Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 июня 2017 г. N 44-2342/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя Администрации Центрального района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган, Организатор закупки):
в отсутствие представителей ООО "Строй-Сервис" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 13502-ЭП/17 от 01.06.2017) на действия Организатора закупки при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию узлов учета тепловой энергии (УУТЭ), оказание услуг по техническому обслуживанию автоматики индивидуального теплового пункта (ИТП), оказание услуг по подготовке систем теплопотребления ИТП к отопительному сезону 2017-2018 гг, на объекты государственных бюджетных образовательных учреждений Центрального района Санкт-Петербурга в 2017 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 29.04.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200002717000079. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 367 177,95 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора закупки, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Организатор закупки с доводами жалобы не согласен.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке нестандартных показателей без обоснования необходимости использования таких показателей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Например, согласно п. 27 "Шнур льняной" Приложения N 4 к Техническому заданию Организатором закупки установлены, в том числе следующие требования к товару: "Группа шнура Б или А. Шнур лощеный или нелощеный. Шнур выполнен из льняных суровых или вареных ниток, подвергнутых биостойкой отделке. Шнур скручен из 2; 3 прядей в направлении Z. Пряди шнура в виде скрученных в направлении S каболок/ниток. Номинальная линейная плотность шнура не менее 1,69 и не более 9,5 ктекс. Разрывная нагрузка шнура не менее 27,4 даН. Коэффициент вариации по разрывной нагрузке не более 13 %. Пропуски ниток в шнуре должны отсутствовать. Связанные пряди в шнуре должны отсутствовать.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 1765-89 (пп. 7 п. 2.2 раздела 2 Части III документации о закупке).
Согласно п. 1.2.1 ГОСТ 1765-89 шнуры диаметрами 1,5 и 2,0 мм изготовляют лощеными и нелощеными из льняных вареных ниток линейной плотностью 60 текс х 4 по нормативно-технической документации. Шнуры диаметром 4 мм и канатики изготовляют из льняных яровых или вареных ниток линейной плотностью 105 текс х 6, или из льняных суровых ниток линейной плотностью 130 текс х 5, или их смесей по ГОСТ 14961. По требованию потребителя шнуры и канатики могут быть изготовлены из ниток, подвергнутых биостойкой отделке.
Таким образом, согласно требованиям документации о закупке участник закупки вправе, например, предложить шнур льняной из льняных суровых ниток, диаметр которых составляет 4 мм.
Вместе с тем, согласно п. 1.2.7 ГОСТ 1765-89 для шнуров диаметрами 1,5 и 2,0 мм не допускаются пропуски ниток в шнуре и более одного узла на длине 300 м. в шнурах диаметром 4 мм и канатиках диаметром 6 мм допускается сращивание прядей. В шнурах диаметром 4 мм и канатиках не допускаются связанные пряди.
ГОСТ 1765-89 не содержит показатель пропусков ниток в шнурах диаметром 4 мм и показатель связанных прядей в шнурах диаметром 1,5 и 2,0 мм.
Организатором закупки установлены нестандартные требования к показателям отсутствия пропусков ниток для шнуров диаметром 4 мм и отсутствия связанных прядей в шнурах диаметром 1,5 и 2,0 мм.
В действиях Организатора закупки выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в части доводов об установлении в документации о закупке нестандартных показателей без обоснования необходимости использования таких показателей жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на отсутствие в документации о закупке порядка заполнения первой части заявки в случае, если государственный стандарт, требование о соответствии которому установлено в документации о закупке, утратил силу.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Например, согласно пп. 7 п. 2.2 раздела 2 Части III документации о закупке Организатором закупки установлено требование о соответствии товара "Кран шаровый вид 1" ГОСТ Р 52760-2007.
Согласно официальному сайту Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ГОСТ Р 52760-2007 отменен.
Вместе с тем, согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе Организатором закупки установлено, в том числе следующее: "В случае, если, на момент подачи заявки участником закупки, указанные в аукционной документации документы о техническом регулировании утратили силу, соответствие товаров таким документам не требуется.".
Таким образом, довода Заявителя не соответствует положениям документации о закупке.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к товарам, которые определяются по результатам проведения испытаний.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Например, согласно п. 27 "Шнур льняной" Приложения N 4 к Техническому заданию Организатором закупки установлены, в том числе следующие требования к товару: "Разрывная нагрузка шнура не менее 27,4 даН. Коэффициент вариации по разрывной нагрузке не более 13 %.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 1765-89 (пп. 7 п. 2.2 раздела 2 Части III документации о закупке).
Согласно п. 3.2 ГОСТ 1765-89 линейную плотность, разрывную нагрузку, параметры кручения шнуров и канатиков определяют по ГОСТ 25552 для изделий первой и второй групп со следующим изменением: для шнуров диаметрами 1,5 и 2,0 мм предварительная нагрузка шнура на разрывной машине устанавливается из расчета 0,1 сН/текс, округленная с точностью до десяти; для шнуров диаметром 4 мм и канатиков диаметром 6 мм линейная плотность определяется под натяжением: для изделий второй группы число витков определяют на участках, отстоящих от конца изделия не менее чем на 5 м.
Таким образом, Организатором закупки в документации о закупке установлены требования к показателям, которые определяются по результатам проведения испытаний товара.
В действиях Организатора закупки выявлено нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в части доводов об установлении в документации о закупке требований к товарам, которые определяются по результатам проведения испытаний товара, жалоба признана обоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с ранее выданным предписанием в отношении рассматриваемой закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй-Сервис" частично обоснованной в части доводов об установлении в документации о закупке нестандартных показателей, а также показателей, которые определяются по результатам проведения испытаний товара.
2. Признать в действиях Организатора закупки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Организатора закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 июня 2017 г. N 44-2342/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2017