Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 2 июня 2017 г. N РЗ-195/17
Резолютивная часть решения оглашена "2" июня 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено "7" июня 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов властиКолодина Н.Н.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
в присутствии представителейадминистрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области <_>, <_>,
в отсутствие представителей ООО "Профит - плюс",
рассмотрев жалобуООО "Профит - плюс" (далее - Заявитель) на действия администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области при проведении электронного аукциона N 0164300022617000005 на ремонт автодороги по ул.Державинскаяи проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области (далее также Заказчик) 12.05.2017 опубликовала в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" извещение N 0164300022617000005о проведении электронного аукциона на ремонт автодороги по ул.Державинская(далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 563 606 ,00 руб.
ООО "Профит-плюс", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилосьс жалобой в антимонопольный орган.
Заказчик представил все необходимые документы, возражения на жалобу и просил отказать вудовлетворении жалобы.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. По мнению Заявителя,Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки.Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых возможно получить только путем проведения испытаний, что нарушает ст. 33 Закона о контрактной системе. Данные действия Заказчика имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев указанный довод, считает его необоснованным по следующим обстоятельствам.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки используются стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технические и качественные характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Заказчиком в приложении N 2 к документации об электронном аукционе "Техническое задание" установлены требования к материалам (товару), используемым при выполнении работ (далее также Техническое задание).
Заявитель ООО "Профит-плюс" считает неправомерным установление Заказчиком требований по некоторым позициям Технического задания по химическому составу и компонентам материалов (товаров), которые подлежат применению при исполнении контракта, так как их состав может быть известен по результатам испытаний и после их покупки участником закупки. Однако, подтверждающих это обстоятельство доказательств ООО "Профит-плюс" не представило.
Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что исходя из Технического задания и инструкции по заполнению заявки, участник аукциона вправе предоставлять диапазонные значения, соответствующие ГОСТу, техническому заданию, по многим показателям. Препятствия для подачи заявки не установлены, поскольку возможность участника закупки указать диапазонные значения многих показателей описываемых в заявке товаров позволяет не иметь их в наличии.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку подача жалобы Заявителем на положения документации электронного аукциона предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.
Заявитель не указывает, в чем, по его мнению, выразилось нарушение Заказчиком правил описания объекта закупки, повлекшее ущемление его прав и законных интересов как участника закупки.
В нарушение статьи 105 Закона о контрактной системе Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенного довода, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе без наличия у участника закупки применяемых материалов и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России установлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
2.1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми иприменяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Установлено, что Заказчиком в документации об аукционе не предъявлены требования о соответствии используемых материалов при производстве работ требованиям соответствующего ГОСТа,СНиПам, ТУ.
Техническое задание (приложение N 2 к документации об электронном аукционе)по всем позициям не содержит конкретное наименование ГОСТа, позволяющее сопоставить описываемый товар и ГОСТ, что затрудняет заполнение заявок участникам закупки и создает для них неоправданные риски участия.
Установлено, что Заказчиком в Техническом задании (приложение N 2 к документации об электронном аукционе) перечислены технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, но не указано их назначение, и какие используемые товары должны им соответствовать. Заказчиком должна быть обеспечена возможность сопоставить ГОСТ и товар, при описании которого необходимо руководствоваться таким ГОСТом.
Данные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.2. Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к показателям товаров (материалов), используемым при выполнении работ.
Так, по позиции 3 Технического задания "Щебень из плотных горных пород_" Заказчиком установлено следующее:
"Щебень из плотных горных пород для строительных работ [маркой по дробимости 800 фракции св. 20 до 40 мм, маркой по дробимости 600 фракции св. 40 до 70 мм, маркой по дробимости 600 фракции св. 20 до 40 мм, маркой по дробимости 600 фракции св. 20 до 40 мм, маркой по дробимости 1200 фракции от 5 до 10 мм, маркой подробимости 1000 фракции св. 10 до 20 мм]. Марка щебня по истираемости выше И4. Марка по морозостойкости выше F25. Группа щебня по содержанию зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы не ниже 2. Порода щебня: осадочная, метаморфическая или изверженная интрузивная или эффузивная. Содержание пылевидных и глинистых частиц: не более 2 % по массе. Содержание зерен слабых пород: не более 10 % по массе. Содержание глины в комках: не более 0,25 % по массе. Потеря массы при распаде: не более 5 %. Количество зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы: не более 15 % по массе. Класс материалов по удельной эффективной активности естественных радионуклидов не ниже 2. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов: не более 740 Бк/кг".
Согласно ГОСТу 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" "Прочность щебня и гравия характеризуют маркой по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре.Щебень и гравий, предназначенные для строительства автомобильных дорог, характеризуют маркой по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре и маркой по истираемости, определяемой испытанием в полочном барабане"(п. 4.4.1).
Согласно ГОСТу 8267-93 по дробимости щебеньподразделяется на 7 марок из осадочных и метаморфических пород: 200, 300, 400, 600, 800, 1000, 1200, и 5 марок из изверженных пород: 600, 800, 1000, 1200, 1400.
Согласно п. 4.5 ГОСТа 8267-93 содержание зерен слабых пород в щебне и гравии в зависимости от вида горной породы и марки по дробимости не должно быть более указанного в таблице 7.
Вид породы и марка по дробимости щебня и гравия |
Содержание зерен слабых пород, % по массе |
Щебень из изверженных, метаморфических и осадочных горных пород марок: 1400; 1200; 1000
800; 600; 400
Щебень из гравия и валунов и гравий марок: 1000; 800; 600
400 |
5
10
15
10
5 |
Согласно п. 4.8.1 ГОСТа 8267-93 устойчивость структуры щебня против всех видов распадов должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 11 и зависит также от марки по дробимости щебня.
Марка по дробимости щебня |
Потеря массы при распаде, %, не более |
1000 и выше
800, 600
400 и ниже
|
3
5
7 |
Однако, Заказчиком в техническом задании по позиции 3 "Щебень из плотных горных пород_" предъявляемые требования установлены не в соответствии с ГОСТом 8267-93. Заказчик, при установлении таких показателей, как"Содержание зерен слабых пород, не более 10 % по массе" и "Потеря массы при распаде, не более 15% по массе"не разделяет их в зависимости от марки по дробимости щебня, как это предусмотрено действующим ГОСТом,Установленные Заказчиком требования носят неясный характер, и не дают однозначно понимаемого указания, как заполнить заявку на участие в закупке.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 64, части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На рассмотрении жалобы после перерыва представители Заказчика представили протокол от 02.06.2017 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0164300022617000005, согласно которому на участие в аукционе было подано 4 заявки. Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок, приняла решение отказать в допуске к участию в аукционе всем участникам аукциона. В связи с тем, что аукцион признан несостоявшимся, Комиссия Тамбовского УФАС России приняла решение предписание не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" необоснованной.
2. Признать Заказчика - администрацию Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области нарушившим ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
Н.Е. Козлова
Исп.:Козлова Н.Е.
тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 2 июня 2017 г. N РЗ-195/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2017