Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 26 мая 2017 г. N 02-06/111-17
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
заместитель Председателя Комиссии -- заместитель руководителя - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
члены Комиссии:
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в отсутствие представителей:
заказчика - администрации муниципального образования "Вятское сельское поселение" (далее - администрация МО "Вятское сельское поселение"),
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" (далее - ООО "Профит-плюс"), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобуООО "Профит-плюс" на положения аукционной документации электронного аукциона на капитальный ремонт гидроузла на р. Кордемка у д. Кордемучаш МО "Вятское сельское поселение" Советского муниципального района Республики Марий Эл (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru номер 0108300015517000008 от 05.05.2017),
установила:
Администрацией МО "Вятское сельское поселение" проводится электронный аукцион на капитальный ремонт гидроузла на р. Кордемка у д. Кордемучаш МО "Вятское сельское поселение" Советского муниципального района Республики Марий Эл (номер извещения на официальном сайте 0108300015517000008 от 05.05.2017).
В Марийское УФАС России поступила жалоба ООО "Профит-плюс" на положения аукционной документации названного электронного аукциона.
Заявитель полагает, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, представил письменные пояснения (исх. N 80 от 23.05.2017).
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на капитальный ремонт гидроузла на р. Кордемка у д. Кордемучаш МО "Вятское сельское поселение" Советского муниципального района Республики Марий Эл размещены на официальном сайте 05.05.2017 (код закупки 0108300015517000008).
Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.sberbank-ast.ru.
Начальная максимальная цена контракта - 3 319 560,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 10.06.2017 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 13.06.2017.
Дата проведения электронного аукциона на электронной площадке: 16.06.2017.
Оценив доводы, изложенные в жалобе, а также изучив материалы дела, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы ООО "Профит-плюс" на основании следующего.
1. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 указанной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного закона.
В соответствии с пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе:
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях(в редакции Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступила в силу 09.01.2017).
Вместе с тем, в пункте 1.7.4.5 раздела 1.7 главы 2 части 1 аукционной документации (в редакции, размещенной на официальном сайте 05.05.2017 в 08:33) требование об отсутствии судимостей установлено заказчиком в редакции Закона о контрактной системе, действующей до 09.01.2017, а именно без указания на отсутствие судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, заказчиком не установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контраткной системе.
Таким образом, заказчиком неправомерно, в нарушение части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, установлены требования к участникам электронного аукциона без учета изменений Закона о контрактной системе в указанной части.
Вместе с тем, постановлением администрации МО "Вятское сельское поселение" от 23.05.2017 N 49 (размещено на официальном сайте 25.05.2017 в 13:16) внесены изменения в аукционную документацию, в соответствии с которыми вышеуказанные нарушения устранены.
2.Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 названного закона.
В пункте 3.2.4 раздела 3.2 главы 2 части 1 аукционной документации (в редакции, размещенной на официальном сайте 05.05.2017 в 08:33) заказчиком установлены требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, в частности указано, что вторая часть заявки должна содержать декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным подпунктами 1.7.4.2-1.7.4.8 пункта 1.7.4 главы 2 аукционной документации.
Однако пункт декларации, касающийся отсутствия судимостей (пункт 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, пункт 1.7.4.5 раздела 1.7 главы 2) изложен заказчиком в редакции Закона о контрактной системе, действующей до 09.01.2017, а именно без указания на отсутствие судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в аукционной документации (редакция от 05.05.2017) отсутствуют сведения о необходимости предоставления в состваве второй части заявки на участие в проводимой процедуре закупки декларации о соответствии участика аукциона требованиям пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контраткной системе.
Вместе с тем, указанные нарушения заказчиком устранены (аукционная документация в редакции от 23.05.2017, размещена на офимциальном сайте 25.05.2017).
Также в соответствии с подпунктом 2 пункта 3.2.4 аукционной документации вторая часть заявки на участие в проводимой процедуре закупки должна содержать декларацию о соответствии участника электронного аукциона следующему требованию: участник закупки не является офшорной компанией (пункт 1.7.4.8 документации от 05.05.2017). Подобное требование также установлено заказчиком в рекомендуемой форме декларации о соответствии участника аукциона требованиям документации (глава 5 аукционной документации).
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не предусматривает установление требований о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Необходимо отметить, что в измененной заказчиком аукционной документации (редакция от 23.05.2017, размещена на официальном сайте 25.05.2017) указанное нарушение также не устранено.
В подпункте 6 пункта 3.2.4 аукционной документации (в редакции от 05.05.2017) также установлено, что вторая часть заявки на участие электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов (в случае, если это установлено в информационной карте документации об аукционе).
Пунктом 5 Перечня, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) с 1 января 2016 года предусмотрено, что работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не могут выполняться, оказываться организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с пунктом 21 информационной карты (раздел 3 аукционной документации в редакции от 05.05.2017) заказчиком установлен запрет на участие в закупке организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1457).
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 названного Федерального закона, или копии этих документов.
Соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления N 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
При этом в соответствии с нормами Закона о контрактной системе уже предусмотрено направление указанных документов оператором электронной площадки заказчику вместе со второй частью заявки на участие в электронном аукционе.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
При этом факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия, установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Учитывая вышеизложенное, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.
Таким образом, заказчиком неправомерно, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, установлены требования к составу вторых частей заявок на участие в электронном аукционе в указанной части.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 указанной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного закона.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Таким образом, заказчик при подготовке документации о закупке и извещения об осуществлении закупки работ, услуг на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе обязан установить требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Предметом электронного аукциона, проводимого администрацией муниципального образования "Вятское сельское поселение", является выполнение работ по капитальному ремонту гидроузла на р. Кордемка у д. Кордемучаш МО "Вятское сельское поселение" Советского муниципального района Республики Марий Эл, следовательно, выполнение работ не может быть осуществлено организациями, перечисленными в Постановлении N 1457.
Однако заказчик, в нарушение части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, не указал в документации об электронном аукционе, размещенной на официальном сайте 25.05.2017 (редакция от 23.05.2017), требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении N 1457.
3. В извещени о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт гидроузла на р. Кордемка у д. Кордемучаш МО "Вятское сельское поселение" Советского муниципального района Республики Марий Эл заказчиком в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 названной статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих днейс даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 указанного закона.
Вместе с тем, в пункте 2.5 проекта контракта (часть III аукционной документации в редакции от 05.05.2017) заказчиком установлено, что оплата работ производится заказчиком после выполнения подрядчиком предусмотренных настоящим контрактом работ, включая устранение дефектов, выявленных при приемке работ, согласно акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3) в течение 10 банковских дней со дня поступления денежных средств на счет заказчика, но не позднее 31 декабря 2017 года.
В пункте 2.5 проекта контракта (часть III аукционной документации в редакции от 23.05.2017) указано, что оплата работ производится заказчиком после выполнения подрядчиком предусмотренных настоящим контрактом работ, включая устранение дефектов, выявленных при приемке работ, согласно акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3) в срок не более 30 (тридцати) дней с даты подписания документов, указанных в настоящем пункте.
Таким образом, заказчиком неправомерно, в нарушение части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, установлены условия об оплате выполненных работ.
4. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом в соответствии с частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе, размер штрафа подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Вместе с тем, подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчику необходимо устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Пунктами 7.4, 7.8 проекта контракта (часть III аукционной документации в редакции от 05.05.2017) предусмотрена ответственность заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
Между тем, в проекте контракта отсутствуют все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта, что противоречит требованиям частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Необходимо отметить, что в аукционной документации в редакции от 23.05.2017 (размещена на официальном сайте 25.05.2017), в нарушение частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, также не указаны все возможные значения размеров штрафов.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" обоснованной.
2.Признать в действиях администрации муниципального образования "Вятское сельское поселение" нарушение части 8 статьи 30, частей 5, 8 статьи 34,пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать администрации муниципального образования "Вятское сельское поселение" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела N 02-06/111-17 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 26 мая 2017 г. N 02-06/111-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2017