Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 июня 2017 г. N 44-2263/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 13064/17 от 26.05.2017) на действия Уполномоченного органа, Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству дошкольного образовательного учреждения, Санкт-Петербург, Суздальское шоссе, участок 15, (юго-западнее пересечения Суздальского шоссе с Выборгским направлением ж.д.) (140 мест), включая разработку проектной документации стадии РД для нужд Санкт-Петербурга (извещение номер 0172200002517000024) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.02.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002517000024. Начальная (максимальная) цена контракта - 268 044 053,14 рублей.
В жалобе ООО "Преюдиция" указывает на неправомерные действия Уполномоченного органа, Заказчика в части установления требований, не соответствующих положениям Закона о контрактной системе, не относящихся к предмету закупки и вводящих в заблуждение участников закупки.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласны с доводами жалобы.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения стороны, имеющиеся документы, подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако, из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, формируя документацию об аукционе, Заказчик определяет перечень товаров, в отношении которых участнику закупки необходимо дать предложения, перечень показателей, в отношении которых участнику закупки необходимо указать конкретные значения.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Согласно п.п. 3.1.3 части I части II "Информационная карта аукциона", первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
- согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе (Приложение N 8 к Техническому заданию), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
- при указании конкретных показателей товара, используемого при выполнении работ, участник закупки вправе воспользоваться рекомендуемой формой "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, используемого при выполнении работ", являющейся Приложением N 9 к Техническому заданию документации об электронном аукционе и порядком её заполнения, приведенным в Разделе 5 Технического задания.
Относительно доводов Заявителя об установлении Заказчиком требований, не относящихся к предмету закупки, Комиссия УФАС установила следующее.
В Приложении N 8 к Техническому заданию аукционной документации Заказчиком установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ, позволяющие определить соответствие установленным Заказчиком требованиям.
Так, по позиции 1 "Арматурный прокат периодического профиля тип 1" Заказчиком установлены следующие показатели (характеристики) товара: номинальная площадь поперечного сечения, номинальная масса 1 м длины проката, допускаемое положительное отклонение массы 1 м длины профиля и другие. При этом в установленных Заказчиком требованиях к товарам отсутствует указание на класс А-III.
Кроме того, содержащаяся в сметной документации информация о выполнении работ с использованием Арматурной стали класса А-III не противоречит положениям документации об аукционе.
Таким образом, документация об аукционе содержит требования, установленные Заказчиком, в том числе, и к материалам, используемым при выполнении работ, которые соответствуют предмету закупки. Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя в указанной части.
2. По мнению Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком в Техническом задании документации об аукционе, установлен ряд требований, которые являются необъективными и приводят к ограничению количества участников закупки (по пунктам 2, 5, 6, 7, 8 жалобы).
Из жалобы Заявителя следует, что пункты 14, 18, 22, 27 Технического задании документации об аукционе содержат необъективные требования, что приводит к ограничению участников закупки.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа, Заказчика пояснили и представили сведения, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что указанные требования вводят участников закупки в заблуждение, и как следствие ограничивают число участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Относительно доводов Заявителя о том, что Заказчиком не установлена единица измерения характеристики "предельное отклонение" по позиции N 15 "Труба напорная тип 1", а также о том, что установленные характеристики вводят в заблуждение участников закупки, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Из содержания документации следует, что в качестве одной из характеристик товара "Труба напорная тип 1" Заказчиком установлен показатель "Предельное отклонение не менее 0,7".
Требования к техническим характеристикам напорных труб установлены ГОСТ 18599-2001, в котором показатель "предельное отклонение" не сопровождается единицей измерения. Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком показатель соответствует ГОСТ и является общеупотребимым. В связи с чем, Комиссия УФАС не установила нарушения со стороны Заказчика, Уполномоченного органа требований Закона о контрактной системе при описании рассматриваемой характеристики.
4. Кроме того, проанализировав установленные в документации требования к "трубе напорной тип 1", на которые ссылается Заявитель, Комиссия УФАС приходит к выводу, что описанные в документации требования полностью соответствуют положениям ГОСТ 18599-2001 и однозначно позволяют участнику закупки определить требования Заказчика к товару, используемому при выполнении работ, что позволяет участникам закупки предложить к использованию конкретный товар, соответствующий установленным требованиям.
Таким образом, Комиссия УФАС не усматривает нарушений Закона о контрактной системе при описании Заказчиком требований к товару "Труба напорная тип 1".
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 8, 33, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Преюдиция" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 июня 2017 г. N 44-2263/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2017