Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 31 мая 2017 г. N 05-02/162Ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 05 июня 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела контроля закупок Потемкина Т.В., государственный инспектор отдела контроля закупок Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя - НАО "Расчетно-кассовый центр" (далее - заявитель) - генеральный директор Ломоносова О.С., представитель по доверенности Фролов К.Е.,
от заказчика - МУП "Теплоэнерго" (далее - заказчик) - представитель по доверенности Коровянский Н.А.,
рассмотрев жалобу НАО "Расчетно-кассовый центр" на действия заказчика - МУП "Теплоэнерго" - при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по организации расчетов за коммунальные услуги для МУП ГО г. Рыбинск "Теплоэнерго" (извещение N 0571300000217000008) (далее - открытый конкурс, конкурс, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба НАО "Расчетно-кассовый центр" на действия заказчика - МУП "Теплоэнерго" - при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по организации расчетов за коммунальные услуги для МУП ГО г. Рыбинск "Теплоэнерго" (извещение N 0571300000217000008) (далее - жалоба).
Доводы жалобы сводятся к следующему:
1. Заявитель считает, что величины значимости критериев оценки заявок (стоимостной критерий - 40 %, нестоимостные критерии - 60 %) установлены заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поскольку в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены следующие предельные величины таких критериев: стоимостной критерий - 60 %, нестоимостные критерии - 40 %;
2. Заказчиком в конкурсной документации необоснованно установлен в качестве одного из показателей нестоимостного критерия оценки заявок показатель "Наличие базы данных созданной, обрабатываемой и используемой на законных основаниях, содержащей сведения о жилых домах, расположенных на территории городского округа город Рыбинск Ярославской области, с собственниками которых заказчиком заключен договор на снабжение тепловой энергией и (или) горячей водой и многоквартирных жилых домах, собственниками помещений которых принято в установленном законодательством РФ порядке на общем собрании собственников решение о внесении платы за коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) непосредственно заказчику", поскольку, по мнению заявителя, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок названный показатель фактически не относится к "квалификационному показателю".
На основании вышеизложенного НАО "Расчетно-кассовый центр" признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Представитель заказчика пояснил, что установление значимости величины критериев оценки заявок на участие в конкурсе таким образом произошло вследствие технической ошибки, действительно, распределение критериев следовало установить следующим образом: стоимостной критерий - 60 %, нестоимостные критерии - 40 %. Со вторым доводом жалобы заказчик не согласен, просит признать жалобу в части второго довода необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - МУП "Теплоэнерго" - в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 12.05.2017 размещено извещение N 0571300000217000008 о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по организации расчетов за коммунальные услуги для МУП ГО г. Рыбинск "Теплоэнерго" (далее - извещение) вместе с конкурсной документацией, неотъемлемой частью которой является проект контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 522 567,70 руб.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
В отношении первого довода жалобы Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 11 Правил установлено, что значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Согласно пункту 2 приложения "Предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к Правилам (далее - Приложение) для работ и услуг за исключением отдельных видов работ, услуг установлены следующие предельные величины значимости критериев оценки заявок:
минимальная значимость стоимостных критериев оценки - 60 %,
максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 40 %.
В пункте 3 Приложения указаны отдельные виды товаров, работ, услуг, для которых установлены иные величины значимости критериев оценки заявок.
Установлено, что услуги по организации расчетов за коммунальные услуги, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, не относятся ни к одному из отдельных видов услуг, определенных в Приложении. Следовательно, в данном случае величины значимости стоимостных и нестоимостных критериев оценки заявок должны быть распределены по общему правилу (в соответствии с пунктом 2 Приложения).
Пунктом 21 раздела 1 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе:
1. Стоимостные критерии: цена договора - 40 %;
2. Нестоимостные критерии: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 60 %.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что величины значимости критериев оценки заявок установлены заказчиком не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, что является нарушением пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, и, соответственно, данный довод заявителя является обоснованным.
В отношении второго довода жалобы Комиссией установлено следующее.
Из части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Правил).
Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Следовательно, законодательство о контрактной системе в сфере закупок не ограничивает заказчика в праве устанавливать по своему усмотрению показатели такого нестоимостного критерия как "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Утверждение заявителя, содержащееся в жалобе, о том, что пунктом 27 Правил установлен закрытый перечень показателей данного критерия, противоречит самому содержанию данного пункта.
Согласно пункту 2 раздела 1 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по организации расчетов за коммунальные услуги для МУП ГО г. Рыбинск "Теплоэнерго".
Пунктом 21 раздела 1 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в том числе нестоимостные критерии: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 60 %:
2.1. Показатель "Наличие базы данных созданной, обрабатываемой и используемой на законных основаниях, содержащей сведения о жилых домах, расположенных на территории городского округа город Рыбинск Ярославской области, с собственниками которых заказчиком заключен договор на снабжение тепловой энергией и (или) горячей водой и многоквартирных жилых домах, собственниками помещений которых принято в установленном законодательством РФ порядке на общем собрании собственников решение о внесении платы за коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) непосредственно заказчику". Коэффициент значимости критерия - 30;
2.2. Показатель "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ". Коэффициент значимости показателя -20;
2.3. Показатель "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема". Коэффициент значимости показателя - 10;
2.4. Показатель "Наличие у участника закупки собственных касс и / или касс / банкоматов / терминалов платежных субагентов, осуществляющих прием денежных средств в оплату платежей от населения без дополнительной комиссии". Коэффициент значимости показателя - 40.
Из анализа положений конкурсной документации следует, что заказчиком предусмотрено четыре показателя, раскрывающих содержание нестоимостного критерия оценки и учитывающих особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг, в том числе "Наличие базы данных_", который, как пояснил представитель заказчика на заседании Комиссии, в свою очередь, относится к тем материальным ресурсам, которые имеются у участника закупки (потенциального исполнителя) и наличие которых у последнего требуется заказчику в рамках проводимой закупки.
Комиссия соглашается с утверждением заявителя, что база данных представляет собой информационный ресурс, однако, считает несостоятельным вывод подателя жалобы о том, что понятие "информационные ресурсы" не может являться составной частью понятия "материальные ресурсы". В подтверждение своей позиции заявитель ссылается на понятие информационных ресурсов, содержащееся в Федеральном законе от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", утратившем силу (вместо него введен Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", где понятие "информационные ресурсы" отсутствует), а также на то, что "к материальным ресурсам могут быть отнесены различные физические и электронные носители, где хранится информация, но не сама информация", упуская из виду то обстоятельство, что данные физические и электронные носители приобретают материальную ценность (фактически становятся материальными ресурсами) только при наличии хранящейся на них информации, необходимой для подтверждения квалификации того или иного участника закупки.
Комиссия полагает, что к информационным ресурсам относятся средства материального выражения какой-либо информации, по своей сути это специальные базы данных на различных физических и электронных носителях, в которых содержится информация. Следовательно, информационные ресурсы могут относиться к материальным ресурсам (это также следует из положений пункта 4 части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ), что в рассматриваемом случае и имеет место быть.
Таким образом, довод заявителя относительно того, что показатель нестоимостного критерия "Наличие базы данных_" установлен заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, не нашел своего подтверждения жалобы.
Исходя из положений части 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
Согласно извещению срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе был установлен до 29.05.2017 08:30.
Жалоба НАО "Расчетно-кассовый центр" подана в Ярославское УФАС России 24.05.2017 (вх. N 5200).
На заседании Комиссии (30.05.2017, а также 31.05.2017 - в письменной форме (вх. N 5462 от 31.05.2017) НАО "Расчетно-кассовый центр" была представлена дополнительная правовая позиция к доводам жалобы от 23.05.2017 N 2017-031-ОК, содержащая ранее не являющиеся предметом рассмотрения доводы относительно нарушений, допущенных, по мнению заявителя, заказчиком при формировании конкурсной документации.
Данные дополнения представлены НАО "Расчетно-кассовый центр" после окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, в связи с чем их рассмотрение не проводится Комиссией на основании части 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу НАО "Расчетно-кассовый центр" на действия заказчика - МУП "Теплоэнерго" - при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по организации расчетов за коммунальные услуги для МУП ГО г. Рыбинск "Теплоэнерго" (извещение N 0571300000217000008) обоснованной в части нарушения заказчиком пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
2. Рассмотрение дополнительно заявленных доводов относительно положений конкурсной документации, указанных в дополнительной правовой позиции к доводам жалобы НАО "Расчетно-кассовый центр" от 23.05.2017 N 2017-031-ОК, не проводится в соответствии с частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
3. Не выдавать заказчику - МУП "Теплоэнерго" - обязательное для исполнения предписание, поскольку предписание об устранении выявленного нарушения выдано заказчику по итогам рассмотрения 31 мая 2017 года жалобы ООО "Аквист" по делу N 05-02/164Ж-17.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Потемкина Т.В.
Смирнова Т.А. |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 31 мая 2017 г. N 05-02/162Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2017