Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 мая 2017 г. N 2-57-5602/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
при участии представителей ГБУЗ "Медпроект": Соколовой К.А.,
ООО "СтройКапиталИнвест": Пальмина С.А.,
рассмотрев жалобу ООО "СтройКапиталИнвест" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Медпроект" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту объектов больницы, клиники для взрослых (Закупка N 0173200001417000243) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации, в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.NМГ/25122/17 от 24.05.2017 документы и сведения.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в приложении N2 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам и материалам, таким как:
- В п. 44 Смеси бетонные (тип 2) заказчиком установлено соответствие следующим ГОСТ); ГОСТ 26633-2015(п.44); ГОСТ 12730.5-84(п.44); ГОСТ 31384-2008(п.44); ГОСТ 7473-2010(п.44); ГОСТ 30108-94(п.44); ГОСТ 10178-85(п.44), а так же в составе требований установлены следующие не стандартные показатели, информацию о которых участник размещения может получить от поставщика только на момент поставки товара: Марка по морозостойкости по первому базовому методу, Марка по морозостойкости по второму базовому методу.
- В п.50 Материал теплоизоляционный заказчиком установлено соответствие следующим ГОСТ 21880-2011(п.50); ГОСТ 30108-94(п.50); а так же в составе требований установлены следующие не стандартные показатели, информацию о которых участник размещения может получить от поставщика только на момент поставки товара, относящихся к методам испытаний, а именно: Предельная температура применения матов, Содержание органических веществ.
- В п.55 Выключатели автоматические (тип 1) заказчиком установлено соответствие следующим ГОСТ 4028-63 (п.55); ГОСТ 283-75(п.55); а так же в составе требований установлены следующие не стандартные показатели, информацию о которых участник размещения может получить от поставщика только на момент поставки товара, относящихся к методам испытаний, а именно : Диапазоны токов мгновенного расцепления, Условный ток расцепления, Диапазон рабочих температур.
- В п.58. и п. 146. Блоки дверные металлические (тип 1,2) заказчиком установлено соответствие следующим ГОСТ 30247.0-94(п.58) Заказчиком в составе требований установлена излишняя детализация: Размер строительного проема (Площадь), Размер строительного проема (Ширина), Размер строительного проема (Высота).
- В п.62,п.60,п.77 Трубы стальные (тип 2,3), Трубы стальные усиленные (тип 1) Заказчиком установлено соответствие следующим ГОСТ 3262-75 в составе документации установлены излишние требования Условный проход и Наружный диаметр, поскольку исходя из ГОСТ 3262-75 наружный диаметр определен государственным стандартом исходя из условного прохода.
- В п.68 Трубы стальные (тип 3) Заказчиком установлено соответствие ГОСТ 3262-75, а также показатели "Выдерживаемое гидравлическое давление", "Диаметр условного прохода", "наружный диаметр", которые относятся к методам испытаний, при этом, исходя из характеристик "Диаметр условного прохода", "наружный диаметр" определяется характеристика "Выдерживаемое гидравлическое давление" в соответствии с ГОСТ 3262-75.
- В п. 95. Кабель силовой Заказчиком установлено соответствие следующим ГОСТ 31996-2012(п.95); ГОСТ 22483-2012(п.95); ГОСТ 23286-78(п.95), а так же показатели относящиеся к методам испытаний Номинальное напряжение кабеля между основными токопроводящими жилами, Огнестойкость кабелей.
-
- п. 278 Болты высокопрочные установлены требования относящиеся к методам испытаний Относительное сужение болтов, Относительное удлинение болтов.
- п. 285. Блоки дверные металлические (тип 2) установлены требования излишне детализирующие параметры Размер строительного проема (Площадь), Размер строительного проема (Ширина), Размер строительного проема (Высота).
- п. 286 . Провод (тип 5) установлены излишние требования Максимальный наружный диаметр токопроводящих жил, при этом заказчик указывает параметр Сечение жилы.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения испытаний, а также предоставляется возможным указать конкретное значение показателя по вышеуказанным характеристикам.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Также согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как:
- В п. 131. Болты со звездообразной головкой и большим, малым фланцем Заказчиком установлены параметры в составе наименования материала, что вводит участников размещения заказа в заблуждение.
- В п. 190. Болты и гайки высокопрочные без покрытия и шайбы с нормальным, увеличенным диаметром и толщиной Заказчиком установлены параметры в составе наименования материала, что вводит участников размещения заказа в заблуждение.
- В п.127 Воздуховоды прямоугольного сечения (тип 2) в составе требований установлена излишняя детализация: Высота (внутренний размер), Ширина (внутренний размер), Периметр воздуховода.
- В п.273 Сталь листовая холодной штамповки оцинкованная высшей категории качества с дифференцированным покрытием установлены требования в наименовании материала, которые влекут за собой указание в графе значения предлагаемые участником двух показателей, что в свою очередь противоречит инструкции по заполнению заявки.
При этом, Заявитель затруднился обосновать неправомерность установления данных требований к используемым при выполнении работ товарам, ввиду чего требования к данным товарам являются избыточными, а также затруднился пояснить, каким образом вышеуказанные требования ограничивают количество участников закупки.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя не предоставил соответствующих документов, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, в том числе свидетельствующие об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок, кроме того, Заявитель затруднился пояснить, каким образом вышеуказанные характеристики нарушают законные права и интересы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройКапиталИнвест" на действия ГБУЗ "Медпроект" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам используемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Л.Н. Харченко
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 (186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 мая 2017 г. N 2-57-5602/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2017