Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 1 июня 2017 г. N 850-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Краснотурьинская городская больница" -
- в отсутствии заявителя в лице ООО "Медицинские технологии", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Медицинские технологии" (625032, г. Тюмень, ул. Баумана, д. 32) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Краснотурьинская городская больница" (624460, Свердловская обл., г. Краснотурьинск, ул. Чкалова, д. 20), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на техническое обслуживание лабораторного медицинского оборудования (извещение N 0362200072617000323) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Медицинские технологии" (вх. N 01-9259 от 29.05.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Краснотурьинская городская больница", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на техническое обслуживание лабораторного медицинского оборудования (извещение N 0362200072617000323) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Медицинские технологии" указал, что, документация об электронном аукционе утверждена заказчиком с нарушением Закона о контрактной системе, в части описании объекта закупки, требований к участникам закупки. Просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
20 мая 2017 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N0362200072617000323 и аукционная документация на техническое обслуживание лабораторного медицинского оборудования.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 149 138 ,76 рублей.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из совокупности указанных норм Закона о контрактной системе, предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Заказчиком определен объект закупки в соответствии с извещением и частью 2 документации об электронном аукционе как - "техническое обслуживание лабораторного медицинского оборудования".
Как указывает в своей жалобе заявитель, на сегодняшний день одним из основных документов, регулирующих деятельность по техническому обслуживанию медицинской техники, являются Методические рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники", введенные в действие письмом Министерством здравоохранения Российской Федерации от 27.03.2003 г. N293-22/233 (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 5.2 названных Методических рекомендаций, к видам работ по техническому обслуживанию медицинской техники, отнесены: ввод в эксплуатацию; контроль технического состояния; периодическое и текущее техническое обслуживание; текущий ремонт.
Разделом 2 Методических рекомендаций дано понятие технического обслуживания медицинской техники, под которым понимается комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании.
Под контролем технического состояния медицинской техники понимается проверка соответствия значений параметров и характеристик изделия медицинской техники требованиям нормативной и эксплуатационной документации, выявление изношенных и поврежденных частей (деталей), проверка действия всех защитных устройств и блокировок, наличия и ведения эксплуатационной документации.
Пунктом 5.1. Методических рекомендаций установлено, что виды, объемы и периодичность работ по техническому обслуживанию медицинской техники, особенности организации этих работ в зависимости от этапов, условий и сроков эксплуатации изделий медицинской техники устанавливаются в соответствующей нормативной и эксплуатационной документации.
Согласно п. 5.2. Методических рекомендаций выделяются следующие виды работ по техническому обслуживанию медицинской техники:
- ввод в эксплуатацию;
- контроль технического состояния;
- периодическое и текущее техническое обслуживание;
- текущий ремонт.
В силу п. 6.6.5. Методических рекомендаций изделие медицинской техники, относящееся к средствам измерений медицинского назначения, в случаях, когда проведение текущего ремонта могло оказать влияние на метрологические характеристики изделия, подвергается послеремонтной поверке.
Кроме того, с 01.01. 2016 г. был введен в действие ГОСТ Р 56606-2015 "Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий", который не противоречит упомянутым Методическим рекомендациям ни в терминологии, ни в требованиях, а лишь конкретизирует их. Данный ГОСТ устанавливает требования к контролю технического состояния (КТС), являющегося неотъемлемой частью работ по выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию медицинской техники.
При этом, заявитель ошибочно полагает, что заказчиком не установлено в перечне проводимых работ по техническому обслуживанию лабораторного оборудования такого раздела, как контроль технического состояния медицинской техники, который является неотъемлемой составляющей работ по техническому обслуживанию.
Однако, заказчиком в п. 1.6 раздела III "Техническое задание" аукционной документации установлено, что Контроль технического состояния заключается в проверке соответствия значений параметров и характеристик изделий медицинской техники требованиям нормативной и эксплуатационной документации, выявлении изношенных и поврежденных частей (деталей), проверке всех защитных устройств и блокировок с применением рекомендованных средств измерения, внесенных в Государственный Реестр СИ, либо специальных средств или "фантомов", обеспечивающих качественное выполнение КТС.
Таким образом, довод заявителя не находит своего подтверждения.
Кроме того, заявитель указывает на то, что в аукционной документации (раздел III) представлены аппараты, подлежащие техническому обслуживанию: Анализатор биохимический автоматический Random Access A-25, анализатор биохимический Clima MC-15, гематологический автоматический анализатор Swelab Alfa, анализатор гематологический автоматический Micros 60, для которых контроль технического состояния является поверкой.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2088 N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", поверку средств измерений осуществляют аккредитованный в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Однако, заявитель ошибочно полагает, что заказчику необходима поверка указанных выше приборов, прямого указания на данный факт в Техническом задании аукционной документации нет. Более того, как пояснил представитель заказчика, поверка указанных приборов уже была осуществлена, а так же ежегодно проводятся определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на данные виды услуг конкурентным способом.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники является лицензируемым видом деятельности.
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469, в состав деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники в части технического обслуживания медицинской техники входят:
а) монтаж и наладка медицинской техники;
б) контроль технического состояния медицинской техники;
в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
г) ремонт медицинской техники.
Следовательно, выполнение перечисленных выше видов работ, требует наличие лицензии на техническое обслуживание медицинской техники (периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники).
Во исполнение указанных норм Закона о контрактной системе, а также в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в п. 16.2 информационной карты аукционной документации к участникам закупки предъявляются следующие требования, в том числе: Наличие лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
При этом, заявитель указывает так же на тот, факт, что должно было быть установлено дополнительное требование к участнику, а именно - наличие аттестата аккредитации на оказание услуг по поверке средств измерения.
Как было установлено ранее ежегодная поверка приборов: Анализатор биохимический автоматический Random Access A-25, анализатор биохимический Clima MC-15, гематологический автоматический анализатор Swelab Alfa, анализатор гематологический автоматический Micros 60 Заказчику не требовалась, и в Техническое задание аукциона не входила.
"01" сентября 2016 года был введен в действие ГОСТ Р 56606-2015, который не противоречит Методическим рекомендациям ни в терминологии, ни в требованиях, а лишь расширяет их. Данный ГОСТ устанавливает требования к контролю технического состояния (КТС), являющегося неотъемлемой частью работ по ТО МТ.
В соответствии с п.4.3 ГОСТ 56606-2015 в процессе осуществления технического обслуживания в обязательном порядке следует проводить контроль технического состояния (КТС) МИ с периодичностью не менее одного раза в год. Проверку соответствия значений параметров проводят с применением контрольно-измерительного оборудования, внесенного в реестр средств измерений и прошедшего государственную поверку. После ремонта или модернизации МИ должен быть проведен КТС (либо поверка в том случае, если МИ является средством измерения) в объеме, необходимом для подтверждения соответствия эксплуатационных и технических характеристик данного МИ значениям, приведенным в эксплуатационной документации.
Контроль технического состояния МИ не может проводиться подразделениями (персоналом), осуществляющим его техническое обслуживание.
При этом согласно п. 4.2.1 ГОСТ 56606-2015 Служба управления качеством (или ответственный за производственный контроль) должна иметь полномочия на выполнение действий в рамках программы контроля качества и нести за них ответственность. При необходимости возможно заключение договора со специалистом сторонней аккредитованной на данный вид деятельности организацией, если в медицинском учреждении такие специалисты отсутствуют или не обладают достаточной квалификацией.
Таким образом, ГОСТ 56606-2015 предусмотрена возможность при осуществлении контроля технического состояния медицинских изделий, в том числе при их поверке, привлечение сторонней аккредитованной на данный вид деятельности организаций.
Заказчиком в составе аукционной документации предусмотрено, что исполнитель вправе привлечь к исполнению своих обязательств по Контракту других лиц - соисполнителей (п. 6.1.3 проекта контракта).
Методические рекомендации "Техническое обслуживание медицинской техники" введены в действие письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 293-22/233 от 27.10.2003, при этом не являются нормативным правовым актом.
В силу пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Кроме того, в силу пункта 2 указанного Постановления Федеральным органам исполнительной власти предписывается исключить случаи направления для исполнения нормативных правовых актов, не прошедших государственную регистрацию и не опубликованных в установленном порядке.
Ссылка Заявителя на пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе об обязательном применении ГОСТ Р 56606-2015, утвержденном для добровольного применения, также является несостоятельной, поскольку пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе определены правила описания объекта закупки, Заявитель же предлагает установить требования к участнику закупки, которые в силу требований части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Поскольку ООО "Медицинские технологии" не представило Комиссии Свердловского УФАС России доказательств того, что требования заказчика к участникам закупки, описание объекта закупки нарушают его права и законные интересы, не позволяют Обществу принять участие в электронном аукционе, ставит его в неравные условия по отношению к другим участникам закупки или иным образом нарушает его права, как участника аукциона, Комиссия антимонопольного органа нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика не усматривает.
Заявитель также не представил доказательств, что какими-либо нормативными правовыми актами установлены требования к исполнителям услуг по контролю технического состояния медицинского оборудования исключительно при наличии аттестата аккредитации.
Таким образом, нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика относительно установления требований к участникам закупки, описанию объекта закупки не выявлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч.8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Медицинские технологии" признать не обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Краснотурьинская городская больница", нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Краснотурьинская городская больница", его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 1 июня 2017 г. N 850-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2017