Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 31 мая 2017 г. N ЭА-995/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
рассмотрев жалобу ИП Щербинина И.А. (далее - Заявитель) на действия МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по объекту: "Содержание сетей ливневой канализации и насосных станций в г. Краснодар в 2017 году" (извещение N 0318300577617000052) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ИП Щербинин И.А. указывает, что в описании объекта закупки установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые не соответствуют ГОСТам и носят необъективный (избыточный) характер, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласны. Документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по объекту: "Содержание сетей ливневой канализации и насосных станций в г. Краснодар в 2017 году" (извещение N 0318300577617000052).
Начальная (максимальная) цена контракта - 89 994 969,00 рублей.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
Согласно п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
На основании п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В "Сведениях о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, представление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме" установлено:
8 |
Кирпич керамический |
Тип кирпича |
Лицевой, рядовой |
|
|
Группа по теплотехническим характеристикам |
Повышенной эффективности; эффективные; высокой эффективности |
|
|
Класс средней плотности |
До 1,2 |
Инструкцией по заполнению заявки установлено: "При указании конкретного показателя по Максимальному и (или) минимальному значению показателей вида "до x" или "от х", где "x" - верхнее/нижнее числовое значение, участник закупки должен указать конкретный показатель, при этом крайние значения "х" включены в интервал при наличии слов "включительно", во всех иных случаях крайние значения "х" не включены в интервал".
Таблицей 1 ГОСТ 530-2012 установлено:
Таблица 1 - Группы изделий по теплотехническим характеристикам
|
|
Класс средней плотности изделия |
Группа изделий по теплотехническим характеристикам |
0,7;
0,8 |
Высокой эффективности |
1,0 |
Повышенной эффективности |
1,2 |
Эффективные |
1,4 |
Условно-эффективные |
2,0;
2,4 |
Малоэффективные (обыкновенные) |
Таким образом, для группы по теплотехническим характеристикам кирпича - эффективные, класс средней прочности составляет -1,2, однако, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки 1,2 не входит в предел допустимых значений, в связи с чем, установленное Заказчиком требование противоречит ГОСТ.
По результатам проведения внеплановой проверки, Комиссией установлено, что Заказчиком по данной позиции также установлено:
Радиус закругления угла вертикальных смежных граней |
Должен быть не более 15 |
Отбитости углов глубиной, отбитости ребер и граней длиной более 15 мм, |
не более 4 |
Согласно инструкции по заполнению заявки, участник закупки должен предоставить конкретные значения указанных показателей.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287).
Согласно п. 7.3.1 ГОСТ 530-2012 размеры изделий, толщину наружных стенок, диаметр цилиндрических пустот, размеры квадратных и ширину щелевидных пустот, длину посечек, длину отбитостей ребер, радиус закругления смежных граней и глубину фаски на ребрах измеряют металлической линейкой по ГОСТ 427 или штангенциркулем по ГОСТ 166. Погрешность измерения - 1 мм.
Таким образом, установленные Заказчиком показатели, возможно определить только по результатам испытаний, в связи с чем, описание данной позиции носит необъективный характер.
Позиция 2 "Смеси бетонные, БСГ, на гранитном щебне ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 26633-2015".
Согласно п. 4.1 ГОСТ 7473-2010 по типу бетона бетонные смеси подразделяют на:
- бетонные смеси тяжелого бетона (БСТ);- бетонные смеси мелкозернистого бетона (БСМ);- бетонные смеси легкого бетона (БСЛ).
ГОСТ 26633-2015 также не содержит указанный Заказчиком тип бетонной смеси. Установленный Заказчиком тип бетонной смеси (БСГ) содержался в ГОСТ 7473-94, датой окончания действия которого является - 01.01.2012.
Частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
В п. 1.9 "Технического задания" аукционной документации установлено, что при выполнении работ по содержанию ливневой сети и насосных станций, Подрядчиком должны неукоснительно соблюдаться требования к порядку производства работ. Работы должны быть выполнены в соответствии с техническими решениями (ведомостью объемов работ), разработанными на основании действующих нормативных документов, в том числе:
- СНиП 3.05.04-85 "Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 25.05.1990 N 51).
Заявитель указывает, что данный СНиП не действует на территории РФ. Действующим является СП 129.13330.2011.
Вместе с тем, в оглавлении СНиП 3.05.04-85 установлено:
СНиП 3.05.04-85*1) ________________
Зарегистрирован Росстандартом в качестве СП 129.13330.2011. - Примечание изготовителя базы данных.
В статусе данного СНиП также указано следующее:
Название документа: |
СНиП 3.05.04-85* Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации (с Изменениями)
|
Номер документа: |
3.05.04-85
129.13330.2011
|
Вид документа: |
СНиП
СП (Свод правил) |
Заявитель также указывает, что ведомостями объемов работ, которые размещены в составе аукционной документации, не предполагается использование бетонных смесей, в связи с чем, Заказчик незаконно установил требование о применении товара, который не учтен в обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В составе аукционной документации, размещенной на официальном сайте, обоснование начальной (максимальной) цены контракта содержится.
Согласно п. 3) ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
Таким образом, Краснодарское УФАС России не наделено полномочиями по осуществлению контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Проверка обоснованности и правильности расчетов не входит в полномочия Краснодарского УФАС России.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Щербинина Ю.А. обоснованной в части необъективного описания объекта закупки.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях Заказчика - МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" нарушение ч. 3 ст. 7, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 464
по делу NЭА-995/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
31 мая 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрения жалобы ИП Щербинина И.А. на действия МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по объекту: "Содержание сетей ливневой канализации и насосных станций в г. Краснодар в 2017 году" (извещение N 0318300577617000052) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" (единой комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и внесения изменений в аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и решения по делу N ЭА-995/2017 от 31.05.2017.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Уведомить участников закупки, подавших заявки о внесении изменений в документацию электронного аукциона N 0318300577617000052. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.
4. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5 дней с момента его получения.
5. В срок до 30.06.2017 представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 31 мая 2017 г. N ЭА-995/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2017