Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 июня 2017 г. N 44-2311/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" им. Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик):
ООО "Полигон" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 13398-ЭП/17 от 31.05.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования федерального значения: ремонт автомобильной дороги Р-23 Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель - граница с Республикой Белоруссия на участке км 517+817 - км 538+818, Псковская область, протяженностью 20,600 км (восстановление изношенных покрытий) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 24.03.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100041517000026. Начальная (максимальная) цена контракта - 217 102 392,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Согласно доводу N 1 Заявитель в жалобе указал на установление даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе после внесения изменений в документацию о закупке не в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Согласно официальному сайту единой информационной системы изменения документации о закупке опубликованы Заказчиком 23.05.2017, а также установлена дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе: 31.05.2017.
Таким образом, Заказчиком установлен срок подачи заявок менее 15 дней.
В соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 23 ст. 99 Закона о контрактной системе предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с п. 2 ч. 22, п. 3 ч. 27 ст. 99 Закона о контрактной системе, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания.
12.05.2017 Комиссией УФАС рассмотрена жалоба ООО "НордСтройТранс" (вх. 10867-ЭП/17 от 03.05.2017), по результатам рассмотрения которой выдано предписание по делу N 44-1916/17, согласно которому предписано, в том числе следующее:
"Заказчику - ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" - и его аукционной комиссии устранить нарушения ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33), ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона с номером извещения 0372100041517000026;
- вернуть заявки участникам закупки с номером извещения 0372100041517000026;
- внести изменения в документацию об электронном аукционе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок подачи заявок не менее чем на 7 дней;
- провести процедуры закупки с номером извещения 0372100041517000026 в соответствии с законодательством о контрактной системе.".
Таким образом, Заказчиком продлен срок подачи заявок на участие в аукционе в соответствии с предписанием Комиссии УФАС.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Согласно доводам N 2, 3, 5, 6 Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке нестандартных показателей без обоснования необходимости использования таких показателей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Например, согласно п. "Асфальтобетон из горячей асфальтобетонной смеси (выравнивающий слой покрытия, верхний слой покрытия) ГОСТ 9128-2009" Приложения N 1 к документации Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "Удельная эффективная активность естественных радионуклидов, %, не более 740".
Согласно п. 6.4 ГОСТ 9128-2009 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия" удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф в смесях и асфальтобетоне не должна превышать значений, установленных ГОСТ 30108.
Согласно ГОСТ 30108-94 "Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов" единицей измерения удельной активности естественных радионуклидов Аэфф является "Бк/кг".
Заказчиком в документации о закупке установлена нестандартная единица измерения без обоснования необходимости использования нестандартного показателя.
Согласно пояснениям Заказчика документация о закупке в данной части содержит техническую ошибку.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в части доводов об установлении в документации о закупке нестандартных показателей без обоснования необходимости использования таких показателей жалоба признана обоснованной.
Согласно доводу N 3 Заявитель в жалобе указал на установление требований к показателям, которые не позволяют определить потребность Заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. "Микростеклошарики ГОСТ Р 53172-2008" Приложения N 1 к документации Заказчиком установлены следующие требования к товару:
Наименование товара, используемого при производстве работ |
п/п |
Наименование показателя товара |
Единицы измерения |
Минимальное и/или максимальное значение |
Показатель, который не должен изменяться |
||
Минимальное значение |
Максимальное значение |
Значение, удовлетво-ряющее требованиям заказчика |
Варианты значений, удовлетворяющие требованиям заказчика |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Микростеклошарики |
1. |
Содержание инородных частиц |
% |
требуемое значение не установлено |
Не более 3 |
показатель данного типа не установлен |
требуемые значения не установлены |
2. |
Допустимое содержание дефектных |
% |
требуемое значение не установлено |
Не более 30 |
показатель данного типа не установлен |
требуемые значения не установлены |
|
3. |
Диаметр |
мкм |
требуемое значение не установлено |
требуемое значение не установлено |
показатель данного типа не установлен |
< 1000 или |
|
4. |
Коэффициент преломления света у стекла |
|
Не менее 1,5 |
требуемое значение не установлено |
показатель данного типа не установлен |
требуемые значения не установлены |
Заявитель в жалобе указал, что показатель "допустимое содержание дефектных" не позволяет определить потребность Заказчика.
Согласно п. 4.2.4 ГОСТ Р 53172-2008 "Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Микростеклошарики. Технические требования" содержание дефектных МСШ и инородных частиц - в соответствии с таблицей 1:
Диаметр МСШ, мкм |
Максимально допустимое содержание дефектных МСШ, % |
Максимально допустимое содержание инородных частиц в МСШ, % |
1000 |
20 |
3 |
1000 |
30 |
3 |
Таким образом, Заказчиком установлены требования к микростеклошарикам, а также требование о соответствии товара ГОСТ Р 53172-2008, что позволяет однозначно установить соотношение показателя "допустимое содержание дефектных" и товара "микростеклошарики".
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Согласно доводу N 4 Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке избыточных требований к товарам, которые определяются по результатам проведения испытаний товара, что противоречит письму Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке".
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Заказчиком установлены требования к товарам на основании пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Например, согласно п. "Асфальтобетон из горячей асфальтобетонной смеси (выравнивающий слой покрытия, верхний слой покрытия) ГОСТ 9128-2009" Приложения N 1 к документации о закупке Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Предел прочности при сжатии при температуре 50 °C, МПа, не менее 1,0. Сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения не менее 0,87.".
Согласно п. 7.1 ГОСТ 9128-2009 приемку смесей проводят партиями.
Согласно п. 7.9 ГОСТ 9128-2009 на каждую партию отгруженной смеси потребителю выдают документ о качестве, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и результаты испытаний, в том числе:
- пределы прочности при сжатии:
при 20 °С до прогрева и после прогрева для холодных смесей,
при 50 °С и 0 °С для горячих смесей;
- сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения и сцеплению при сдвиге;.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлены требования к показателям товаров, которые определяются по результатам проведения испытаний товара.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.06.2017 N0372100041517000026-1-1 оспариваемые Заявителем положения документации о закупке не являются основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе участникам закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Полигон" частично обоснованной в части доводов об установлении в документации о закупке нестандартных показателей, а также показателей, которые определяются по результатам проведения испытаний товара.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 июня 2017 г. N 44-2311/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2017