Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 2 июня 2017 г. N 06-10/17-120
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Врио председателя Комиссии Мурманского УФАС России - врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Ворониной К. Ф.;
Членов Комиссии Мурманского УФАС:
Базоевой Л. В. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Фирсовой Н. М. - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии:
представителей Муниципального казенного учреждения "Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск" (далее - МКУ "ОКС", Заказчик) - Гарькавой Л. Д. (доверенность от 30.05.2017 N 06), Унгуряну О. И. (доверенность от 30.05.2017 N 07),
представителя общества с ограниченной ответственностью "Строительное монтажное управление - 2" (далее - ООО "СМУ-2", Заявитель) - Гордеева А. А.,
рассмотрев жалобу ООО "СМУ-2" на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск" при проведении Электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги местного назначения "Дорога от перекрестка ул. Победы-ул. В. Бирюкова до перекрестка ул. П. Стеблина-ул. Мира-ул. В. Бирюкова" муниципальное образование ЗАТО Александровск, территориальный округ Снежногорск", извещение номер: 0849300001717000059 (далее - Электронный аукцион), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 26.05.2017 поступила жалоба ООО "СМУ-2" на положения документации Электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС начато в 11 часов 30 минут 02.06.2017 и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС осуществлено ведение аудиозаписи.
Из существа жалобы следует, что Заказчиком при составлении документации об аукционе допущены нарушения Закона о контрактной системе в части отнесения Заказчиком запрашиваемых работ по ремонту дорог к капитальному ремонту.
Заявитель обращает внимание, что в размещенной Заказчиком документации об аукционе на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - ЕИС) отсутствует проектно-сметная документация (далее - ПСД).
Представители Заказчика с доводами жалобы ООО "МКУ-2" не согласились, указав, что положения документации соответствуют требованиям норм Закона о контрактной системе, Заказчик представил Комиссии письменные возражения.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, ознакомившись с возражениями Заказчика, установила следующее.
Из существа дела следует, что 02.05.2017 (12.05.2017) на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг опубликовано извещение о проведении Электронного аукциона.
Заказчик: Муниципальное казенное учреждение "Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск".
Наименование объекта закупки: Выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги местного назначения "Дорога от перекрестка ул. Победы-ул. В. Бирюкова до перекрестка ул. П. Стеблина-ул. Мира-ул. В. Бирюкова" муниципальное образование ЗАТО Александровск, территориальный округ Снежногорск.
Начальная (максимальная) цена контракта: 5 513 699,17 рублей.
Комиссия Мурманского УФАС России, исследовав материалы дела и представленные сторонами документы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами объективного описания объекта закупки. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 3.6 "Описание объекта закупки (Техническое задание)" раздела 2 документации об аукционе обозначены работы, которые должен выполнить Подрядчик, а именно:
"В соответствии с техническим заданием и сметным расчетом (Приложение N 4) Исполнителю необходимо выполнить следующие виды работ:
1) Снятие деформированного асфальтобетонного покрытия самоходными холодными фрезами с шириной фрезерования 500-1000 мм и толщиной слоя до 50 мм - 4757,0 кв.м.;
2) исправление профиля оснований щебеночных без добавления нового материала - 476 кв.м.
3) розлив вяжущих материалов (битум нефтяной) - 3805,6 кг;
4) устройство асфальтобетонного покрытия дороги толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа АБВ, плотность каменных материалов 2,5-2,9 т/м3 (нижний слой) - 4757,0 кв.м.;
5) устройство асфальтобетонного покрытия дороги толщиной 3 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа АБВ, плотность каменных материалов 2,5-2,9 т/м3 (верхний слой) - 4757,0 кв.м".
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон об автомобильных дорогах) капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона об автомобильных дорогах классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Классификация) утверждена Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог".
Раздел II Классификации определяет работы по капитальному ремонту автомобильных дорог.
Раздел III Классификации определены работы по ремонту автомобильных дорог.
Пунктом 2 части 5 раздела III Классификации установлено, что при ремонте по дорожным одеждам проводятся, в том числе, работы:
подпункт "б": укладка выравнивающего (в том числе с использованием фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия;
подпункт "в": восстановление изношенных покрытий, в том числе методами термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и неорганических материалов, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия; использование армирующих и трещинопрерывающих материалов при восстановлении изношенных покрытий;
подпункт "г": ликвидация колей глубиной до 50 мм и других неровностей методами фрезерования, термопрофилирования или холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и укладкой нового слоя покрытия или поверхностной обработки, защитного слоя.
Из вышеизложенных норм законодательства следует, что виды работ, указанные Заказчиком в пункте 3.6 "Описание объекта закупки (Техническое задание)" раздела 2 документации об аукционе подпадают под раздел III Классификации, в котором определены работы по ремонту дорог, которые не является капитальными.
Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что Заказчик не должен был разрабатывать и размещать проектную документацию, т.к. работы по ремонту дорог, которые требуется выполнить в рамках данной закупки, не относятся к капитальному ремонту.
В связи с изложенным, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы Заявителя необоснованной.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Мурманского УФАС проведена внеплановая проверка размещенной закупки, в ходе которой установлено нижеследующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - СРО).
Как установлено ранее, работы по ремонту дорог, которые требуются Заказчику, не относятся к капитальному ремонту. Следовательно, СРО для выполнения данного вида работ не требуется.
Установив требование о наличии СРО у потенциальных участников аукциона, Заказчик нарушил часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из смысла части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик должен установить требования к содержанию первой части заявки согласно объекту закупки.
Установлено, что в пункте 7.2 раздела 1 документации прописаны требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению.
Однако Комиссия Мурманского УФАС России выявила, что Заказчиком не указаны конкретные требования к содержанию и составу заявки непосредственно для данной закупки, а полностью процитирована часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Заказчик признается нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Комиссия Мурманского УФАС России изучила первые части, поданных участниками аукциона, заявок и выявила следующее.
Заявка участника под номером 3 отклонена по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.05.2017 за несоответствие информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и аукционной документацией. Участник в первой части заявки указал конкретный показатель товара для позиции N 7 - область применения битума "Дорожно-климатическая зона II", не соответствующий требованиям аукционной документации. Место выполнения работ располагается в дорожно-климатической зоне I.
В пункте 6 "Требования к техническим, функциональным характеристикам и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам товара, используемого при выполнении работ" раздела 2 документации об аукционе по позиции "Битум нефтяной дорожный, входящий в состав асфальтобетонной смеси" в графе "Значение показателя" установлено: Соответствие ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" приложение 1, табл. 2.
Изучив ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" приложение 1, таблица 2 Комиссия установила, что в данном ГОСТ указаны 5 климатических зон. Заказчик в своей документации не прописал, какую именно климатическую зону следует указывать участникам, следовательно, участники могли указать любую климатическую зону из данного ГОСТ.
Не допустив участника, указавшего климатическую зону, Аукционная комиссия нарушила часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительное монтажное управление - 2" на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск" при проведении Электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги местного назначения "Дорога от перекрестка ул. Победы-ул. В. Бирюкова до перекрестка ул. П. Стеблина-ул. Мира-ул. В. Бирюкова" муниципальное образование ЗАТО Александровск, территориальный округ Снежногорск", извещение номер: 0849300001717000059 необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать аукционную комиссию заказчика нарушившей часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику - МКУ "Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск", оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении допущенных нарушений.
5. Передать должностному лицу материалы дела для решения вопроса о наличии в действиях Заказчика признаков административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Врио председателя Комиссии
Мурманского УФАС К.Ф.Воронина К.Ф. Воронина
Члены Комиссии
Мурманского УФАС Н.М.Фирсова
Л. В. Базоева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 2 июня 2017 г. N 06-10/17-120
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2017