Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 2 июня 2017 г. N Г 535-04/2017
Резолютивная часть решения оглашена 02.06.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
заместителя начальника управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО Трубная компания "УПСК" (г.Челябинск) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку трубы стальной электросварной прямошовной для МУП "Владимирводоканал" (извещение N 0328300032817000293) в присутствии представителя заказчика - МУП "Владимирводоканал" города Владимира доверенность от 18.05.2017 N 50), уполномоченного органа - управления муниципального заказа администрации города Владимира (доверенность от 05.09.2016 N б\н).
Заявитель, надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 535-04/2017 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО Трубная компания "УПСК" (далее - заявитель) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку трубы стальной электросварной прямошовной для МУП "Владимирводоканал" (извещение N 0328300032817000293).
По мнению заявителя, аукционная комиссия необоснованно признала вторую часть заявки ООО Трубная компания "УПСК" не соответствующей требованиям аукционной документации по следующим основаниям: в составе второй части заявки не представлена декларация с указанием страны происхождения товара, предлагаемого к поставке.
Вместе с тем, согласно пункта 9 приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155) для целей реализации приказа N 155 рекомендуется устанавливать в документации о закупке требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара.
Порядок декларирования страны происхождения товара законодательством не определен.
При этом, абзацем 2 пункта 13 приказа N 155 предусмотрены последствия непредоставления участником закупки информации, установленной заказчиком в соответствии с абзацем вторым пункта 9 приказа N 155, а именно к такому участнику не применяются положения приказа N 155 о преференциях в отношении цены контракта в размере 15 %. Между тем, последствия в виде отклонения заявки участника данным приказом не установлены.
Более того, в пункте 10 приказа N 155 указано на то, что сведения о документе, подтверждающим страну происхождения товара, рекомендуется указывать в контракте при наличии такого документа.
Таким образом, согласно положений приказа N 155 отсутствие документа о стране происхождения товара лишает участника закупки преференции по цене, но не является основанием для отклонения его заявки и основанием незаключения с победителем контракта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письмах Минэкономразвития России от 09.11.2015 N Д28и-3293, от 16.02.2016 N Д28и-319, при осуществлении закупки путем электронного аукциона с применением приказа N 155 в случае отсутствия в заявке на участие в электронном аукционе декларации о стране происхождения товара такая заявка не подлежит отклонению по основанию непредставления информации, предусмотренной пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Также в данных письмах указано с учетом того, что согласно части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заявка на участие в электронном аукционе является единым документом, состоящим из двух частей, заказчик рассматривает заявку участника в совокупности. В этой связи решение о предоставлении преимуществ, предусмотренных приказом N 155, может быть принято на основании информации о стране происхождения товара, представленной участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе.
В данном случае, первая часть заявки, поданной заявителем для участия в электронном аукционе, содержит информацию о наименовании страны происхождения товара - "Россия", оформлена в таблице.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО ТК "УПСК" продекларировало информацию о стране происхождения товара, разместив её в первой части заявки на участие в электронном аукционе, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок, Приказа N 155 и соответствует письмам Минэкономразвития РФ от 09.11.2015 N Д28и-3293, от 16.02.2016 N Д28и-319.
В этой связи довод членов аукционной комиссии относительно отсутствия декларирования ООО ТК "УПСК" страны происхождения товара во второй части заявки является необоснованным, заявка, состоящая из двух частей, должна была рассматриваться комиссией в совокупности.
Таким образом, действия аукционной комиссии по отклонению второй части заявки ООО ТК "УПСК" по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, нарушают требования части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок
В силу изложенного, заявитель просит признать в действиях комиссии нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выдать заказчику, аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства.
В обоснование правомерности действий аукционной комиссии представитель уполномоченного органа заявил следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок именно вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в своем составе документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона и (или) предлагаемых им товаров, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона.
Действующим законодательством о закупках установлен порядок рассмотрения заявок, поданных участниками аукционной в электронной форме, а именно, в соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия отдельно проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, а на соответствие части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия рассматривает только вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе в сфере закупок в части соответствия их требованиям, установленным аукционной документацией.
Таким образом, действующим законодательством о закупках установлен четкий порядок действий аукционной комиссии в части рассмотрения первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, а также в обоих перечисленных выше случаях дан закрытый перечень информации и документов, которые должны быть рассмотрены комиссией при принятии решения о соответствии первой и второй части заявок требованиям, установленным документацией об аукционе.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки должна содержать в своем составе информацию о наименовании страны происхождения товара, а согласно указанной выше нормы части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия должна проверить соответствие этой информации требованиям, установленным документацией.
А в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок в составе второй части заявки должны быть представлены не информация, а документы и согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок комиссия должна рассмотреть именно документы, содержащиеся во второй части заявки, на их соответствие требованиям, установленным документацией.
Информационная карта рассматриваемого аукциона содержит в своем составе раздел 22 с наименованием "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме".
В соответствии с пунктом 1 данного раздела первая часть заявки должна содержать следующие сведения, иначе говоря информацию: "конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, в соответствии с требованием, установленным аукционной документацией, в первой части заявки не требуется предоставления каких-либо документов, а требуется предоставление сведений, то есть информации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 раздела 22 Информационной карты вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в своем составе не только сведения, но и документы, а именно: "документы, подтверждающие соответствие товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или копии этих документов: в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд участник аукциона должен предоставить декларацию с указанием страны происхождения товаров в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001".
С учетом перечисленных выше положений Закона о контрактной системе в сфере закупок и требований, содержащихся в Информационной карте аукционной документации, в составе первой части заявки участник закупки должен предоставить в любой произвольной форме информацию о наименовании страны происхождения товара, а во второй части заявки участника закупки должен предоставить документ с наименованием "декларация" с указанием страны происхождения товаров, предлагаемых им к поставке, и при этом данный документ должен быть оформлен в соответствии с требованиями содержащимися в Общероссийском классификаторе стран мира.
В отношении доводов заявителя, основанных на письмах Минэкономразвития РФ, уполномоченный орган считает возможным отметить, что данные письма не являются нормативными правовыми актами обязательными к применению, отражают мнение одного конкретного должностного лица, и как уже было указано выше, данное мнение прямо противоречит нормам Закона о контрактной системе в сфере закупок. Кроме того, вывод, сделанный в письме от 16.02.2016 N Д28и-319 носит предположительный характер, что прямо отмечено в самом тексте письма, а в письме от 09.11.2015 N Д28и-3293 указано, что юридическую силу имеют только разъяснения государственной власти, наделенного в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения о применении положений нормативных правовых актов, при этом Минэкономразвития РФ данной компетенцией не наделено.
На основании изложенного, представитель уполномоченного органа просит признать жалобу ООО Трубная компания "УПСК" необоснованной в полном объеме.
Представитель заказчика считает, что заявка ООО Трубная компания "УПСК" не соответствует требованиям аукционной документации, и просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в своем составе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В силу пункта 4 части 2 раздела 22 Информационной карты документации электронного аукциона на поставку трубы стальной электросварной прямошовной для МУП "Владимирводоканал" вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или копии этих документов: в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд участник аукциона должен предоставить декларацию с указанием страны происхождения товаров в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что в нарушение вышеуказанных положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и аукционной документации, в составе второй части заявки ООО Трубная компания "УПСК" отсутствует декларация с указанием страны происхождения поставляемого товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001.
Таким образом, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий, правомерно признала вторую часть заявки ООО Трубная компания "УПСК" не соответствующей требованиям аукционной документации и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, по мнению Комиссии, в рассматриваемой аукционной документации отсутствуют положения, ограничивающие количество участников закупки и она соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО Трубная компания "УПСК" (г.Челябинск) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку трубы стальной электросварной прямошовной для МУП "Владимирводоканал" (извещение N 0328300032817000293) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 2 июня 2017 г. N Г 535-04/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2017