Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 6 июня 2017 г. N 94
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС по КЧР) в составе:
Председателя Комиссии -К.А.Бабаева - заместителя руководителя управления;
Членов Комиссии:- Г.П. Авраховой - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок;
- Р.Х. Туркменовой - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок;
- Ж.П. Немчиновой - специалиста - эксперта отдела контроля закупок;
в присутствии представителейАдминистрации Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской республики (далее - Заказчик) (369380, КЧР, с. Учкекен, ул. Ленина, д. 120, ИНН 0916001429)Джумаевой М.А. (доверенность N 1 от 01.06.2017 г.), Узденова И.С. (доверенность N 2 от 01.06.2017 г.)вотсутствии представителя ИП Чагарова О.В. (далее - Заявитель) (369000, КЧР, г. Черкесск, пл. Кирова, д. 22, ИНН 090101885413), надлежаще уведомлен, не явился, рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика содержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на закупку оргтехники, номер извещения 03793000018317000012(далее - Аукцион) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствиис пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
30.05.2017 г. вУправление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Карачаево-Черкесское УФАС) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчик при формировании документации об Аукционе допустил нарушения требований Закона о контрактной системе, а именно:
1- не указан идентификационный код закупки в извещении, документации и проекте контракта;
2- в пункте 15 "Требования к участникам закупки" информационной карты документации об Аукционе установлено требование отличное от действующей редакции Закона о контрактной системе;
3- не указано преимущество для СМП, но указано ограничение в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе;
4- в пункте 1 "Системный блок со встроенным источником бесперебойного питания" технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлено требование об обязательном наличии в системном блоке "встроенного заводским способом источника бесперебойного питания". Заказчиком установлены излишние требования к системному блоку, так как блок, отвечающий данным требованиям, производится лишь одним производителем.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной.
Представители Заказчика не согласилисьс доводами Заявителя и сообщили что при проведении Аукциона, Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС по КЧР изучив материалы дела, выслушав представителейЗаказчика, установила, следующее.
24.05.2017 г. в 10.51 ч. Заказчиком на ЕИС было размещено извещение о проведении Аукциона N 0379300018317000012, начальная (максимальная) цена контракта - 220 000,00 (двести двадцать тысяч рублей) 00 копеек.
Аукционная документация утверждена главой администрации Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской республики - Байрамуковым Р.П.
Ответственное должностное лицо - Джумаева М.А.
По доводам жалобы установлено следующее.
1.Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе, идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Комиссией УФАС по КЧР установлено, что идентификационный код закупки Заказчиком установлен в извещении о проведении Аукциона и проекте контракта.
В нарушение части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе, Заказчиком не установлен идентификационный код закупки в документации об Аукционе.
Таким образом, нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2.Согласно пунктам 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки:
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В разделе 15 "Требования к участникам закупки" информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к участникам закупки в старой редакции, что противоречит пунктам 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3.Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Федеральным законом от 04.06.2014 N140-ФЗ в пункт 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе были внесены изменения, исключающие из данного пункта статью 30 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В разделе "Преимущества и требования к участникам" извещения об Аукционе Заказчиком установлено требование в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе "Участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации".
Заказчиком в разделе 16 "Преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе" информационной карты документации об Аукционе было установлено: "не установлено".
В разделе 17 "Ограничение, установленное заказчиком в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе" Заказчиком установлено: "Участниками закупок могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе".
Таким образом, Заказчиком в соответствии с требованиями части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлены в документации и извещении о проведении Аукциона ограничения о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
4.Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе,документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчиком в разделе 1 "Системный блок со встроенным источником бесперебойного питания" технической части документации об Аукционе установлено требование, "системный блок со встроенным заводским источником бесперебойного питания".
Представители Заказчика на заседании Комиссиисообщили, что системные блоки со встроенным источником бесперебойного питания закупаются для экономии бюджетных средств.
Из общедоступной информации, размещенной в сети "Интернет", а также представленной информации представителями Заказчика на заседании Комиссии установлено, что под технические характеристики, установленные в аукционной документации, подпадают 2 и более наименований системных блоков со встроенным источником бесперебойного питания:FOX(fox-comp.ru), PowerCool (powercool.su), Crown (crown-micro.com.ru).
Таким образом, установленные Заказчиком в описании объекта закупки технические характеристики к системному блоку со встроенным источником бесперебойного питанияне противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того Заявитель на заседание Комиссии не явился, документов, подтверждающих обоснованность довода жалобы не представлено.
Таким образом Комиссия УФАС по КЧР приходит к выводу что довод жалобы не нашел своего подтверждения.
2.При проведении внеплановой проверки размещенной закупки Комиссией УФАС по КЧР были установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
2.1. Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе, срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
В извещении о проведении Аукциона в разделе"Порядок подачи заявок" установлено: "в соответствии с документацией об электронном аукционе".
Таким образом, не указав в извещении о проведении Аукциона порядок подачи заявок участников закупки, Заказчиком нарушен пункт 6 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2.2.В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе, размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
В извещении о проведении Аукциона в разделе "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок" установлено: "в соответствии с документацией об электронном аукционе".
Таким образом, не указав в извещении о проведении Аукциона порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, Заказчиком нарушен пункт 7 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2.3.В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе, размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
В извещении о проведении Аукциона в разделе "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" установлено: "в соответствии с документацией об электронном аукционе".
Таким образом, не указав в извещении о проведении Аукциона порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта, Заказчиком нарушен пункт 8 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2.4. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта.
В разделе "Наименование товара, работ, услуг" извещения об Аукционе установлено: "Услуги по поставке компьютеров и оргтехники", при этом объектом закупки является "Закупка оргтехники".
Извещение об Аукционе и техническая часть документации об Аукционе содержат отличное друг от друга количество поставляемого товара.
В извещении об Аукционе Заказчиком установлено количество поставляемого товара - 19 шт., при этом в технической части документации об Аукционе Заказчиком установлено количество товара - 12шт., а именно: системный блок со встроенным источником бесперебойного питания - 1шт.; системный блок - 3шт.; многофункциональное устройство формата А3 - 1шт.; тонер - туба - 1шт.; принтер - 2шт.; многофункциональное устройство печати формата А 4 - 2шт.; монитор - 2шт.
Таким образом, указав в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе количество закупаемого товара отличное друг от друга, Заказчиком нарушен пункт 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2.5.Согласно части 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно статье 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого Аукциона.
В нарушение пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, Заказчиком в разделе "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" извещения об Аукционе установлено: "информация отсутствует".
При этом в разделе "Объект закупки" извещения об Аукционе Заказчиком установлен код ОКПД 26.20.15.000 -"Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода", данный код ОКПД 26.20.15.000 содержится в перечне товаров постановления Правительства РФ от 26.09.2016 г. N 968 "Об ограничениях иусловиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В разделе 7 "ОКПД2" информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлен другой код ОКПД 26.20 - "Компьютеры и периферийное оборудование", который содержится в перечне приказа Минэкономразвития от 25.03.2014 г. N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчик установил требования в разделе 19 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе"информационной карты документации об Аукционе, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 г. N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд",приказом Минэкономразвития от 25.03.2014 г. N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 8 приказа МЭРТ от 25.03.2014 N155 предусмотрено, что при осуществлении закупок, в случае если в рамках одного аукциона (лота) предполагается поставка одного товара, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в пункте 1 указанного приказа, порядок установленный данным приказом не применяется.
Предметом контракта по указанной закупке является закупка оргтехники: системный блок со встроенным источником бесперебойного питания, системный блок, многофункциональное устройство формата А3, тонер - туба, принтер, многофункциональное устройство печати формата А 4, монитор.
Из перечисленных товаров в перечне согласно приказу МЭРТ от 25.03.2014 N155 отсутствует - тонер - туба.
Таким образом, Заказчиком было допущено нарушение требований статьи 14 Закона о контрактной системе и п. 8 приказа МЭРТ от 25.03.2014 N155, ссылка в аукционной документации на данный приказ МЭРТ от 25.03.2014 N155 является неправомерной ввиду невозможности его применения по данной закупке.
Таким образом, вышеуказанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1.4, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуИП Чагарова О.В.обоснованной в части.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения требованийстатьи 14, части 1 статьи 23, пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31, пунктов 2, 6, 7, 8 статьи 42, пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела N 94 от 06.06.2017 г. должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии Г.П. Аврахова
Р.Х. Туркменова
Ж.П. Немчинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 6 июня 2017 г. N 94
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2017