Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 мая 2017 г. N 698
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта, Е.А. Акимовой (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ТК "КОММАШ-ГРАЗ" на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Казачинская районная больница" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка асанизаторской машины на базе ГАЗ C51R13 Next" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 25.05.2017 поступила жалоба ООО "ТК "КОММАШ-ГРАЗ" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300007317000016.
Существо жалобы: неразмещение в единой информационной системе разъяснений положений аукционной документации по запросу участника закупки; составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал главный врач заказчика Парилов А.Ю. (приказ N 138-л_ от 25.12.2013, удостоверение личности). Явку своего представителя с документами, подтверждающими полномочия, на вышеуказанное заседание Комиссии податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что подателем жалобы 16.05.2017 был направлен запрос о предоставлении разъяснений положений аукционной документации, однако в срок, предусмотренный частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в единой информационной системе заказчиком не были опубликованы разъяснения положений аукционной документации по запросу подателя жалобы.
Податель жалобы обращает внимание на то обстоятельство, что проектом контракта предусмотрен срок оплаты поставленного товара с нарушением требований части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Также, по мнению подателя жалобы, используемый заказчиком метод описания объекта закупки путем установления неизменных значений всех характеристик объекта закупки влечет ограничение количества участников закупки, поскольку фактически заказчиком описан конкретный товар определенного производителя, что не позволяет предложить к поставке эквивалентный товар иных производителей.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме пояснения, согласно которым предоставление разъяснений положений аукционной документации, как и внесение изменений в такую документацию по фактам выявленных подателем жалобы нарушений Закона о контрактной системе было недоступно заказчику по причине некорректной работы личного кабинета заказчика в единой информационной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку асанизаторской машины на базе ГАЗ C51R13 Next (извещение о проведении электронного аукциона от 15.05.2017 N0319300007317000016).
Частями 3 и 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из содержания жалобы, сведений, предоставленных оператором электронной площадки, Комиссия установила, что податель жалобы воспользовался правом, предусмотренным частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, и направил 16.05.2017 на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение электронного аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе, далее, указанный запрос был перенаправлен оператором электронной площадки заказчику.
В нарушение требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчиком не были совершены действия в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса подателя жалобы, т.е. в срок не позднее 18.05.2017, по размещению в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе. Указанные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, введенной на основании Федерального закона от 01.05.2017 N 83-ФЗ, определено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Анализ проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, показал Комиссии, что пунктом 2.6 такого контракта предусмотрено следующее: оплата товара производится путем безналичного расчета, по факту поставки товара, на основании выставленного поставщиком счета-фактуры (счета), в течение девяносто банковских дней, после подписания Заказчиком товарно-транспортной накладной и акта приема-сдачи.
Установив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика, установившего в проекте контракта аукционной документации, размещенной 15.05.2017, срок оплаты поставленного товара в течение 90 (девяносто) банковских дней, после подписания заказчиком товарно-транспортной накладной и акта приема-сдачи, противоречат требованиям части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Анализ положений аукционной документации показал Комиссии, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара, являющегося объектом закупки, были изложены заказчиком в Техническом задании, являющемся приложением к информационной карте аукционной документации (далее - Описание объекта закупки).
Заказчиком в Описании объекта закупки были установлены следующие технические характеристики к необходимому автомобилю на базе ГАЗ С41R13 Next с установленным вакуумным оборудованием для откачки септика:
Модель: ГАЗ С41R13 Next
Габаритные размеры, мм : длина 7000, ширина по зеркалам 2750, высота 2600;
Колесная формула: 4Х2
Количество мест, шт.: 2+1
Вместимость цестерны, м3: 5
Производительность, м3/ч : 240
Время наполнения цистерны, мин.: 5
Снаряженная масса автомобиля: 4280
Максимальная разрешенная масса автомобиля , кг.: 8700
Максимальный радиус поворота, м: 9,6
Объем топливного бака, л: 105
Двигатель:
Модель : ЯМЗ-5344
Объем, см2: 4430
Мощность, л.с.: 150
Шины спереди и сзади: 8,25R20
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе прямо предусмотрен запрет на отражение в описании объекта закупки требований к товару, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, при условии того, что участники закупки вправе предложить к поставке товар, эквивалентный заявленным в описании объекта закупки характеристикам, и при этом предлагаемый ими товар по существу будет являться равноценным.
Неизменные показатели технических характеристик вышепоименованного автомобиля, указанные в документации об электронном аукционе, соответствуют автомобилю ГАЗ С41R13 Next, производимому ПАО "ГАЗ". Доказательств того обстоятельства, что характеристикам вышепоименованного товара, необходимого к поставке заказчику согласно Описанию объекта закупки, соответствует такой товар иных производителей наряду с продукцией, производимой ПАО "ГАЗ", к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу со стороны заказчика представлено не было, Комиссией такие доказательства также не были установлены.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из системного толкования указанной нормы и положений статьи 33 Закона о контрактной системе, статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" следует, что при определении условий проведения закупки, в том числе при формировании предмета закупки, заказчик обязан установить такие условия, которые бы обеспечивали возможность конкуренции между участниками закупки на соответствующем товарном рынке.
Кроме того, в адрес Красноярского УФАС России при проведении внеплановой проверки и рассмотрении жалобы не представлено доказательств того, что при проведении рассматриваемой закупки обеспечена конкуренция между участниками закупки.
Следовательно, заказчиком не были исполнены требования вышеуказанных положений законодательства, поскольку Описание объекта закупки содержит в себе требования, влекущие ограничение количества участников закупки, поскольку такие требования ограничивают возможность участия в электронном аукционе тем хозяйствующим субъектам, которые являются поставщиками автомобилей иных производителей. Таким образом, действия заказчика совершены с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Комиссия установила следующие нарушения требований Закона о контрактной системе, допущенные заказчиком при формировании положений аукционной документации.
В нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в Описании объекта закупки заказчиком было допущено указание в отношении товарного знака, знака обслуживания продукции ПАО "ГАЗ" - "ГАЗ", что не подлежит признанию надлежащим исполнением требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Проанализировав требования к участникам закупки, установленные заказчиком в пункте 5 раздела 1 "Общие положения", пункте 12 раздела 10 "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации, Комиссия установила, что в нарушение требований части 3 статьи 64, пунктов 7 и 7.1 части 1 и части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком не было установлено в качестве единых следующих требований к участникам закупки:
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с этим, анализ требований к составу заявки на участие в электронном аукционе, установленных заказчиком в пункте 13.4 раздела 3 "Подготовка заявки на участие в электронном аукционе", подпункте 2 пункта 19 раздела 10 "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации, показал Комиссии, что в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком не было установлено требования к участникам закупки о предоставлении в составе заявки на участие в таком аукционе декларации о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В результате изучения содержания положений аукционной документации Комиссией было установлено, что в пункте 13.2 раздела 3 "Подготовка заявки на участие в электронном аукционе", подпункте 1 пункта 19 раздела 10 "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации заказчиком было установлено требование о необходимости предоставления участниками закупки в составе первой части заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе, информации о наименовании места происхождения товаров или наименовании производителя товара, который участники закупки предлагают к поставке.
Указанные действия заказчика, связанные с установлением требования к участникам закупки о предоставлении информации, которая на момент опубликования извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации в единой информационной системе не предусмотрена частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, противоречат требованиям пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В нарушение требований пунктов 3 - 5, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в аукционной документации отсутствуют следующие сведения: дата окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, дата проведения такого аукциона, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Вышеуказанные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ТК "КОММАШ-ГРАЗ" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования частей 1 и 6 статьи 31, части 1 статьи 33, части 13.1 статьи 34, частей 1 и 3 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ООО "ТК "КОММАШ-ГРАЗ" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Е.М. Хоменко |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 мая 2017 г. N 698
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2017