Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 июня 2017 г. N 44-2273/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
ООО "Аксиома" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей:
СПб ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N 5" (далее - Заказчик), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 12972/17 от 25.05.2017) на действия конкурсной комиссии Уполномоченного органа при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по разработке проекта капитального ремонта объекта культурного наследия регионального значения "Дом призрения бедных духовного звания при Большеохтинском кладбище" для СПб ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N 5" по адресу: г. Санкт-Петербург, Шепетовская улица, д. 14, лит. А для нужд Санкт-Петербурга в 2017 году (извещение N 0172200000717000018) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 15.03.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100024217000009. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 242 464,13 рублей.
В жалобе ООО "Аксиома" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка оценки заявок при рассмотрении и оценке заявки Заявителя.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
30.05.2017 в 12 часов 00 минут на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещена информация о заключении государственного контракта с ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ЭКСПЕРТ-СТРОЙ".
Необходимо отметить, что Комиссия УФАС рассматривает настоящую жалобу на предмет применения конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки, установленного документацией закупки (а равно соответствия установленного порядка требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), а не в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе.
1. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
В силу ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией заказчика и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
- зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по установленным документацией критериям;
- зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по установленным документацией критериям.
Таким образом, отсутствие в конкурсной документации надлежащего порядка оценки заявок не позволяет установить те условия исполнения контракта, которые для заказчика будут являться наилучшими, что может привести к злоупотреблениям со стороны заказчика или организатора торгов, в частности, к излишнему субъективизму при оценке заявок участников конкурса.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Пунктом 11.3 части 2 "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки конкурсных заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
"Для получения рейтинга заявки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости.
Дробное значение рейтинга заявки округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Количество баллов, присуждаемое заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии.
Для оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливается следующий показатель "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", раскрывающий содержание критерия оценки и учитывающий особенности оценки по критерию. Коэффициент значимости показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" равен 1.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" оценивается описание участником конкурса оказываемых услуг в соответствии с Техническим заданием конкурсной документации.
Оценка заявки участника по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта закупки по форме "Предложение об объекте закупки" Приложение N 3 к специальной части. При этом предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником на основе технического задания со всеми приложениями, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации.
Участник закупки на свое усмотрение может оформить пояснительную записку к форме "Предложение об объекте закупки" с описанием технологического процесса по соответствующему разделу шкалы оценки показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" включающего в себя технологию оказания услуг, контроль качества оказания услуг, используемое оборудование, компьютерные программы необходимых для выполнения настоящих услуг, необходимые трудовые ресурсы, а также иных предложений по улучшению качества оказания услуг, не ведущих к удорожанию стоимости услуг.
Под описанием технологического процесса по соответствующему разделу шкалы оценки показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" понимается описание технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, компьютерных программ необходимых для выполнения настоящих услуг, необходимых трудовых ресурсов. Под описанием технологии оказания услуг, раскрывающей суть технологического процесса, понимается описание совокупности операций и методов, входящих в описываемую технологию. Под описанием контроля качества, понимается предоставление описания комплекса мероприятий, применимых для контроля качества соответствующей технологии оказания услуг. Под описанием используемого оборудования, понимается предоставление перечня предполагаемого к использованию оборудования с указанием характеризующего значения, позволяющего определить применимость указанного оборудования в соответствующей технологии оказания услуг. Под описанием компьютерных программ необходимых для выполнения настоящих услуг, понимается предоставление перечня компьютерных программ с указанием характеризующего значения, позволяющего определить применимость указанных программ в соответствующей технологии оказания услуг. Под описанием необходимых трудовых ресурсов, понимается предоставление перечня предполагаемых к использованию специалистов с указанием специальностей и количества таких специалистов, позволяющих определить применимость указанных специалистов в соответствующей технологии оказания услуг.
В случае, если при описании технологического процесса, отсутствует описание технологии оказания услуг и/или контроля качества оказания услуг, и/или используемого оборудования, и/или компьютерных программ необходимых для оказания настоящих услуг, и/или необходимых трудовых ресурсов, наличие такого описания технологического процесса не учитывается.
Инструкция по заполнению формы "Предложение об объекте закупки" установлена пунктом 14 части II конкурсной документации.
По каждой заявке членами комиссии оценивается качество услуг на основе представленной информации в заявке на участие в конкурсе. Комиссия выставляет оценку в соответствии с представленными участником закупки описанием порядка оформления и выполнения каждого вида услуг с описанием цели услуг, последовательности оказания услуг, технологического процесса в соответствии с требованиями настоящего пункта, технического задания конкурсной документации, в том числе, указанных в нём, нормативных документов (в том числе, Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"), с учетом стоимости оказания услуг (Приложение N 1 к техническому заданию). При оценке заявок по критерию "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" наибольшее количество баллов присваивается заявке участника с описанием услуг в соответствии со шкалой оценки показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" и требованиями настоящего пункта.
Оценка заявок по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" выставляется в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение данного показателя составляет 100 баллов).
Шкала оценки показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)":
Показатели |
Количество баллов, присуждаемое за определенное значение показателя |
|
Раздел "Предварительные работы" в соответствии с Заданием на проектирование (Приложение N 3 к техническому заданию конкурсной документации) |
При отсутствии описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующем требованиям п. 11.3. - 0 баллов |
При описании выполнения работ с учетом требований п. 11.3. - наличие информации о разработке раздела проектной документации "Предварительные работы" - 5 баллов |
Раздел "Комплексные научные исследования" в соответствии с Заданием на проектирование (Приложение N 3 к техническому заданию конкурсной документации) |
При отсутствии описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующем требованиям п. 11.3. - 0 баллов |
При описании выполнения работ с учетом требований п. 11.3. - наличие информации о разработке раздела проектной документации "Комплексные научные исследования" - 5 баллов |
Раздел "Проект ремонта, реставрации и приспособления для современного использования" в соответствии с Заданием на проектирование (Приложение N 3 к техническому заданию конкурсной документации) |
При отсутствии описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующем требованиям п. 11.3. - 0 баллов |
При описании выполнения работ с учетом требований п. 11.3. - наличие информации о разработке раздела проектной документации "Проект ремонта, реставрации и приспособления для современного использования" - 90 баллов |
Итого по показателю оценки "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" |
от 0 до 100 баллов |
".
Анализ конкурсной заявки ООО "Аксиома" показал, что форме "Предложение об объекте закупки" им представлены сведения без учета требований Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию". Таким образом, доводы жалобы не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
В результате проведения внеплановой проверки закупки (на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе) были установлены следующие обстоятельства.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Из представленных Уполномоченным органом возражений следует, что:
"Предложение о качестве осуществлено заявителем без учета требований Постановления N 87, в связи с чем заявителю присвоено 0 баллов по показателю.
Так, например, согласно п. 14 Постановления N 87 предложение по разделу 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения" должно содержать следующие сведения:
- обоснование проектных решений и мероприятий, обеспечивающих (подпункт л): соблюдение требуемых теплозащитных характеристик ограждающих конструкций; снижение шума и вибраций; гидроизоляцию и пароизоляцию помещений; снижение загазованности помещений; удаление избытков тепла; соблюдение безопасного уровня электромагнитных и иных излучений, соблюдение санитарно-гигиенических условий; пожарную безопасность;
- характеристику и обоснование конструкций полов, кровли, подвесных потолков, перегородок, а также отделки помещений (подпункт м);
- перечень мероприятий по защите строительных конструкций и фундаментов от разрушения (подпункт н);
- описание инженерных решений и сооружений, обеспечивающих защиту территории объекта капитального строительства, отдельных зданий и сооружений объекта капитального строительства, а также персонала (жителей) от опасных природных и техногенных процессов (подпункт о).
Вместе с тем, предложение о качестве в заявке участника не содержит указанных сведений".
Согласно п. 2.1 части "Техническое задание" конкурсной документации: "Цель данной закупки - разработка проектной документации для проведения капитального ремонта здания СПб ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N 5" по адресу Санкт-Петербург, ул. Шепетовская, д. 14. Лит "А". Конечным результатом выполнения работ является утвержденная и согласованная в установленном порядке проектная документация на выполнение работ.
Состав разделов проектной документации, полные и исчерпывающие требования к содержанию этих разделов утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Из письменных пояснений Уполномоченного органа, а также положений конкурсной документации следует, что участникам закупки надлежало представить в составе конкурсной заявки описание производства работ, а также сведения, наличие которых регламентировано Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" к готовому результату работ, что нарушает требования ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 50, 51, 53, 56, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аксиома" необоснованной.
2. Признать в действия Заказчика нарушение ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с заключением государственного контракта.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 июня 2017 г. N 44-2273/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2017