Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 июня 2017 г. N 44-2253/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 12901-ЭП/17 от 25.05.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для патологоанатомического отделения (извещение N 0372200255917000106) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 17.05.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200255917000106. Начальная (максимальная) цена контракта - 745 913,28 рублей.
По мнению Заявителя, включение в состав одного лота товаров, производимых широким кругом компаний, и товаров, производимых единственным производителем или поставляемых единственным поставщиком, является обстоятельством, ограничивающим конкуренцию, что нарушает положения Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы, подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно части III "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, предметом данной закупки являются 34 позиции расходных материалов для патологоанатомического отделения.
Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе в сфере закупок, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных норм следует, что потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Изучив рассматриваемую аукционную документацию, Комиссия УФАС установила, что при описании объекта закупки Заказчиком использовались показатели и требования в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Как следует из документов, представленных Заказчиком, все товары в лоте имеют технологическую и функциональную взаимосвязь и служат целям закупки и потребностям Заказчика (обеспечение патологоанатомического отделения расходными материалами для осуществления непосредственной функции данного отделения). При этом, Заказчиком были получены три коммерческих предложения о возможности поставки всех товаров лота, включая требуемые угольные фильтры к имеющимся у заказчика аппаратам - от ООО "БиоВитрум", ООО "Медикал-Маркет", ООО Торговый дом "Планета Терра".
Кроме того, на указанные Заявителем товары, подходящие под "Описание объекта закупки", размещенное Заказчиком, существуют действующие регистрационные удостоверения других производителей, например:
N по Описанию объекта закупки |
Наименование по Описанию объекта закупки |
Аналог продукта |
2,3 |
Альциановый синий |
NРЗН 2013/212 ОТ 12.01.2016, Абрис+, Набор реагентов для окраски слизи с альциановым синим (ДИАХИМ-АЛЬЦИАНОВЫЙ) по ТУ 9398-083-27428909-2012 (В составе: - Раствор альцианового синего; - Гематоксилин). NФСЗ 2010/08215 от 13.11.2010, АМТЕО,9. Набор для окрашивания Алциановый Синий/Реактив Шиффа/Гематоксилин Artisan? 50 тестов Artisan? Alcian Blue/PAS/Hematoxylin Stain Kit 50 tests |
6,7 |
Грам-окраска, 100 тестов |
NФСР 2009/04160 от 11.01.2016, Абрис+, Набор реагентов для окраски по Граму "Диахим-Набор для окраски по Граму" |
Кроме того, необходимо отметить, что товары, на позиции которых указывает Заявитель в своей жалобе находятся в свободной продаже, что подтверждается заключенными государственными контрактами, где поставщиком являются различные торгующие организации, в том числе и не входящие в одну группу лиц с производителями отдельных товаров.
2. Товар по позиции N 11 "Кассеты специальные" является не запасной частью к оборудованию, а расходным материалом для ручных, полуавтоматических и автоматических методик пробоподготовки.
В "Описании объекта закупки" не содержится информации о необходимости совместимости данной позиции с конкретным оборудованием.
Позиция находится в свободной продаже, что подтверждается заключенными государственными контрактами, где поставщиком являются различные торгующие организации.
Указание, что данный товар производит только одна компания также не соответствует действительности. Кассеты для гистологического биопсийного материала производятся и поставляются широким кругом компаний.
Наличие единственного производителя, равно как и наличие у производителя единственного регистрационного удостоверения не ведет к ограничению количества участников закупки, поскольку предметом электронного аукциона является поставка товара, а не его изготовление.
Следовательно, участником закупки могло выступать любое физическое или юридическое лицо, в том числе, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товары, отвечающие требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющие потребностям заказчика.
Более того, Заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Начальная максимальная цена аукциона формировалась на основании 3 коммерческих предложений. Соответственно, как минимум три поставщика готовы поставить продукцию в соответствии с требованиями Заказчика.
Таким образом, требования, изложенные в документации, не влекут за собой нарушения норм Закона о контрактной системе, а соответственно не допускают ограничение количества участников закупки, следовательно, не могут привести к ограничению конкуренции.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Оптэк" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 июня 2017 г. N 44-2253/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2017