Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 31 мая 2017 г. N ЭА-972/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "Тацинская Усадьба" (далее - Заявитель) на действия администрации МО г. Новороссийск (далее - Уполномоченный орган) при проведении совместного электронного аукциона: "Поставка молока и молочной продукции" (извещение N 0118300013317000370) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует действия (бездействие) Уполномоченного органа. В своей жалобе ООО "Тацинская Усадьба" указывает о неправомерном отказе в допуске к участию в электронном аукционе; необоснованном отклонении по одной и той же причине одних заявок и допуск других заявок; комиссией по осуществлению закупки в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе указаны недостоверные положения ГОСТ 32260-2013; Уполномоченный орган при проведении совместного аукциона не вправе устанавливать при описании объекта закупки различные качественные и технические требования для каждого заказчика; Уполномоченным органом при формировании начальной (максимальной) цены контракта нарушена ч. 5 ст. 22 Закона о контрактной системе.
Представителем Уполномоченного органа представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что заявка ООО "Тацинская Усадьба" отклонена правомерно.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом в качестве Организатора совместного аукциона - администрацией МО г. Новороссийск проводился электронный аукцион: "Поставка молока и молочной продукции" (извещение N 0118300013317000370).
Начальная (максимальная) цена контракта - 25 989 742,00 рубля.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0118300013317000370 от 22.05.2017 ООО "Тацинская Усадьба" (заявка N 6) отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям: Участником не предоставлена информация, установленная в "Сведения о товарах (материалах, оборудовании) используемых при выполнении работ" приложение к описанию объекта закупки раздел 10 аукционной документации: п.4 (масса, кг) - участник не предоставил информацию "масса кг" в отношении заказчика мбдоу детский сад N55.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 2) части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на поставку товара: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Разделе "Описание объекта закупки" для заказчиков МБДОУ детские сады N 20, N 55 установлены следующие функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, в частности:
- по позиции 4: "Наименование товара сыр, код по ОКПД2 10.51.40.120, наименование сыра голландский, российский, форма шаровидная, с равномерной осадкой, низкий цилиндр со слегка выпуклой боковой поверхностью и округленными гранями, высота см от 5 до 16 включ., масса кг от 1,0 до 18,0 включ., внешний вид корка, ровная, без повреждений и толстого подкоркового слоя, покрытая парафиновыми, полимерными, комбинированными составами или полимерными материалами, вкус и запах выраженный сырный, массовая доля жира не менее % 50,0 +/- 1,6".
Для заказчиков МБДОУ детские сады NN 1-5, 7, 9, 11, 13-17, 19, 21, 22, 24, 25, 27, 28, 33, 34, 44-46, 50, 52, 56, 58, 60, 62, 65, 66, 73, 75-77, 79-81, 83, 85 по позиции 4 в Разделе "Описание объекта закупки" установлены следующие характеристики:
"Наименование товара сыр, код по ОКПД2 10.51.40.120, наименование сыра голландский, российский, форма шаровидная, с равномерной осадкой, низкий цилиндр со слегка выпуклой боковой поверхностью и округленными гранями, высота см от 5 до 16 включ.,, внешний вид корка, ровная, без повреждений и толстого подкоркового слоя, покрытая парафиновыми, полимерными, комбинированными составами или полимерными материалами, вкус и запах выраженный сырный, массовая доля жира не менее % 50,0 +/- 1,6".
В заявке ООО "Тацинская Усадьба" по позиции 4 предложены следующие характеристики:
"Наименование товара сыр, код по ОКПД2 10.51.40.120, наименование сыра российский, низкий цилиндр со слегка выпуклой боковой поверхностью и округленными гранями, высота см 12, внешний вид корка, ровная, без повреждений и толстого подкоркового слоя, покрытая полимерными материалами, вкус и запах выраженный сырный, массовая доля жира % 50,0 * (см. Примечание)
Страна происхождения товара: Российская Федерация. Товарный знак отсутствует. Товар российского производства. Производитель: ООО "Брасовские сыры".
Примечание
* Для МБДОУ Детский сад N 20 в поз. N 4 предлагаем к поставке сыр масса кг 10,0 в количестве 50 кг".
На основании ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе обусловлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе обусловлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, с учетом отсутствия информации по позиции 4 в соответствии с требованиями аукционной документации в отношении заказчика МБДОУ детский сад N 55, отклонение заявки ООО "Тацинская Усадьба" не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и аукционной документации.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе определено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
На запрос N 1, поступивший 05.05.2017, с вопросом, в том числе: "заказчик при описание сыра указывает: "массовая доля жира не менее % 50,0 +/- 1,6" согласно ГОСТ 32260-2013 Массовая доля жира в пересчете на сухое вещество (%) указана - 50,0+/- 1,6. Т.е. согласно ГОСТ 32260-2013 данный показатель не может быть конкретизирован. В таком случае указание в заявке массовой доли жира в формате "массовая доля жира % 50,0+/-1,6" - будет ли являться основание для отклонения?", Заказчиком 07.05.2017 размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе от 07.05.2017 NРД1 следующего содержания: "Согласно ГОСТ 32260-2013 "массовая доля жира составляет не менее % 50,0 +/- 1,6". Пунктом 16 части 2 Раздела 4 аукционной документации "Инструкции по заполнению заявки" указано, что если в описании объекта закупки установлены данные значения, то участнику закупки необходимо представить (указать) конкретное значение, входящее в диапазон, при этом могут быть представлены (указаны) крайние значения. Данный пункт не применяется в значениях температурного режима".
В Разделе 4 аукционной документации Заказчиком установлена Инструкция по заполнения заявки, согласно таблицы N 1 которой:
N п/п |
Обозначения |
Описание |
1. |
"эквивалент", "аналог", "не менее", "не более"_ |
Если в описании объекта закупки установлены данные значения, то это означает неконкретные значения и не могут быть указаны в заявке участника закупки. Данный пункт не применяется в значениях температурного режима |
16. |
"+" (знак плюс), "-" (знак минус), "_" (знак плюс-минус) |
Если в описании объекта закупки установлены данные значения, то участнику закупки необходимо представить (указать) конкретное значение, входящее в диапазон, при этом могут быть представлены (указаны) крайние значения. Данный пункт не применяется в значениях температурного режима |
Кроме того, ч. 3, ч. 4 Раздела 4 аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки" обусловлено: Участнику закупки запрещается изменять "Наименование товара (материала, оборудования)" или "Наименование товара, входящего в объект закупки", даже если "Наименование товара (материала, оборудования)" или "Наименование товара сопровождается обозначениями "не менее", "не более", "менее", "более", "или"_; Участнику закупки запрещается изменять "Наименование показателя, ед. изм. показателя", включая если согласно установленного ГОСТ наименование показателя сопровождается "не менее", "не более", "или", установленное в описание объекта закупки.
Согласно п. 5.1.6 ГОСТ 32260-2013 по физико-химическим показателям сыры должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 4.
Таблица 4
В процентах
Наименование сыра |
Массовая доля |
жира в пересчете на сухое вещество | |
Советский |
50,0_1,6 |
Швейцарский |
50,0_1,6 |
Алтайский |
50,0_1,6 |
Российский |
50,0_1,6 |
Голландский |
50,0_1,6 (шаровидный) 45,0_1,6 (брусковый) |
Костромской |
45,0_1,6 |
Ярославский |
45,0_1,6 |
Эстонский |
45,0_1,6 |
Степной |
45,0_1,6 |
Угличский |
45,0_1,6 |
Латвийский |
45,0_1,6 |
Таким образом, значение показателя "Массовая доля жира" по позиции 4 согласно ГОСТ 32260-2013 не может быть конкретизировано, кроме того, значение данного показателя в п. 5.1.6 ГОСТ 32260-2013 установлено без сопровождения слов "не менее".
На основании вышеизложенного, разработанная Уполномоченным органом Инструкция по заполнению заявки не позволяет участникам закупки корректно сформировать заявку на участие в электронном аукционе в соответствии с описанием объекта закупки, представленным заказчиками МБОУ детские сады сплошным текстом без наименования граф, что повлекло отклонение заявок участников закупки.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0118300013317000370 от 22.05.2017 участникам закупки, подавшим заявки N 1, 2, отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям, в частности: "Участником указаны значения в заявке несоответствующие требованиям заказчика, установленные в "Сведения о товарах (материалах, оборудовании) используемых при выполнении работ" приложение к описанию объекта закупки раздел 10 аукционной документации: п.4 (массовая доля жира не менее % 50,0) - при составлении описания объекта закупки заказчиком использованы показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническим регламентам, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании ГОСТ 32260-2013. Согласно ч.3 инструкции по заполнению заявки раздела 4 аукционной документации участнику закупки запрещается изменять "Наименование показателя, ед. изм. показателя", включая, если согласно установленного ГОСТ наименование показателя сопровождается "не менее". Согласно таблицы N4 пункта 5.1.3 ГОСТ 32260-2013 "массовая доля жира не менее %" является наименованием показателя, включая "не менее". Участник закупки исключил из наименования показателя "не менее".
Таким образом, аукционной комиссией Уполномоченного органа в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0118300013317000370 от 22.05.2017 указана ссылка на неверный пункт ГОСТ 32260-2013, в том числе наименование показателя не соответствует показателю, установленному в таблице 4 п. 5.1.6 ГОСТ 32260-2013.
Кроме того, в предложении ООО "Тацинская Усадьба" по позиции 4 из наименования показателя исключено слово "не менее", при этом отклонение по данному основанию в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0118300013317000370 от 22.05.2017 аукционной комиссией Уполномоченного органа не зафиксировано.
Из пояснений представителя Уполномоченного органа следует, что в решении комиссии ошибочно было включено основание для отклонения участника N 1 и N 2 "п. 4 (массовая доля жира не менее % 50,0) - при составлении описания объекта закупки заказчиком использованы показатели _".
Таким образом, аукционной комиссией Уполномоченного органа нарушена ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Уполномоченным органом для всех заказчиков - МБДОУ детские сады организована закупка товаров: молоко, кефир, сметана, сыр, творог, масло сливочное, следовательно, проведение совместного аукциона не противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
В части доводов Заявителя о нарушении Уполномоченным органом ч. 5 ст. 22 Закона о контрактной системе при формировании начальной (максимальной) цены контракта Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль не осуществляет.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15, 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тацинская Усадьба" обоснованной в части необоснованного отклонения по одной и той же причине одних заявок и допуск других заявок; указания аукционной комиссией в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе недостоверных положений ГОСТ 32260-2013.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа - администрации МО г. Новороссийск (аукционной комиссии) нарушение ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 64, ч. 1, ч. 4, ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному органу - администрации МО г. Новороссийск (аукционной комиссии), Заказчикам - МБДОУ детские сады выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 461
по делу N ЭА-972/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
31 мая 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
на основании своего решения от 31.05.2017 года по делу N ЭА-972/2017, принятого при рассмотрении жалобы ООО "Тацинская Усадьба" на действия администрации МО г. Новороссийск при проведении совместного электронного аукциона: "Поставка молока и молочной продукции" (извещение N 0118300013317000370) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Уполномоченному органу - администрации МО г. Новороссийск (аукционной комиссии), Заказчикам - МБДОУ детские сады устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 64, ч. 1, ч. 4, ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0118300013317000370).
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения Заказчиком настоящего предписания. Уведомить участников закупки, подавших заявки, об аннулировании электронного аукциона. Осуществить возврат участникам закупки, подавшим заявки, денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 23.06.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 31 мая 2017 г. N ЭА-972/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2017