Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 июня 2017 г. N 2-57-6130/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
при участии представителей ГБУ "Автомобильные дороги СЗАО": В.А. Струсова, Е.С. Миклашевской, а также в отсутствие представителей ООО МП "АФИНА", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/26704/17 от 31.05.2017),
рассмотрев жалобы ООО МП "АФИНА" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Автомобильные дороги СЗАО" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по благоустройству (Закупки NN 0373200067117000154, 0373200067117000155, 0373200067117000156) (далее - Аукционы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/26704/17 от 31.05.2017), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует положения аукционных документаций, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. По мнению Заявителя, установленные Заказчиком требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе к сырью и к химическому составу, из которого изготавливаются товары, используемые при выполнении работ. При этом, конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявок на участие в аукционах, что также препятствует корректному заполнению первых частей заявок на участие в аукционе и приводит к ограничению количества участников закупок.
Заявитель в жалобах указывает на неправомерное установление в технических частях аукционных документаций требований к следующим товарам: "Битум", "Известь строительная", "Проволока горячекатаная", "Дерен", "Песок", "Петуния", "Раствор кладочный цементный марки 100", "Проволока горячекатаная", "Газонная травосмесь", "Бетон тяжелый класс В15", "Битум", "Труба гофрированная ПВХ", "Щебень", "Электроды", "Проволока горячекатаная", "Кабель силовой с защитным покровом", "Песок природный для строительных работ", "Провод гибкий", "Барбарис Тунберга", "Бетон тяжелый класс В22,5", "Лох серебристый", "Трубы стальные квадратные", "Сирень венгерская", "Снежноягодник", "Электроды", "Скипидар живичный", "Кизильник блестящий", "Канат пеньковый", "Паронит", "Пропан-бутан смесь техническая", "Кислород технический", "Битум нефтяной дорожный вязкий", "Труба гофрированная ПВХ", "Полиэтиленовая пленка", "Смеси сухие цементно-песчаные", "Трубы стальные электросварные", "Кабели силовые", "Бетон тяжелый класс В7,5".
Так, например, Заказчиком установлены требования к предоставлению в составе первых частях заявок конкретных значений содержания каждого компонента, а именно райграса пастбищного, овсяницы красной, овсяницы луговой, овсяницы тростниковой, мятлика лугового, тимофеевки луговой, ежи сборной в товаре "Газонная травосмесь".
На заседании Комиссии Управления представителями Заказчика не предоставлено документов и сведений, подтверждающих возможность определения значений по установленным в аукционных документациях характеристикам вышеуказанных товаров на этапе подготовки заявок на участие в аукционах без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционные документации составлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика также пояснили, на участие в закупке N0373200067117000154 подано 3 заявки, в закупке N0373200067117000155 подано 4 заявки, в закупке N0373200067117000156 подано 3 заявки, при этом, аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отказе в допуске участникам закупок по вышеуказанным требованиям аукционных документаций.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что допущенные нарушения не повлияли на результат закупки.
2. В составе жалоб Заявитель также указывает на включение Заказчиком в аукционные документации требований к расходным материалам, не являющимся объектом закупок, а именно к товарам "Электроды", "Скипидар живичный", "Пропан-бутан смесь техническая", "Кислород технический".
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что вышеуказанные товары включены в обоснование начальных (максимальных) цен контрактов и также являются предметом закупок, вместе с тем, объем использования вышеуказанных товаров установлен в расценках ресурсных ведомостей.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалоб, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов, в том числе в части невозможности подготовить заявки на участие в аукционах.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу необоснованности данного довода жалоб.
3. В составе жалоб Заявитель также указывает на отсутствие в аукционных документациях "Типовой инструкции", что является неправомерным и препятствует корректному формированию первых частей заявок на участие в аукционах.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что начальные (максимальные) цены контрактов по данным аукционам составляют менее 100 млн. рублей, при этом, в соответствии с п.3.1.3 Постановления Правительства Москвы от 24.02.2012 N 67-ПП "О системе закупок города Москвы" при осуществлении закупок Заказчики обязаны применять утвержденные Межведомственной рабочей группой по проверке обоснованности заявленных потребностей с начальной (максимальной) ценой контракта от 100 млн. рублей типовые формы документов, размещенные в ЕАИСТ.
В составе жалоб Заявителем не указано как неиспользование Заказчиком при формировании аукционных документаций типовой инструкции нарушило права и законные интересы Заявителя, а также не указаны нормы Закона о контрактной системе нарушенные по мнению Заявителя Заказчиком при формировании инструкций размещенных в составе документаций.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанные доводы жалоб Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО МП "АФИНА" на действия ГБУ "Автомобильные дороги СЗАО" обоснованными в части установления неправомерных и излишних требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя комиссии Е.В. Гридина
Члены комиссии: Д.С. Грешнева
К.А. Сомов
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 июня 2017 г. N 2-57-6130/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2017