Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 мая 2017 г. N 2-57-4948/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "НИУ "МЭИ": Замарева С.В., Згонника А.В.,
в отсутствие представителей Заявителя ООО "Технократ", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России N МГ/22248 от 11.05.2017.
рассмотрев жалобу ООО "Технократ" (далее - Заявитель)на действия ФГБОУ ВО "НИУ "МЭИ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по установке инженерной системы по предупреждению распространения возгораний на объекте по адресу: г. Москва, ул. Красноказарменная, д.13, стр. 1 (Закупка N 0373100028117000042) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком не представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/22248 от 11.05.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, и привести к ограничению количества участников закупки, а именно:
п. "Кабель силовой": "Исполнение кабеля в части показателей пожарной опасности должно быть нг-FRLS или нг-LS. Огнестойкость кабеля при воздействии огня должна быть 90\120\180 минут. Соответствие: должен соответствовать ГОСТ 31996-2012", что, по мнению Заявителя, является не правомерным, поскольку Заказчик устанавливает требования об обязательной огнестойкости кабеля, о соответствии кабеля ГОСТ 31996-2012, при этом, допускает использовать маркировку от неогнестойкого кабеля.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее, чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанными доводами жалобы, а также пояснил, что при формировании аукционной документации произошла техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки, поскольку требования, установлены таким образом, что могут препятствовать корректному формированию заявки в соответствии с требованиями аукционной документации.
2. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, и привести к ограничению количества участников закупки, а именно:
п. "Труба стальная": "Труба должна соответствовать ГОСТ 8734-75. Длина трубы должна быть мерной, от 3 до 6 м", что, по мнению Заявителя, является не правомерным, поскольку согласно ГОСТ 8734-75 по длине трубы изготавливаются мерной длины от 4.5 до 9 м с предельными отклонениями по длине +10 мм.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее, чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанными доводами жалобы, а также пояснил, что при формировании аукционной документации произошла техническая ошибка.
3. Согласно доводам жалобы, в аукционной документации Заказчика отсутствует трактование применяемых Заказчиком для описания объекта закупки знаков, символов, слов, таких как: ";" (точка с запетой), "-" (тире), а также приоритетности чтения знаков "," и "/", что вводит в заблуждения участника закупки и не дает возможности корректного определения потребность Заказчика.
Так например:
п. 2 "Кабель 1x2x0,75 огнестойкий, не поддерживающий горение": "Цвет изоляции жил должен быть серый, красный; черный, красный; коричневый, красный, Количество жил в кабеле должно быть 2";
п.13 "Кабель 1x2x0,75 огнестойкий, не поддерживающий горение": "Цвет изоляции жил должен быть серый, красный \ черный, красный \ коричневый, красный";
п. 20 "Шуруп тип 2": "Номинальный диаметр резьбы должен быть 3-4 мм";
п. 45 "Кабель с медными жилами": "Диаметр жилы 0,5 - 0,65 мм".
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация, а именно, требования к товарам с учетом инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе составлена таким образом, что может вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, и в нарушение положений п.1 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
4. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционных документациях излишних, неправомерных требований к товарам, и использование нестандартных показателей при описании объекта закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В форме 2 установлены требования:
- п. 21 "Кабель силовой 32,5 Тип 2": "Расцветка изолированных жил кабеля должна быть сплошная или в виде продольной полосы шириной не менее 1 мм, сплошная, Заполняющий наружные промежутки между изолированными жилами материал должен быть жгут из негигроскопичного волокнистого или полимерного материала, Изоляция токопроводящих жил должна быть экструдирована, плотно прилегать к токопроводящей жиле, отделяться от токопроводящей жилы без повреждения жилы и самой изоляции, Постоянное напряжение, воздействие которого кабель выдерживает в течение 10 минут Должна быть не более 8,4 кВ".
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаром и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее, чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что конкретные значения по вышеуказанным характеристикам товаров предоставляется возможным указать в составе первых частей заявок без проведения испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявок, требования Заказчика о подробном описании в заявках (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупках.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционные документации Заказчика составлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
5. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет неправомерной формулировки наименования электронного аукциона, что не отражает фактическое название объекта закупки, поскольку электронный аукцион является выполнение работ по установке инженерной системы по предупреждению распространения возгораний.
Комиссией Управления установлено, что согласно Заказчиком в Извещение о проведении электронного аукциона указан код 43.21.10.140 "Работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации", что соответствует наименованию электронного аукциона, а также, не препятствует поиску в единой информационной системе вышеуказанной закупки.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов, в том числе в части невозможности поиска в единой информационной системе вышеуказанной закупки, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу необоснованности данного довода жалобы.
6. Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В составе жалобы Заявитель указывает на неправомерное установленное требования о наличии у подрядчика лицензии на монтаж, ремонт и обслуживание установок пожаротушения.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки является аукцион на выполнение работ по установке инженерной системы по предупреждению распространения возгораний на объекте по адресу: г. Москва, ул. Красноказарменная, д.13, стр. 1, а также, Разделом 3 Технического задания аукционной документации, предусмотрено выполнение следующих видов работ, что требует наличие у подрядчика лицензии на монтаж, ремонт и обслуживание установок пожаротушения:
1.1. В ходе выполнения работ предусмотрено проведение монтажных и пуско-наладочных работ автоматической системы пожарной сигнализации и периферийных устройств взаимодействия с другими системами в здании ФГБОУ ВО "НИУ "МЭИ".
1.3. Состав выполняемых работ.
В состав работ входит:
- перепрограммирование и наладка взаимодействия с ранее установленными на объекте системами с целью достоверного определения возгорания и безопасной, беспрепятственной эвакуации людей;
- пусконаладочные работы, необходимые для проверки и настройки работоспособности систем.
7.1. На объекте рабочим проектом предусмотрено оборудование помещений системой оповещения людей при пожаре (далее - СОУЭ) и доукомплектование оборудованием существующей системы автоматической пожарной сигнализации.
7.2. Комплекс технических средств должен обеспечивать совместную работу с уже существующей и докомплектуемой системой автоматической пожарной сигнализации, построенной на базе единой аппаратной платформы, имеющей модульную структуру построения, и быть рассчитан на круглосуточную работу, а также надежно обеспечивать оповещение зон.
7.5.Необходимо подключить и наладить совместную работу приборов контроля и управления систем оповещения и автоматической пожарной сигнализации, размещаемых в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного на первом этаже.
7.6. Система оповещения должна управляться с помощью системой пожарной сигнализации, установленной на Объекте и доукомплектованной в результате выполнения работ.
7.10. Система автоматической пожарной сигнализации, доукомплектованная в результате работ, должна предусматривать совместную работу с системой автоматического пожаротушения и обеспечивать:
- отображение сигналов тревоги ("внимание", "пожар", "неисправность") с указанием места задымления (возгорания);
- формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установками оповещения или пожаротушения, инженерным оборудованием должно осуществляться при срабатывании не менее двух пожарных извещателей;
- дистанционный пуск установки;
- отключение автоматического пуска установки пожаротушения при открывании дверей в защищаемое помещение с индикацией отключенного состояния.
- формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установками оповещения, автоматическими установками пожаротушения, дымоудаления или инженерным оборудованием пожарной безопасности.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих об неправомерности установления указанных требований, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Вместе с тем, согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, на участие в аукционе подано 8 заявок, при этом допущенные при формировании аукционной документации нарушения не явились причиной признания заявок не соответствующими документации, что свидетельствует о том, что допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Технократ" на действия ФГБОУ ВО "НИУ "МЭИ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии С.И. Казарин
Д.С. Бруев
Исп. Бруев Д.С.
Тел.: (495) 784-75-05 доб.124
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 мая 2017 г. N 2-57-4948/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2017