Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 мая 2017 г. N 2-57-5684/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.С. Спиряковой,
при участии представителя ГБУ г. Москвы "Жилищник района Москворечье-Сабурово": Е.А. Иванчикова, Д.А. Левина, а также в отсутствие представителей ООО "ТС-СТРОЙСЕРВИС", уведомлены письмом Московского УФАС России от 24.05.2017 NМГ/25225/17,
рассмотрев жалобу ООО "ТС-СТРОЙСЕРВИС" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Москворечье-Сабурово" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территорий государственного образовательного учреждения ГБОУ N2000 в 2016 году по адресу ул. Кантемировская, д. 22, корп. 4,5,6 (Закупка N 0373200086716000429)(далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка разъяснения положений аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 24.05.2017 NМГ/25225/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с вышеуказанной нормой законодательства об осуществлении закупок, 12.05.2017 в адрес Заказчика был подан запрос о разъяснении положений аукционной документации. При этом Заказчиком размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе позднее трех дней до даты окончания срока подачи заявок, а именно, 18.05.2017, что нарушает положения ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
2) Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчику поступил запрос: "Содержание райграса высокого 1-15" В инструкции отсутствует трактовка знака тире "-". Как указывать?";
"Группа щебня по содержанию зерен пластинчатой и игловатой формы "1"; "2"; "3"; "4". В инструкции отсутствует порядок заполнения заявки при использовании точки с запятой и запятой одновременно. Как указывать?"
Заказчиком дан ответ на данный запрос, в котором поясняет следующее: "Участник должен указать значение показателей в соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки, установленной в Приложении N1 к Техническому заданию";
"Участник должен указать значение показателей в соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки, установленной в Приложении N1 к Техническому заданию".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные разъяснения положений аукционной документациии Заказчика равносильно отсутствию ответа, что нарушает положений ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, а также может вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному формированию заявки на участие в электронном аукционе.
3) Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления рассмотрен довод жалобы Заявителя на предмет установления Заказчиком взаимоисключающих требований, при исполнении участником одного из которых автоматически следует нарушение другого, а именно: "Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать в т.ч. следующие слова (с учетом всех форм слов): "не более", "не менее", "может", "менее", "более", "должен", "должен быть", "превышает", "не превышает", то есть должны быть конкретными". Вместе с тем, "В случае установления в Приложении N1 к Техническому заданию "Требования Заказчика к качественным характеристикам и конкретным показателям используемых товаров, материалов и конструкций" значений с использованием кавычек ("") участнику необходимо указать в первой части заявки на участие в аукционе единственное конкретное значение показателя из предложенных значений в Приложении N1 к Техническому заданию "Требования Заказчика к качественным характеристикам и конкретным показателям используемых товаров, материалов и конструкций" не изменяя его".
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Так, в аукционной документации Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, например: п.15 "Саженцы деревьев хвойных пород ГОСТ 25769-83 Саженцы деревьев хвойных пород для озеленения городов. Технические условия": "Диаметр кроны": ""не менее 1500"; "не менее 2000 мм"; "Размер кома (ДхШхВ)": "не менее 150х150х65"; "не менее 130х130х60", что не позволяет идентифицировать потребность Заказчика и сформировать заявку, поскольку Инструкция содержит противоречивые требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные положения аукционной документациии Заказчика нарушают п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, что может повлечь ограничение количества участников аукциона.
4) Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в аукционной документации, в частности, в Инструкции установлено следующее: "Под уточняющими словами подразумеваются следующие слова: "не менее", "менее", "не более", "более", "от", "до", с учетом всех форм." и "Указание минимального и/или максимального значения при наличии уточняющих слов означает требование диапазонного значения", при этом в другой части Инструкции "При указании Заказчиком значений по материалам участник должен указывать значение, существующее в соответствующем ГОСТ".
Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, например: п.2 "Щебень для строительных работ ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия": "Марка по дробимости": "Не менее 400"; "Марка щебня по морозостойкости": "Более F50", при этом в ГОСТ 8267-93 показатели характеристик марка по дробимости, а также марка щебня по морозостойкости установлен в виде конкретных значений.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе представителем Заказчика не представлены сведения, свидетельствующие, что требования к данным показателям установлены в соответствии с нормами Закона о контактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные положения аукционной документациии Заказчика нарушают п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, что может вводить участников закупки в заблуждение, а также повлечь ограничение количества участников аукциона.
5) На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно, по товарам:
- п.4 "Плотные асфальтобетонные горячие смеси ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия. ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия": "Марка минерального порошка, применяемого при изготовлении асфальтобетонной смеси*: МП-1"; "Минеральный порошок": "активированный"; "неактивированный";
- п.16 "Торф": "Массовая доля влаги": "От 45 до 60%"; "Засоренность древесными включениями не более 1 %"; "Влагоемкость: не менее 6 кг/кг";
- п.19 "Крошка резиновая гранулированная": "Условная прочность при растяжении, минимальное значение: 20 МПа"; "Относительное удлинение при разрыве минимальное значение: 620 %";
- п.12 "Семена газонных трав (смесь) ГОСТ Р 52325-2005. Семена сельскохозяйственных растений. Сортовыеипосевные качества. Общие техническиеусловия.Дата введения 2006-01-01": "Категория семян мятлика болотного: "ОС"; "ЭС"; "Содержание мятлика лугового, максимальное значение 16%" и так далее.
Конкретные значения по вышеуказанным характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все вышеуказанные требования к показателям характеристик вышеуказанных товаров установлены согласно соответствующим ГОСТ. Вместе с тем, представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым показатели по вышеуказанным характеристикам представляется возможным указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1 и п.2 ч.1 ст.33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТС-СТРОЙСЕРВИС" на действия аукционной комиссии ГБУ г. Москвы "Жилищник района Москворечье-Сабурово" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 4 ст. 65, п.2 ч.1 ст.64, п. 1 и п.2 ч.1 ст.33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Член комиссии Е.И. Ушкова
А.С. Спирякова
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 мая 2017 г. N 2-57-5684/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2017