аукционе.
В соответствии с вышеназванной нормой любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
По результатам мониторинга комиссией Коми УФАС России единой информационной системы и проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе было установлено, что администрацией МО ГО "Усинск" в нарушение ч.4 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе в соответствии с поступавшими запросами разъяснений были размещены на официальном сайте без указания предметов запросов.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "ЮрИнформСервис" обоснованной.
2. Признать действия заказчика, выразившиеся в установлении в документациях об электронных аукционах установления требований к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе в виде предоставления в её составе "Справки об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг, электроэнергии, налогу на недвижимость, иных платежей; копии действующего паспорта БТИ на жилое помещение; копии нотариально удостоверенной доверенности на право продажи квартиры (в случае если участник закупки представляет интересы собственника квартиры) (ст. 185 Гражданского кодекса РФ); решения органа опеки и попечительства, если собственниками передаваемого жилого помещения являются несовершеннолетние, приватизировавшие жилые помещения (ст.60 Семейного кодекса РФ); нотариально удостоверенное согласие супруга (супруги) и других собственников на отчуждение квартиры (если таковые имеются); справок об отсутствии зарегистрированных граждан на предлагаемой жилплощади на момент заключения муниципального контракта; копий правоустанавливающих документов на жилое помещение (договор купли-продажи, дарения, мены и другие)", противоречащими пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 3 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать заказчика - администрацию МО ГО "Усинск" нарушившим ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, по факту размещения в единой информационной системе разъяснений положений документаций об электронных аукционах NN 0107300022017000077, 0107300022017000078, 0107300022017000079 без указания предметов запросов.
4. В целях устранения допущенных заказчиком - администрацией МО ГО "Усинск" нарушений пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, существенности выявленных нарушений Закона о контрактной системе, выдать заказчику, аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе посредством аннулирования электронного аукциона.
5. Решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии |
|
<_________..> |
Члены комиссии <_________..>
<_________..>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 30 мая 2017 г. N 04-02/5159
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2017