Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 30 мая 2017 г. N ЭА-971/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия):
в отсутствие представителя ООО "Фирма Медполимер", в присутствии представителя ГБУЗ "Специализированная клиническая психиатрическая больница N 1" МЗ КК, рассмотрев жалобу ООО "Фирма Медполимер" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Специализированная клиническая психиатрическая больница N 1" МЗ КК (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Закупка лекарственных препаратов (натрия хлорид)" (извещение N 0318200025617000115) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. Установленное Заказчиком требование к поставке товара исключительно в полиэтиленовом флаконе (бутылке), с двумя отдельными стерильными портами, запечатанными по отдельности фольгой, является нарушением п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласен. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
ГБУЗ "Специализированная клиническая психиатрическая больница N 1" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Закупка лекарственных препаратов (натрия хлорид)" (извещение N 0318200025617000115).
Начальная (максимальная) цена контракта - 463 828,00 рублей.
На основании ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.п. 1), 6) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Конкурсная документация может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
6) если объектом закупки являются лекарственные средства документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены требования к закупаемому лекарственному препарату, а именно: МНН "Натрия хлорид: раствор для инфузий 0.9% 250 мл N10. Форма выпуска: полиэтиленовый флакон (бутылка), наличие градуировки для обеспечения возможности контроля объёма оставшейся жидкости в течение всего времени проведения инфузии, с двумя отдельными стерильными портами, запечатанными по отдельности фольгой, при вскрытии одного порта стерильность второго сохраняется, наличие свободного объёма во флаконе не менее 50 мл, необходимого для введения дополнительного объёма лекарства (раствора). Срок годности не менее 2 лет.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 22.12.2014 N 429-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" информация о взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения подлежит включению в государственный реестр лекарственных средств с 1 января 2018 года.
Согласно государственному реестру лекарственных средств, лекарственные препараты с МНН "Натрия хлорид" в лекарственной форме "раствор для инфузий" имеют одинаковую дозировку - 0,9%, различные объемы (например 200, 250, 400, 500 мл), различные формы выпуска (бутылки полиэтиленовые, бутылки стеклянные, бутылки полиэтиленовые без колпачка или с навариваемым евроколпачком или пластиковым колпачком и т.д.), в связи с чем, лекарственные препараты с МНН "Натрия хлорид", имеющие одинаковую дозировку, но отличающиеся объемом являются взаимозаменяемыми.
Кроме того, форма выпуска (бутылки полиэтиленовые, бутылки стеклянные, бутылки полиэтиленовые без колпачка или с навариваемым евроколпачком или пластиковым колпачком и т.д.) не влияет на терапевтические свойства лекарственного препарата, поэтому не должна определять потребности Заказчика. В совокупности установленных Заказчиком характеристик (форма выпуска, объем), данный препарат выпускают 3 производителя ООО "Гематек", ОАО "ЮграФарм" и ООО "ИСТ-ФАРМ", которые входят в группу компаний ООО "Б.Браун Медикал".
Письмом от 26.08.2016 N ИА/58910/16 ФАС России указано, что разъяснения, направленные ФАС России по вопросам закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, являются официальной позицией и являются обязательными для применения территориальными органами ФАС России.
Наиболее типичным примером ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов является указание в документации закупки терапевтически не значимых характеристик, соответствующих конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара, указание формы выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например: "ампула", "флакон", "блистер") без возможности поставки аналогичных препаратов в иной форме выпуска (упаковке) (письмо ФАС России от 09.06.2015 NАК/28644/15).
Таким образом, требования заказчика, которые не влияют на терапевтические свойства лекарственного препарата (форма выпуска, объем), сокращают число товаров, соответствующих требованиям заказчика, и ограничивают количество участников закупки.
Частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фирма Медполимер" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Специализированная клиническая психиатрическая больница N 1" МЗ КК нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Специализированная клиническая психиатрическая больница N 1" МЗ КК (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 457
по делу NЭА-971/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
30 мая 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия):
в отсутствие представителя ООО "Фирма Медполимер", в присутствии представителя ГБУЗ "Специализированная клиническая психиатрическая больница N 1" МЗ КК, на основании решения N ЭА-971/2017 от 30.05.2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Фирма Медполимер" на действия ГБУЗ "Специализированная клиническая психиатрическая больница N 1" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Закупка лекарственных препаратов (натрия хлорид)" (извещение N 0318200025617000115) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - ГБУЗ "Специализированная клиническая психиатрическая больница N 1" МЗ КК (единой комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона (при наличии) и аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0318200025617000115).
2. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
3. В срок до 23.06.2017 представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 30 мая 2017 г. N ЭА-971/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2017