Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.В. Меньшиковой, старшего государственного инспектора, А.А. Кирилловой, ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Кордис Лайн" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка лекарственных средств (тобрамицин)", закупка N 0319300012417000042 (далее - электронный аукцион, закупка), установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Кордис Лайн" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
Существо жалобы: неправомерная отмена определения поставщика.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал представитель заказчика - И.В. Лукина (доверенность N 1167 от 01.06.2017, удостоверение личности).
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, заказчиком в единой информационной системе государственных закупок (далее - ЕИС) было размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по причине возникновения обстоятельств непреодолимой силы не зависящих от воли сторон. Однако, податель жалобы считает, что установление индивидуальной непереносимости лекарственного препарата не является таким обстоятельством.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик считает вышеуказанные обстоятельства обстоятельствами непреодолимой силы, ввиду чего с доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственных средств (тобрамицин).
Согласно информации, содержащейся на официальном сайте ЕИС по закупке N0319300012417000042, 19.05.2017 заказчиком было размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.05.2017 NИО1.
Из указанного извещения об отмене поставщика следует, что "отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по решению Заказчика, по основанию предусмотренному ч.2 ст.36 Федерального закона N 44-ФЗ, вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы не зависящим от воли сторон в соответствии с гражданским законодательством. (Непреодолимая сила - обстоятельства, наступление которых не могли быть предотвращены стороной, ответственной за исполнение обязательства, и явившееся причиной неисполнения последнего (протоколом врачебной комиссии от 18.05.2017 установлена индивидуальная непереносимость (нежелательная побочная реакция пациента) лекарственного препарата, являющегося предметом определения поставщика), факт НПР подтвержден протоколом врачебной комиссии, извещением о неблагоприятной побочной реакции в отношении лекарственного средства: МНН - Тобрамицин; ТН - Тобрамицин - Гобби)".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона о контрактной системе по истечении срока отмены определения поставщика в соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе и до заключения контракта заказчик вправе отменить аукцион в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства обстоятельством непреодолимой силы необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
При этом, согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
При этом, Комиссия отмечает, что поскольку, заказчик провел закупку путем конкурентного способа, то закупка вышеуказанного препарата осуществляется не с целью оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, и, как следствие, выявление индивидуальной непереносимости (нежелательной побочной реакции пациента) лекарственного препарата могло быть осуществлено заказчиком до проведения закупки.
Из изложенного Комиссия приходит к выводу, что обстоятельство, послужившее причиной отмены заказчиком определения поставщика, не является обстоятельством непреодолимой силы.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия установила, что заказчик отменил определение поставщика по закупке N0319300012417000042 в нарушение требований части 2 статьи 36 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1.Признать жалобу ООО "Кордис Лайн" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 2 статьи 36 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки заказчику не выдавать в связи с тем обстоятельством, что выявленные нарушения не могут повлиять на результат определения исполнителя.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.В. Меньшикова |
|
|
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 июня 2017 г. N 704
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2017