Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 31 мая 2017 г. N 05-02/164Ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 05 июня 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела контроля закупок Потемкина Т.В., государственный инспектор отдела контроля закупок Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "Аквист" (далее - заявитель) - генеральный директор Тетерева М.И.,
от заказчика - МУП "Теплоэнерго" (далее - заказчик) - представитель по доверенности Коровянский Н.А.,
рассмотрев жалобу ООО "Аквист" на действия заказчика - МУП "Теплоэнерго" - при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по организации расчетов за коммунальные услуги для МУП ГО г. Рыбинск "Теплоэнерго" (извещение N 0571300000217000008) (далее - открытый конкурс, конкурс, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Аквист" на действия заказчика - МУП "Теплоэнерго" - при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по организации расчетов за коммунальные услуги для МУП ГО г. Рыбинск "Теплоэнерго" (извещение N 0571300000217000008) (далее - жалоба).
Доводы жалобы сводятся к следующему:
1. Заявитель считает, что величины значимости критериев оценки заявок (стоимостной критерий - 40 %, нестоимостные критерии - 60 %) установлены заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поскольку в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены следующие предельные величины таких критериев: стоимостной критерий - 60 %, нестоимостные критерии - 40 %;
2. Заказчиком в проекте контракта указано, что "_"Стороны" или "Сторона" на основании п. 4 ч. 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключили настоящий контракт о нижеследующем_", в то время как статья 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ регулирует закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), и, следовательно, данный контракт не может быть заключен, по мнению заявителя, на указанном основании;
3. Как полагает заявитель, заказчиком неверно выбран код по ОКПД2 "82.91.12.000 - Услуги агентств по сбору платежей".
По мнению заявителя, в данном случае следует использовать следующие коды:
"66.19.99.130 - Услуги по приему платежей физических лиц платежными агентами,
66.19.99.131 - Услуги операторов по приему платежей физических лиц,
66.19.99.132 - Услуги платежных субагентов по приему платежей физических лиц".
При выборе одного из указанных заявителем кодов в соответствии с требованиями Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" заказчик обязан проводить электронный аукцион, а не открытый конкурс, а, следовательно, заказчиком неверно выбран способ определения исполнителя для данной закупки.
На основании вышеизложенного ООО "Аквист" признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Представитель заказчика пояснил, что установление значимости величины критериев оценки заявок на участие в конкурсе таким образом произошло вследствие технической ошибки, действительно, распределение критериев следовало установить следующим образом: стоимостной критерий - 60 %, нестоимостные критерии - 40 %. С остальными доводами жалобы заказчик не согласен, просит признать жалобу в части доводов 2 и 3 необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - МУП "Теплоэнерго" - в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 12.05.2017 размещено извещение N 0571300000217000008 о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по организации расчетов за коммунальные услуги для МУП ГО г. Рыбинск "Теплоэнерго" (далее - извещение) вместе с конкурсной документацией, неотъемлемой частью которой является проект контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 522 567,70 руб.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
В отношении первого довода жалобы Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 11 Правил установлено, что значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Согласно пункту 2 приложения "Предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к Правилам (далее - Приложение) для работ и услуг за исключением отдельных видов работ, услуг установлены следующие предельные величины значимости критериев оценки заявок:
минимальная значимость стоимостных критериев оценки - 60 %,
максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 40 %.
В пункте 3 Приложения указаны отдельные виды товаров, работ, услуг, для которых установлены иные величины значимости критериев оценки заявок.
Установлено, что услуги по организации расчетов за коммунальные услуги, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, не относятся ни к одному из отдельных видов услуг, определенных в Приложении. Следовательно, в данном случае величины значимости стоимостных и нестоимостных критериев оценки заявок должны быть распределены по общему правилу (в соответствии с пунктом 2 Приложения).
Пунктом 21 раздела 1 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе:
1. Стоимостные критерии: цена договора - 40 %;
2. Нестоимостные критерии: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 60 %.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что величины значимости критериев оценки заявок установлены заказчиком не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, что является нарушением пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, и, соответственно, данный довод заявителя является обоснованным.
В отношении второго довода жалобы Комиссией установлено следующее.
Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе (часть 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Пунктом 1 части 3 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 5 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об используемом способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Из части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно извещению, а также пункту 1.10 раздела 1 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации способом определения исполнителя в данном случае является открытый конкурс.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Частью 1 статьи 54 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Пунктом 16 раздела 1 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации установлено, что контракт по итогам проведения закупки заключается в соответствии с требованиями статьи 54 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В преамбуле проекта контракта (приложение 3 "Проект контракта" конкурсной документации) указано: "_"Стороны" или "Сторона" на основании п. 4 ч. 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключили настоящий контракт о нижеследующем_".
Статья 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ регулирует осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Однако статья 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ содержит перечень условий, которые обязательно должны быть включены в контракт, заключаемый по итогам проведения закупки, и указание в контракте оснований (указание нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ) для его заключения к ним не относится.
Также заявитель в ходе заседания Комиссии не смог пояснить, какая именно норма законодательства о контрактной системе в сфере закупок в данном случае нарушена заказчиком.
Таким образом, несмотря на то, что статья 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ регулирует осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), фактические обстоятельства дела (проведение заказчиком конкурентного способа определения исполнителя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ) и наличие в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок императивной нормы, устанавливающей порядок заключения контракта по результатам проведения конкурса (часть 1 статьи 54 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ), отступать от соблюдения которой для заказчика не представляется возможным, при условии отсутствия в законе обязанности заказчика при формировании проекта контракта указывать в нем основания и порядок его заключения (подписания) в данном случае указывают на то, что контракт по итогам проведения рассматриваемой закупки не может быть заключен иначе как в соответствии со статьей 54 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а, следовательно, довод заявителя относительно того, что контракт будет заключен на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, является несостоятельным.
В отношении третьего довода жалобы Комиссией установлено следующее.
Пунктом 1 части 3 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" принят Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - Общероссийский классификатор).
Заказчиком для объекта закупки "Услуги по организации расчетов за коммунальные услуги" в извещении установлен следующий код закупки по ОКПД2: "82.91.12.000 - Услуги агентств по сбору платежей".
В соответствии с Общероссийским классификатором категория "82.91.12.000 - Услуги агентств по сбору платежей" относится к виду "82.91.12 - Услуги агентств по сбору платежей", который включает в себя:
- услуги, состоящие в получении денег по счетам, чекам, контрактам или векселям и переводе этих денег заказчику,
- услуги по инкассации регулярных счетов (например, счетов за коммунальные услуги),
- услуги по взысканию денег по просроченным платежам,
- услуги по покупке неоплаченных счетов и долговых обязательств с последующим взысканием денег.
Однако заявитель полагает, что в данном случае следовало указать один из следующих кодов по ОКПД2:
"66.19.99.130 - Услуги по приему платежей физических лиц платежными агентами,
66.19.99.131 - Услуги операторов по приему платежей физических лиц,
66.19.99.132 - Услуги платежных субагентов по приему платежей физических лиц".
Данные коды относятся к виду "66.19.99 - Услуги вспомогательные по отношению к финансовым услугам прочие, не включенные в другие группировки, кроме страхования и пенсионного обеспечения", который включает в себя брокерские услуги в связи с залогами и займами.
В соответствии с пунктом 2.1.1 раздела 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации оказание услуг по организации расчетов за коммунальные услуги включает в себя произведение ряда услуг по жилым домам, с собственниками которых заказчиком заключен договор на снабжение тепловой энергией и (или) горячей водой и многоквартирным жилым домам, собственниками помещений которых принято в установленном законодательством РФ порядке на общем собрании собственников решение о внесении платы за коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) непосредственно заказчику.
Перечень многоквартирных жилых домов указан в Приложении N 1 к проекту контракта (пункт 2.2.1 раздела 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации).
Согласно пункту 2 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам (пункт 1 статьи 213 ГК РФ).
Поскольку заказчиком не установлен конкретный перечень собственников помещений многоквартирных домов, следовательно, нельзя исключать то обстоятельство, что собственниками в данном случае могут явиться как физические, так и юридические лица. Следовательно, установление кодов по ОКПД2, предложенных заявителем и включающих в себя услуги по приему платежей исключительно физических лиц, в данном случае не соотносится с самим предметом закупки, необоснованно сужает круг лиц (плательщиков), платежи за коммунальные услуги которых вправе принимать исполнитель в рамках оказания услуг по заключаемому контракту.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" определен перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион (далее - Перечень).
Установленный заказчиком в извещении код по ОКПД2: "82.91.12.000 - Услуги агентств по сбору платежей" не включен в данный Перечень, следовательно, у заказчика в данном случае отсутствует обязанность проводить электронный аукцион, и он вправе осуществить закупку путем открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по организации расчетов за коммунальные услуги.
Таким образом, последний довод жалобы заявителя также не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящей жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аквист" на действия заказчика - МУП "Теплоэнерго" - при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по организации расчетов за коммунальные услуги для МУП ГО г. Рыбинск "Теплоэнерго" (извещение N 0571300000217000008) обоснованной в части нарушения заказчиком пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
2. Выдать заказчику - МУП "Теплоэнерго" - обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Потемкина Т.В.
Смирнова Т.А. |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 31 мая 2017 г. N 05-02/164Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2017